Петр Великий, издавший в декабре 1702 года указ об учреждении первой российской газеты, меньше всего ожидал, что день ее выхода в свет через три столетия с небольшим станет праздником для целой профессиональной группы. Петровская газета называлась "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и в иных окрестных странах"; уже такое название, несколько длинноватое для современной прессы, обозначало задачу очередной европейской новинки, перенесенной на русскую почву, - популяризация преобразований.
При Советской власти, ценившей печатное слово, праздником журналистов, издателей, полиграфистов и прочая стало 5 мая - день выхода в свет в 1912 году первого номера "Правды". В середине века двадцатого основным искусством стало кино, а основным СМИ - радио (если трудящиеся массы могли уклониться от чтения газет, то от радио, вещавшего и на работе, и на улице, и дома, было не скрыться). 7 мая - день, в который физик Александр Попов продемонстрировал созданную искровую беспроводную приемо-передающую радиосистему, - было объявлено Днем радио. Со временем этот праздник объявили своим и телевизионщики.
90-е годы стали периодом новаций в системе праздников. В 1995 году правительство и первая Госдума вспомнили о петровских "Ведомостях", и день появления этой газеты - 13 января - стал Днем российской печати. Объявление нового профессионального праздника стало бесплатной поддержкой (или, скорей, бесплатным утешением) для российских СМИ, которые к этому времени уже забыли огромные тиражи начала 90-х. Чтение газет выходило из моды, чему способствовали уменьшение покупательной способности, общая потеря интереса к политике и жесткая конкуренция со стороны телевизионных каналов, которые открывались один за другим.
Впрочем, снижение тиражей не могло быть бесконечным. Подобно тому, как телесериалы не вытеснили в России книги, так и телевизионные новости не смогли полностью искоренить газетных читателей. Отчасти это связано и с тем, что печатные СМИ оказались менее удобным и надежным средством информационной войны, чем ТВ. Если телевизионный канал с легкостью обслуживал интересы олигарха или властной группы, то на газетных страницах всегда оставалось место для неангажированного размышления. Если сегодня кто-то и конкурирует с бумажными СМИ, то это интернет-газеты, главная особенность которых - интерактивный характер отношений с читателем.
Своего праздника у интернет-СМИ пока еще нет. Зато 13 января - это именно тот день, когда полагается вспомнить: в России существуют газеты, отпечатанные на бумаге. Вот только празднику, затерянному между Рождеством и старым Новым годом, не повезло. Поэтому пишущие журналисты по старой привычке отмечают и старый праздник.