Сегодня свой профессиональный праздник отмечают флотские штурманы. О том, каким выдался для морских навигаторов старейшего флота России ушедший год, и задачах, стоящих в году наступившем, нашему корреспонденту рассказал главный штурман БФ капитан 1 ранга Александр Железняков
- Александр Эдуардович, не простым выдался ушедший год для военных моряков Балтики. В предельно сложных и напряженных условиях довелось вести боевую подготовку. При этом интенсивная ратная учеба балтийцев проводилась на фоне многочисленных международных визитов и выходов на боевую службу кораблей флота. Разумеется, пришлось потрудиться и штурманам...
- В самом деле уходит в прошлое то время, когда боевые корабли, по большей части простаивали у причальной стенки. Сейчас ситуация кардинально изменилась. В 2004 году экипажам многих кораблей Балтфлота довелось выполнять сложные и ответственные задачи в отрыве от его основных баз - в Атлантике, в акватории Северного моря. При этом наш отряд кораблей в составе СКР "Неустрашимый", БДК "Калининград" и танкера "Лена" под командованием заместителя командующего БФ вице-адмирала В.Апановича впервые начиная с 1997 года нес боевую службу в Средиземноморье. В общей сложности корабли и суда Балтфлота в нынешнем году совершили восемь дальних походов. А всего в море выходили 157 кораблей и судов БФ. Если говорить об общей наплаванности, то она превысила 230 000 морских миль. При этом количество ходовых дней составило 3 800 суток. Понятно, что во всех походах и службах флотским штурманам довелось выполнять одну из наиболее ответственных задач обеспечивать навигационную безопасность и проводку кораблей.
- В череде международных мероприятий, в которых участвовали моряки Балтийского флота, особое место занимают морские маневры "Балтопс" и выполнение задач боевой службы в Средиземном море.
В 2004 году старейшее объединение Российского ВМФ на международных морских учениях "Балтопс-2004" представляли сторожевой корабль "Неустрашимый" и большой десантный корабль "Калининград". Кстати, экипажи этих же кораблей в начале осени отработали целый комплекс учебно-боевых мероприятий в акватории Атлантики и Средиземного моря, а также совершили ряд заходов в порты Испании, Португалии и Франции. Особенностью штурманского обеспечения похода можно назвать то, что приходилось выполнять маневры в составе группы кораблей, в том числе и при проведении совместных учений с морскими силами иностранных государств. Безусловно, свой отпечаток на работу штурманских подразделений наложила и удаленность района выполнения задач от основного места базирования. Тем более что многим специалистам БЧ-1 уже давно не доводилось осуществлять проводку в средиземноморских широтах. Однако флотские штурманы капитан 3 ранга Г.Забродин, старший лейтенант Ю.Кутепов успешно справились с этой непростой задачей. Кстати, руководил их работой один из опытнейших специалистов Балтийского флота мой заместитель капитан 1 ранга Эдуард Луйк.
- Александр Эдуардович, но ведь в прошлом году штурманам Балтфлота довелось водить наши корабли по давно ставшими привычными маршрутам...
- Как и в 2003 году корабли с Андреевским флагом швартовались у причальных стенок портов туманного Альбиона. И если два года назад СКР "Неустрашимый" выполнял дипломатическую миссию по обеспечению визита главы Российского государства Владимира Путина, то на этот раз в августе 2004 года большой десантный корабль "Минск" со взводом морской пехоты на борту, находясь в Плимуте, принимал участие в мероприятиях празднования дня ВМС Великобритании и 60-летия высадки десанта в Нормандии в 1944 году. Штурманское обеспечение этого похода проходило под руководством флагманского штурмана соединения надводных кораблей капитана 2 ранга О.Дроздова.
Впрочем, этими визитами международная деятельность флота в 2004 году не ограничилась. В гости к нашему скандинавскому соседу по Балтике Швеции отправились под флагом командующего Балтийским флотом адмирала Владимира Валуева подводная лодка "Б-806" и спасательное судно "СС-750". Экипажи российской субмарины и спасательного судна приняли участие в торжествах, посвященных 100-летнему юбилею подводных сил ВМС скандинавского королевства. На этот раз старшим штурманом похода довелось быть мне.
- Представительская роль флота общеизвестна. Но все же основной задачей боевых кораблей является защита западных морских рубежей России. Как проявили себя штурманы в период проведения наиболее крупных морских маневров соединений Балтийского флота?
- Ответственным экзаменом для всех специалистов БФ, в том числе и для штурманов, явились состоявшиеся в начале года масштабные учения по высадке морского десанта. Тогда, в апреле, в общей сложности в море вышли 32 надводных корабля. Одним из наиболее важных эпизодов маневров стал предшествовавший высадке морской бой, который прошел под руководством командира Балтийской ВМБ контр-адмирала А.Клецкова. Десятки боевых кораблей выполняли задачи по поиску и уничтожению подводной лодки "противника". Производились ракетные и артиллерийские стрельбы по воздушным и надводным целям. Разумеется, успешное выполнение всех этих боевых упражнений во многом зависело от четких, грамотных действий штурманского звена кораблей. Перестроения ордеров, своевременное маневрирование, выход на боевой курс... Все эти непреложные составляющие удачных ракетных, артиллерийских стрельб, торпедных пусков потребовали высокого профессионализма специалистов БЧ-1. И в завоеванном в ушедшем году корабельными артиллеристами БФ призовом кубке главкома есть и толика труда флотских штурманов.
- Александр Эдуардович, хотя основной костяк флота составляют боевые корабли, но роль наших судов в обеспечении жизнедеятельности объединения' довольно весома...
- Сегодня в условиях рыночной экономики флоту тоже приходится считать деньги. А если есть возможность, то и зарабатывать внебюджетные средства, необходимые для ремонта тех же боевых кораблей. С этой задачей сегодня с успехом справляются суда вспомогательного флота БФ. Постоянно находятся в море, выполняя ответственные задачи, танкеры БФ "Олекма", "Ельня" и "Лена". Их экипажи регулярно занимаются доставкой топлива рыболовецким судам в акватории Норвежского, Северного морей, Северного Ледовитого океана. Естественно, выполнение всего этого комплекса задач требует от штурманов судов вспомогательного флота высокопрофессиональной подготовки, за которую в настоящий момент в соединении отвечает капитан 2 ранга А.Попович.
- С какими проблемами сегодня приходится сталкиваться специалистам штурманской службы Балтийского флота?
- Одна из наиболее острых - предупреждение возникновения аварийных ситуаций в море. К сожалению, ощущается текучесть кадров низового офицерского состава штурманских боевых частей. И если несколько лет назад на корабли молодые специалисты вообще не приходили, то нынешние выпускники, прибывая на флот и прослужив пару месяцев, предпочитают уйти на "гражданку". Кроме того, оставляет желать лучшего и уровень подготовки лейтенантов. А отсюда и определенные проблемы с обеспечением навигационной безопасности на море. Хотя справедливости ради скажу, что есть немало и грамотных ребят, искренне влюбленных в профессию военного моряка.
Также к числу проблем отнес бы старение и износ навигационного оборудования. Практически половина всех навигационных средств уже давно отслужила установленные сроки эксплуатации. К сожалению, новое оборудование поступает в единичных экземплярах. В то же время требования к безопасности мореплавания в мире с каждым годом ужесточаются. А если учесть, что наши корабли расширяют географию своих дальних походов, то Балтфлот просто обречен довести свое навигационное хозяйство до общемировых стандартов.
- Какие задачи ставит командование Балтфлота в нынешнем учебном году?
- Как и прежде, приоритетным остается обеспечение навигационной безопасности и боеготовности штурманских подразделений. Это тем более важно, что в нынешнем году флоту предстоит принимать участие в целом ряде военно-морских маневров, дальних походах. Продолжатся ходовые испытания кораблей-новостроек. Потребуется осуществление штурманской проводки кораблей, выходящих из ремонта. Не стоит забывать, что в 2004 году получили свое развитие подводные силы флота. А потому уже в ближайшие месяцы ожидается увеличение выходов в море наших субмарин.
- Труд флотских навигаторов всегда считался наиболее ответственным и в то же время почитаемым среди моряков. В преддверии профессионального праздника кому бы вы хотели адресовать слова благодарности?
- В первую очередь я хотел бы отдать должное нашим ветеранам, которые на протяжении долгих лет водили наши корабли и суда в самые отдаленные районы Мирового океана: капитану 1 ранга в отставке Б.Белякову, капитанам 1 ранга запаса Н.Торопову, А.Петухову и А.Бобрусю. Среди нынешней плеяды штурманов высокий профессионализм отличает капитанов 2 ранга В.Серого, А.Поповича, С.Турина, О.Дроздова, С.Лаврентьева, капитанов 3 ранга Т.Мингазова, С.Коваля, К.Тягунова, капитан-лейтенанта А.Арзамасцева, гвардии капитан-лейтенанта Д.Ларькова, старшего лейтенанта Ю.Кутепова и лейтенанта В.Пешкова.
От всей души поздравляю всех, кто связал свою судьбу с непростой судьбой военного штурмана, с профессиональным праздником! Желаю здоровья, семейного благополучия и успехов в благородном деле служения Отечеству.
А.БУДАШЕВ. Фото А.Буданова.