Главная >> 5 >> 15

Оператор клуба «Ростов» для лучшего ракурса залезает на столбы и крыши

Сегодня — Международный день спортивного кино, который отмечается по решению Международного Олимпийского комитета и Международной федерации спортивного кино и телевидения. Это профессиональный праздник оператора футбольного клуба «Ростов» Александра Элизбаряна...


Именно у Александра Седраковича судьи просят кассету с записью спорного момента. А после игры записанный видеооператором матч просматривают в комнате инспектора матча.


Снимать футбол трудно. Это знает любой, кто хотя бы раз пробовал встать возле кромки поля и запечатлеть игру на видеокамеру. Однако у операторов футбольных клубов работа еще более специфичная.


- Телеоператоры чаще снимают игроков и моменты крупным планом, — пояснил Александр Элизбарян корреспонденту «Вечернего Ростова». — А для нас важнее всего общий план поля, чтобы было видно схему расстановки футболистов. Поэтому я работаю не возле поля, а на трибуне. Особенно трудно приходится на сборах в Турции или Эмиратах, где на тренировочных полях нет условий для съемки. Приходится забираться на крыши ближайших построек или осветительные мачты, чтобы получить общий план. Я привязываю себя ремнями, чтобы не упасть, и снимаю! Игроки надо мной


подшучивают по этому поводу. С высоты, к счастью, я не падал, а вот кроссовки однажды порвал, забираясь наверх! Кстати, некоторые стадионы и тренировочные поля уже начали строить с местами для видеооператоров...


Александр Элизбарян в ФК «Ростов» уже четыре года. Так получилось, что он имеет две специальности, причем обе связаны с футболом. Он окончил Ростовский кинотехникум, где преподавателем физкультуры был известный ростовский футболист и тренер В.В. Буров. А потом освоил профессию судьи, стал арбитром республиканской категории, отсудил немало матчей чемпионата Советского Союза и позже — России.


В команду «Ростов» ему порекомендовал прийти пресс-атташе Борис Шинкаренко, с которым они познакомились во время судейской карьеры Александра Седраковича. В клуб как раз требовался оператор. Судейский опыт помог новому сотруднику «Ростова» быстро освоиться с работой: он всегда может безошибочно угадать действия арбитра и развитие событий на поле, поэтому успевает снимать то, что нужно.


Теперь Элизбарян неразлучен с командой. Он снимает даже часть тренировок, не говоря уже о сборах и самих матчах. И, по словам Александра Седраковича, футболисты на тренировочных занятиях лучше работают, если на них направлена камера — это их мобилизует.


Снимает Элизбарян, как и большинство его коллег из премьер-лиги, небольшой и удобной видеокамерой DV-Cam. У него есть несколько штативов для разных ракурсов съемки.


- Ситуации во время матчей бывают разные, — говорит оператор. — Когда на стадионе холодно, камера может отказать. Но у нас солидарность с операторами команд-соперников: если вдруг возникнут проблемы, всегда можно переписать момент у коллеги. Мы не соперничаем, как футболисты, и всегда помогаем друг другу, Я также консультируюсь у опытных операторов по спорным вопросам. Кстати, в некоторых ведущих клубах премьер-лиги, вроде ЦСКА, сейчас уже не один видеооператор, а два-три. Они снимают с разных сторон поля, чтобы картина игры получилась более полной...


После каждой игры видеооператор команды хозяев делает копии записи на четыре-пять кассет. Одну клуб отсылает в судейский комитет, другую — в офис премьер-лиги и так далее. На базе клуба есть архив записей, который пополняется кассетами с каждого матча. Ведь главный тренер должен иметь возможность просмотреть запись любой игры за прошедшие несколько лет.


Иногда кассеты просят игроки «Ростова» для своей коллекции, если они хорошо сыграли в этой встрече. Особенно любят собирать архив иностранные футболисты — Омар Перес, Карлос Гутьеррес, Тони Койл, Исо Каньенда.


В операторской среде премьер-лиги ходят забавные байки про казусы коллег. Один оператор добросовестно снимал игру, а когда мяч вылетел за пределы поля, отвлекся и направил камеру вниз. Когда на следующий день футболисты и главный тренер команды собрались на просмотр матча, они пару минут удивленно созерцали ботинки оператора крупным планом...


Другой видеооператор после забитого гола направил камеру на тренерскую скамейку, чтобы запечатлеть радость наставников. А команды в это время уже уходили на перерыв, и между игроками вдруг завязалась потасовка. Когда инспектор матча попросил кассету с записью драки, оператору пришлось срочно переписывать ее у коллеги из другой команды.


Но сам Александр Элизбарян старается таких ошибок не допускать. Он признается, что всегда болеет за своих игроков, но должен быть хладнокровным во время игр — если поддаться эмоциям, можно забыть о работе.


***