Взгляните с высоты моста на большую железнодорожную станцию. Невольно вспомнишь, что по объему грузовых перевозок русские железные дороги занимают третье место в мире, а по пассажирским - четвертое. Еще бы - 85 тысяч километров железнодорожных путей, сотни вокзалов и станций! И сберечь это все необходимо в целости и сохранности! Да, не только велико хозяйство железнодорожное, но и беспокойно. За всем тут глаз да глаз нужен. Сотни эшелонов стоят на путях, а вагоны в них не порожние, товарами всякими богатыми доверху набитые. А вот рядышком цистерны на колесах с пугающей надписью "ОГНЕОПАСНО" примостились. Тут и поезд пассажирский подкатил: высыпало из него на перрон люду разного видимо-невидимо, а как угадаешь, добрая душа человек этот али нет, -на лбу-то ведь не написано. Вот и решили 9 декабря 1921 года ВЦИК и Совет труда и обороны принять декрет об охране железных дорог. Так и было положено начало образованию военизированной (теперь ведомственной) охраны МПС России. История ведомственной охраны свидетельствует о славных боевых и трудовых подвигах и традициях ее работников. До 1934 года, например, на военизированную охрану возлагалась борьба с детской беспризорностью и охрана общественного порядка на перронах, станциях, вокзалах, а также сопровождение пассажирских поездов. 83 года минуло с тех пор, много воды утекло. Другими стали поезда, грузы и их расхитители. Изменилась и ведомственная охрана. Но при всем этом ее основные задачи - обеспечение сохранности грузов и объектов от хищений и пожаров - остаются неизменными. Теми же самыми хлопотами были заняты накануне своего профессионального праздника и сотрудники военизированной охраны одного из самых крупных филиалов Московской железной дороги - Тульского отделения. Ведь его железнодорожники обслуживают 19 городов и 20 районов Тульской области и ряд районов Калужской и Рязанской областей. В составе постоянной клиентуры более 800 предприятий и организаций. А развернутая длина главных путей составляет 1562 км, в отделении дороги 76 станций! Однако, несмотря на большие будничные заботы, вашему корреспонденту удалось встретиться с начальником отряда ведомственной охраны филиала ФГП ВО МПС России на Московской железной дороге Владимиром Мавриным . На вопрос, ощущается ли предпраздничное настроение, Владимир Михайлович ответил утвердительно. Оказывается, здесь двойной праздник! Ведь тульский отряд военизированной охраны был образован в 1992 году и теперь отмечает свое двенадцатилетие. Сегодня в отряде семь стрелковых команд и два пожарных поезда. Особенно важным направлением работы сотрудников этого подразделения стала охрана грузов по пути следования и охрана вагонов в парках станций, не лишние и пожарно-профилактические мероприятия. Правда, нечасто, но случается и тушение пожаров. Например, недалеко от Узловой больше двух лет назад при проведении ремонтных работ произошло возгорание содержимого одной из цистерн. Пожарный поезд и подоспевшие вовремя сотрудники МЧС справились с бешеным натиском огня в течение чуть более 15 минут. Площадь возгорания составляла 200 метров. В непосредственной близости располагалась еще дюжина таких же, наполненных взрывоопасной жидкостью цистерн, а дальше были другие эшелоны, за ними город... Есть в отряде и свои признанные герои. За мужество и героизм, проявленные при задержании преступников, совершавших хищение грузов, начальник спецгруппы Владимир Никоненко был награжден орденом "За личное мужество". Восемь человек награждены знаками "Отличник военизированной охраны". Начальник караула Сергей Пономарев награжден знаком "Почетному железнодорожнику", теперь он пенсионер, но - незаменимый помощник в работе с молодежью. Награды просто так не даются. Фактов хищений перевозимых грузов в отряде не было уже восемь лет! По Тульскому отделению - в течение трех лет! Пользуясь случаем, Владимир Михайлович заметил, что не была бы их работа столь успешной, если бы не тесное сотрудничество с Тульским отделением дороги и линейным отделом внутренних дел, что позволяет оперативно решать многие вопросы сохранности перевозимых грузов и пожарной безопасности, а также хищений изделий из цветных металлов. Большую помощь в работе отряда ведомственной охраны оказывает руководитель Тульского отделения Московской железной дороги Сергей Вязанкин. Во многом благодаря его энергии и вниманию большинство насущных вопросов о содержании и ремонте зданий и сооружений и технического оснащения команд успешно решаются. В боевом арсенале стрелков охраны имеются карабины, револьверы, ПМ, резиновые дубинки и наручники. Необходимы в охране и служебные собаки. Сегодня их в отряде 43. Все это отменно обученные, чистопородные немецкие, кавказские и среднекавказские овчарки. Одна из них специально натренирована на поиск взрывчатых веществ. Одним словом, здесь созданы все условия, чтобы отряд слаженно и эффективно выполнял свою задачу.