В военном деле инженерная мысль всегда оценивалась очень высоко. Зачастую благодаря умелому и эффективному применению той или иной "инженерной хитрости" безнадежные баталии оборачивались блистательными победами и безоговорочной капитуляцией превосходящих сил неприятеля.
Трудно переоценить достоинства даже самых древних инженерных изобретений. Взять хотя бы примитивный таран, способный разбить в щепки крепкие ворота средневековой крепости. А катапульта, метающая на относительно большие расстояния тяжелые горящие валуны?.. С помощью этих, казалось бы, несложных приспособлений было выиграно множество кровавых сражений и захвачена не одна сотня больших городов.
Использование природных особенностей местности позволяло надежно маскировать целые войска. При осуществлении маневров рельеф и погодно-климатические условия могли стать естественными фортификационными сооружениями. Об этом красноречиво свидетельствуют многочисленные примеры из военной истории. Достаточно вспомнить легендарные и поучительные походы талантливых полководцев Александра Невского и Дмитрия Донского.
В летописи Военно-Морского Флота также можно найти немало реальных фактов, демонстрирующих действенное применение различного рода инженерных сооружений. Трагическая история о затопленных в фарватере Севастопольской бухты русских кораблях является ярким примером создания оригинального, но жертвенного по своей сути уникального подводного фортификационного заграждения. Тогда подобные действия моряков-черноморцев оказались ненапрасными, и преследуемую цель они достигли - морской проход в город был надежно заблокирован.
Из всемирной истории армии и флота можно привести массу подобных примеров, убедительно характеризующих огромную значимость инженерного обеспечения сил при подготовке и проведении боевых действий как на суше, так и на воде.
Празднование Дня инженерных войск объективно обосновано колоссальным вкладом инженерной мысли в развитие военного дела.Долгий и славный путь прошли инженерные войска России и инженерные подразделения Черноморского флота, воины которых принимали участие во всех сражениях и боях по защите Отечества.
В настоящее время части и подразделения инженерных войск ЧФ располагают разнообразными высокопроизводительными машинами для инженерного оборудования местности, устройства и преодоления различного рода заграждений и препятствий.
На Черноморском флоте России все вопросы инженерного обеспечения находятся в ведении морской инженерной службы (МИС) ЧФ, возглавляемой полковником Сергеем Тавадяном.
Инженерные войска за более чем три века существования Российского Военно-Морского Флота обеспечили обустройство и базирование флота на всех морях и океанах, омывающих берега нашей Родины. В современных условиях на плечах специалистов МИС ЧФ лежит огромный комплекс разнообразных и сложных задач по обеспечению боевой и повседневной деятельности сил и войск ВМФ.
Сегодня коллектив МИС вместе с инженерными частями флота решает целый спектр многогранных и ответственных вопросов инженерного обеспечения сил флота.
Значительное внимание уделяется очистке территории от взрывоопасных предметов, маскировке военных объектов флота, инженерному обеспечению систем берегового базирования, энерго- и водоснабжению береговых объектов и причального фронта, обеспечению флота средствами инженерного вооружения. Также актуальными задачами для МИС ЧФ являются проведение капитального ремонта казарменно-жилищного фонда и обеспечение жилой площадью военнослужащих, рабочих и служащих Черноморского флота.
В настоящее время коллектив МИС ЧФ объединяет опытных, высококвалифицированных специалистов, способных решать задачи инженерного обеспечения повседневной деятельности флота. Среди них генерал-майор в отставке Иван Каширов, заместитель начальника МИС по средствам базирования полковник Олег Толстогузов, заместитель начальника МИС по эксплуатации и ремонту полковник Геннадий Корчагин, начальник отделения инженерного обеспечения подполковник Николай Воробьев и многие другие.В многочисленных аспектах боевой деятельности инженерные войска на Черноморском флоте представляет отдельный морской инженерный батальон (ОМИБ).
Начало формированию батальона положило создание в 1922 г. в городе Очакове отдельной крепостной роты Одесского района береговых батарей. В 1944 году эта рота совместно с отдельным инженерным батальоном ЧФ и Керченской инженерной ротой была преобразована в отдельный инженерный батальон ЧФ.
Зарождение части проходило в условиях хозяйственной разрухи гражданской войны, когда наряду со строительством долговременных фортификационных сооружений в Очакове, Одессе и Севастополе личный состав привлекался к работам невоенного профиля.
С началом Великой Отечественной войны круг задач инженерного обеспечения значительно расширился. Участвуя в боях на подступах к Одессе, личный состав роты возводил укрепления, устанавливал минно-взрывные заграждения, а когда началась подготовка к эвакуации войск из Одессы, минировал важные объекты в порту и городе.
Основная часть саперной роты, эвакуировалась в Севастополь и приняла участие в его обороне, действуя самостоятельно и совместно с 178-м отдельным инженерным батальоном ЧФ.
В ноябре 1941 года саперная рота из Севастополя была переброшена на Кавказ, где участвовала в строительстве мощных рубежей обороны Новороссийска и участков Кавказского побережья.
Обеспечивая наступательную операцию по освобождению Крыма, рота вместе с передовыми частями 4-го Украинского фронта вошла в Севастополь.
В послевоенное время отдельный инженерный батальон, ставший морским, успешно решал задачи инженерного обеспечения сил флота. Со дня освобождения Севастополя по настоящее время саперами батальона уничтожено более 2 миллионов крупных взрывоопасных предметов!
С 1955 года 23 воина ОМИБа были награждены орденами Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", 17 - медалями "За отвагу" и "За боевые заслуги", около двухсот - нагрудным знаком "За разминирование".
Не забывают в ОМИБе своих почетных ветеранов - Виктора Горпищенко и Веру Квитко - достойное олицетворение истории части, людей, активно участвовавших в ее жизни.
Сегодня инженерные подразделения ЧФ РФ проходят нелегкий путь реформирования и оптимизации. Но и в этих условиях личный состав, рабочие и служащие продолжают успешно выполнять все поставленные перед ними задачи, демонстрируя при этом высокий уровень специальной подготовки,
Вся история развития и становления инженерных войск является символом мужества, доблести и чести, преданности воинскому долгу, флоту и беззаветной любви к Отечеству.
С уверенностью можно сказать, что свой профессиональный праздник инженеры ЧФ РФ встречают с надеждой на неизбежное возрождение былого могущества страны и ее инженерных войск.