Подводная лодка "Алроса" под командованием капитана 2 ранга Дмитрия Парамонова ушла в поход зимой, а возвращалась в Севастополь весной. В момент захода лодки в базу снег повалил так густо, что "съедал" видимость, затруднял безопасное маневрирование. Кто-то из посланцев шефствующей над субмариной Якутии не без оснований заметил: "У нас на родине сейчас, поди, погода лучше".
Весенний Севастополь, где местами уже зацвел миндаль, был одет плотным зимним покрывалом. И даже не верилось, что еще несколько дней назад у новороссийских берегов подводникам по-настоящему было жарко - в прямом и переносном смысле...
Ночное море в районе активного судоходства вблизи такого оживленного порта, как Новороссийск, всегда таит в себе опасность. Целей в море - как звезд на небе. Одна из засветок на экране РЛС показывала берег. Хотя совершенно очевидно, что никакого берега там быть не могло. Им оказался супертанкер длиной более полукилометра. Подводники, вахтенные офицеры, специалисты БИП в этом походе получили прекрасную практику расхождения с целями.
На борту "Алросы" находился командир дивизиона. ПЛ капитан 1 ранга Анатолий Варочкин вместе со своим походным штабом. Были еще и прикомандированные с других подводных лодок.
- Практика прикомандирования помогает профессиональному становлению моряков всего дивизиона, получению ими морской практики, - рассказал Варочкин. -Мы стремимся максимально использовать каждый выход в море, делать его насыщенным по всем параметрам. Это в полной мере относится и к нынешнему походу, где экипаж успешно решил целый комплекс задач.
Помимо работы на науку моряки, как и положено, проводили общекорабельные учения, в том числе по борьбе за живучесть, офицеры решали тактические задачи.
Победа в море куется на берегу. В связи с этим нельзя не вспомнить недавнее учение по выходу членов экипажа через торпедные аппараты из "затонувшей" подводной лодки. Действия отрабатывались не на береговом полигоне, а непосредственно на самой подлодке, в реальных условиях. И участвовали в организации этих ответственных учений не только дивизионные специалисты, но и флотские спасатели.
...В не таком уж далеком прошлом подводные силы Черноморского флота представляли собой дивизию подводных лодок разных проектов. Был и свой учебный отряд. В ту пору одна только бригада подлодок, которой командовал контр-адмирал Борис Царев, могла перекрыть все Черное море. В 70 - 80-е годы субмарины регулярно несли боевую службу в Средиземном море, совершали переходы с Черноморского на Северный флот и обратно, огибая Европу. Сейчас это кажется фантастикой, а тогда было обыденной службой. После раздела Черноморского флота дивизия прекратила свое существование. Черноморцы ушли из Балаклавы, после чего там был разрушен и разграблен подземный судоремонтный завод-док с противоатомной защитой, где могли укрыться несколько субмарин. Был расформирован и учебный отряд подплава. Подводные силы ЧФ съежились сначала до масштаба одной бригады. А спустя некоторое время - и до отдельного дивизиона...
Впрочем, черноморцы считают, что лучше иметь боеготовый дивизион, чем номинальную бригаду. Дело в том, что был период, когда в бригаде из-за отсутствия аккумуляторных батарей не было ни одной (!) боеготовой плавающей подводной лодки. А нынешний отдельный Констанцский ордена Ушакова I степени дивизион (он унаследовал титулы соединения) сильнее прежней бригады.
Сегодня подводники с оптимизмом смотрят в будущее. Забрезжил свет в конце тоннеля, точнее, затянувшегося с 1992 года ремонта подводной лодки "Горьковский комсомолец", которой с 2000 года командует капитан 2 ранга Борис Резник. С недавних пор пошло полноценное финансирование не просто ремонта, но и модернизации этой субмарины.
- Подлодку 641-Б проекта очень ценят подводники, -рассказывает капитан 1 ранга Варочкин, - на ней все детально продумано, она аккумулировала в себе все лучшее из предыдущих проектов. Это шедевр отечественного кораблестроения. "Горьковский комсомолец" -последняя лодка этого проекта, сошедшая со стапелей завода "Красное Сормово".
Сейчас вместе с рабочими ООО "Лазаревское адмиралтейство" подводники активно участвуют в ремонте своей лодки, а кроме того, выходят в море на "Алросе", чтобы не потерять профессиональные навыки. В годы ремонта экипаж корабля был сокращенного состава. Можно себе представить, каким по-настоящему радостным, знаковым событием для моряков стало открытие с 1 марта полного штата! Это ли не признаки возрождения "Горьковского комсомольца", всего дивизиона?!
Вносят свою лепту в поддержание боеготовности экипажа и шефы "Горьковского комсомольца" - Советский район Нижнего Новгорода. Руководители района и Нижнего Новгорода побывали в экипаже, многое сделали для улучшения быта моряков.
Экипажем еще одной подводной лодки другого проекта командует капитан 2 ранга Константин Табачный. В свое время для каждого из флотов были сделаны четыре такие подлодки. Черноморская субмарина, несмотря на свой солидный возраст, планируется к восстановлению. Экипаж поддерживает ее рабочее состояние, совершенствует свою выучку.
Есть ли проблемы в дивизионе? Конечно, и немало. Но подводники не жалуются на трудности. Они их преодолевают. Особенно когда видят элементы возрождения, чувствуют перспективы развития. Это согревает душу, заставляет трудиться с удвоенной энергией
Заглядывая в будущее, подводники надеются, что дивизион пополнится еще одной субмариной. Возможно, того же проекта, что и "Алроса". - Главное, нам удалось сохранить боеготовое ядро подводных сил Черноморского флота, - говорит Анатолий Варочкин. - Моряки имеют возможность совершенствовать свое мастерство как на берегу, так и в море.
...Недолго стояла у причала "Алроса". Моряки пополнили запасы, проверили технику и вновь вышли в море отрабатывать очередные, еще более сложные учебно-боевые задачи. Свой профессиональный праздник - День подводника - они будут встречать в море.