Главная >> 5 >> 15

Время профессионалов

ИНТЕРВЬЮ С И.О. РУКОВОДИТЕЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ФНС РОССИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ КОНСТАНТИНОМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ СЕДОВЫМ


Строки из биографии:


СЕДОВ Константин Вячеславович, 34 года. Родился в Москве. Окончил Всероссийский финансово-экономический институт по специальности: "Финансы и кредит". Трудовую деятельность начал в 1987 году экономистом в Министерстве финансов РСФСР. С 1997 года работал в должности заместителя Председателя правительства Ставропольского края - полномочного представителя правительства Ставропольского края при Президенте РФ. В апреле 2001 года Константин Вячеславович назначен руководителем Департамента единого социального налога Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.


Кандидат экономических наук, защитил диссертацию по теме: "Налогообложение в Российской Федерации и пути его совершенствования". Имеет научные труды.


Руководитель управления МНС России по Московской области с ноября 2001 года. В 2002 году Указом Президента Российской Федерации Седову Константину Вячеславовичу присвоен классный чин Государственного советника налоговой службы Российской Федерации III ранга.


- Константин Вячеславович, на днях налоговые органы страны отмечали свой профессиональный праздник. Вам наверняка есть что сказать своим коллегам, посвятившим свою профессиональную деятельность служению государству Российскому, и перед которыми стоит непростая задача по наполнению бюджета страны.


- В управлении и налоговых инспекциях области в общей сложности трудятся около восьми тысяч человек. В основе своей - это люди высококвалифицированные и любящие свою работу. Об успехах моих коллег говорят результаты их деятельности по мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему страны. Разумеется, мы стремимся вносить достойный вклад в укрепление экономической мощи не только России в целом, но и Московской области, стабильно обеспечивая наполняемость ее бюджета и тем самым способствуя осуществлению социальных и культурных программ правительства Подмосковья, развитию городов, поселков и сел региона, росту благосостояния населения. Например, только за период девяти месяцев текущего года в консолидированный бюджет Московской области мобилизовано налогов и сборов 52, 2 млрд. рублей, что на 9, 5 млрд. рублей больше аналогичного периода прошлого периода.


Несмотря на то, что заработная плата работников налоговых органов сегодня невысока, они добросовестно исполняют свой долг перед отечеством. Недаром труд многих наших специалистов отмечен высокими государственными наградами.


От имени коллегии управления и себя лично сердечно поздравляю коллектив налоговых органов Подмосковья: от каждого инспектора до руководителя и, конечно же, наших ветеранов, которые стояли у их истоков, с этим знаменательным событием. Желаю всем доброго здоровья и счастья, а тем, кто и сегодня продолжает нести нелегкую трудовую вахту, приложения максимума сил и энергии для пополнения государственной казны еще большими налоговыми отчислениями и сборами!


- Недавно в управлении были подведены итоги деятельности налоговых органов Подмосковья за 9 месяцев 2004 года. Как вы их оцениваете?


- С января по сентябрь 2004 года основные макроэкономические показатели Московской области продолжали расти, и это позитивно отразилось на динамике налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации. Как результат - за прошедшие девять месяцев территориальными налоговыми органами Подмосковья в бюджетную систему и внебюджетные фонды Российской Федерации мобилизовано налогов и сборов в размере 117, 8 млрд. руб., что на 19, 5 % превышает уровень соответствующего периода 2003 года. Кстати, аналогичные поступления III квартала 2004 года составили 41, 7 млрд. рублей.


Поступление налогов и сборов с учетом платежей единого социального налога (далее ЕСН), зачисляемого в федеральный бюджет, в бюджетную систему Российской Федерации в январе-сентябре 2004 года по отношению к аналогичному периоду 2003 года увеличилось на 17, 4% и составило 93, 0 млрд. руб., в том числе в III квартале текущего года -33, 0 млрд. рублей. В целом анализ итогов за январь - сентябрь выявил положительную динамику роста поступлений по основным отраслям экономики, которые по отношению к соответствующему периоду 2003 года увеличились на 15, 8%.


- Кого из инспекций области вы можете отметить в числе передовых по мобилизации налогов и сборов?


- За прошедшие девять месяцев более половины всех поступлений в федеральный бюджет обеспечили межрайонные инспекции МНС России по Московской области по крупнейшим налогоплательщикам, МРИ МНС России N 2, инспекции МНС России по городам Химки, Мытищи, Подольск, Балашиха, Видное, Красногорск, Одинцово, Домодедово и др.


- Какую долю в формировании доходной части бюджета области и муниципальных образований занимают отчисления физических лиц?


- Налог на доходы физических лиц является одним из основных налогов, влияющих на наполнение консолидируемого бюджета Московской области денежными средствами. На 1 октября 2004 года его доля составила 38 %, или 19, 7 млрд. рублей. Область заинтересованно относится и к привлечению в подмосковный регион малого и среднего бизнеса. С 2004 г. в консолидированный бюджет Московской области полностью поступают средства от таких специальных режимов налогообложения, как единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Поданным Мособлкомстата, в январе - сентябре 2004 года малые предприятия всех отраслей экономики, индивидуальные предприятия, являющиеся основными плательщиками по специальным режимам, в обороте розничной торговли составили 47 %. Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность определения порядка введения единого налога на вмененный доход и законодательные органы Московской области в некоторой мере могут влиять на условия налогообложения по этому спецрежиму.


- Если уж разговор коснулся налогового законодательства... Наших читателей должно очень интересовать, почему в разных городах и районах области установлены различные налоговые ставки земельного налога. Чем это можно объяснить?


- Ставки земельного налога для конкретных районов, городов (поселков) Московской области устанавливаются представительными органами местного самоуправления муниципальных образований. Это делается ими в соответствии со статьей 6.8 Закона РФ и от 11.10.1991г. N1738-1 "О плате за землю" и Законом Московской области от 16.06.1995г. N18/95-03 "О плате за землю в Московской области".


- А каким образом дифференцируются ставки земельного налога?


- Ставки земельного налога дифференцируются в зависимости от рекреационной ценности земель, социально-культурного потенциала и местоположения территорий Московской области. При этом статьей 7 Федерального закона от 07.07.2003г. N117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" установлено, что размеры ставок земельного налога, действовавшие в 2003 году, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в текущем году с коэффициентом 1, 1. Намечается введение в Налоговый кодекс РФ новой главы "Земельный налог", которой могут быть внесены изменения в налогообложение земельных участков. Как вариант рассматривается определение налоговой базы - кадастровая стоимость земельного участка, а в случае ее отсутствия - нормативная цена.


Если говорить о ставках налога на имущество физических лиц, то определять их дифференциацию наделены правом представительные органы местного самоуправления. Таким образом все ставки по указанным налогам регулируются и устанавливаются местными органами власти, и эти платежи с физических лиц поступают в местный бюджет.


Что касается, к примеру, транспортного налога, то изменение ставок данного налога в сторону увеличения в отношении физических лиц не предполагается.


Из местных налогов в настоящее время на территории Московской области действует еще один - налог на рекламу. Ставки по нему устанавливаются муниципальными образованиями, но не более 5% стоимости услуг по рекламе. Установление большей ставки налога на рекламу запрещено. Кроме того, предполагается, что этот налог будет отменен с 2005 года.


- Не планируется ли подготовка новых вариантов деклараций по земельному налогу?


- Пунктом 1 статьи 15 Налогового кодекса РФ земельный налог относится к местным налогам. Форма налоговой декларации по земельному налогу, утвержденная приказом МНС России от 12.04.2002г. N БГ-3-21/197, была громоздкой, с большим количеством приложений, однако в ней не содержалось многих показателей, необходимых для исчисления земельного налога. Поэтому возникла необходимость в разработке другой формы декларации. Новая форма налоговой декларации по земельному налогу и инструкция по ее заполнению введены приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/725, зарегистрированным в Минюсте России 20.01.2004 N 5432. Декларация представляется на бумажном носителе и заполняется шариковой или перьевой ручкой черным либо синим цветом. Можно заполнить налоговую декларацию на пишущей машинке или сделать распечатку на принтере.


Налогоплательщикам надо обязательно учитывать, что в настоящее время налоговые органы принимают декларацию по исчислению земельного налога по новой форме.


- Константин Вячеславович, жизнь многих москвичей и жителей Подмосковья как бы переплетена и связана. Из области тысячи людей ездят на работу в Москву и, наоборот, немало москвичей трудоустраиваются в области. Кроме того, значительное число жителей столицы имеют свои загородные дома, коттеджи и дачи на территории Московской области. Поэтому, уверен, что многих читателей очень волнуют вопросы, связанные с проблемами вокруг их строительства и содержания и т.д. Интересно, а насколько выгодно с налоговой точки зрения развитие дачного и коттеджного строительства для бюджета Московской области?


- Увеличение индивидуального строительства физическими лицами при своевременной регистрации прав на недвижимое имущество, несомненно, способствует пополнению бюджета. Так, в 2003 году в целом по области учтено 3, 09 млн. человек, являющихся собственниками 2, 49 млн. строений, помещений и сооружений. Произошло увеличение поступлений от налога на имущество физических лиц на 247, 9 млн. руб.


- И еще. Известно, что налоговый вычет при приватизации жилья или его покупке увеличился с 600 тысяч до 1 млн. руб. Имеют ли граждане, получившие налоговый вычет не в полном объеме, право на индексацию в сторону увеличения налогового вычета, исходя из увеличения льготной налоговой базы до миллиона?


- При подаче декларации по налогу на доходы за 2002 год налогоплательщик имел право на получение имущественного налогового вычета не более 600 тыс. руб. В случае, если налоговый вычет за 2002 год не был использован полностью (т.е. остался переходящий остаток), за гражданином оставалось право продолжить пользоваться указанным вычетом по доходам 2003 года, предоставив декларацию в 2004 году. Он может пользоваться вычетом в размере, равном разности между 1 млн. руб. и размером вычета, использованным по результатам декларирования доходов за 2002 год.


- Законодательство Московской области о земельном налоге, арендной плате за землю, использовании лесного фонда предполагает зависимость платежа от типа территории. Есть ли здесь проблемы и спорные вопросы?


- Проблем здесь очень много. Степень развитости, принадлежность к тому или иному типу местности, в частности к городскому - все это вызывает много дискуссий. Например, в Луховицах за счет расширения городской черты в связи с решением местных властей территория крупного завода попала в границы города с соответственным повышением ставок земельного налога, что увеличило налоговую нагрузку на предприятие. Ситуация была улажена путем переговоров с правительством Московской области. Однако факт остается фактом - споров, связанных с определением типа той или иной местности, предостаточно. Здесь инициаторами решений выступают в большей степени главы местных образований, потому что налоги попадают в их бюджеты. Таким образом, просто меняя границы, можно изменить денежные потоки. Без сомнения, в этой сфере налицо несовершенство законодательства.


- Существует ли проблема учета земель и строений в целях налогообложения? Известно, что регистрация объектов имеет заявительный характер. Следовательно, те, кто построил жилье незаконно, в этом, в первую очередь, не заинтересованы, и никто их не трогает - объект не сдан, не зарегистрирован. Его как бы и нет. Таким образом, получается, что за построенные дворцы в санитарных зонах владельцы не платят налоги?


- Налог на строения помещения и сооружения исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года, а органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно представлять сведения, необходимые для исчисления налогов. Для нас налоговая база существует только тогда, когда есть задокументированные основания. Все нелегальные действия в сфере незаконного строительства вопрос больше правоохранительных структур, ведомств экономической, экологической безопасности, строительных инспекций, то есть тех, кто может зафиксировать нарушение на ранней стадии. Если нарушение не зафиксировано на ранней стадии - допустим, дом уже построен, - то это вопрос к ведомству, которое легализовало его. Если строение нелегализовано, то встает вопрос - почему? Но опять же это вопрос не к налоговой инспекции, а скорее к прокуратуре.


- Понятно, такие коллизии чаще всего возникают из-за несовершенства налогового законодательства. Возможно, их будет меньше после завершения структурных преобразований, которых в последнее время произошло немало в налоговой системе...


- Действительно, с целью повышения эффективности работы налоговых органов еще МНС России была разработана масштабная концепция модернизации, которая и сегодня осуществляется в рамках Федеральной целевой программы. В частности, планируется укрупнение территориальных налоговых органов, а во всех муниципальных образованиях, где упраздняются самостоятельные налоговые инспекции, будут функционировать подразделения, напрямую работающие с налогоплательщиками. Это позволит сохранить сложившийся порядок выполнения своих обязательств перед бюджетами всех уровней и оперативно разрешать все необходимые вопросы. В Московской области в этом плане также идет планомерная работа. Так, с начала 2004 года 16 наших ИМНС по городам и районам Подмосковья объединены в семь межрайонных инспекций.


Другим немаловажным принципом организации работы модернизированной инспекции является применение системы "самоначисления", положения которой определены Налоговым кодексом РФ. Эта система предполагает наличие трех важнейших составляющих. Во-первых, самостоятельное декларирование налогоплательщиком налогооблагаемой базы. Налогоплательщик сам начисляет сумму налога и заполняет декларацию, затем направляет ее в налоговый орган "бесконтактным" способом или сдает непосредственно в инспекцию, неся всю полноту ответственности за достоверность представленных данных. Указанная налогоплательщиком сумма налогов автоматически вводится в систему лицевых счетов без какого-либо вмешательства со стороны налогового органа. Добросовестный налогоплательщик вообще может не встречаться с налоговым инспектором, а отчетность отсылать по почте, по каналам связи в электронном виде или пользоваться специально предназначенным для этого почтовым ящиком.


Вместе с тем принцип "самоначисления" предполагает высокий уровень налогового контроля. Это достигается за счет использования современных информационных технологий и автоматизированных систем, применения в контрольной работе информации сторонних организаций. Кроме того, упрощенная система приема налоговой отчетности позволяет высвободить кадры для усиления налогового контроля. Не менее 40% персонала налоговых инспекций будут заниматься контрольной работой. Проводимая налоговая реформа должна обеспечить большую прозрачность налогоплательщиков для государства, улучшить качество налогового администрирования, увеличить собираемость налогов, а также сузить круг возможностей для уклонения от их уплаты.


Думаю, что в эффективном решении этих и других вопросов нам поможет руководство ФНС России. Конечно же, мы будем еще теснее опираться на помощь федеральных органов исполнительной власти, правительства Московской области, Московской областной Думы, администраций муниципальных образований.


- Интересно, а как вообще в повседневной деятельности вы взаимодействуете с федеральными, региональными и местными органами власти? Проводятся ли консультации между правительством Московской области и управлением? Ведь в основном именно налоги наполняют бюджет?


- Без тесного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, правительством Московской области, Московской областной Думой, администрациями муниципальных образований, консультаций с их представителями трудно представить плодотворную работу по мобилизации налогов и сборов. Скажу больше: между правительством Московской области и нашим управлением заключен Договор о взаимодействии. Мы принимаем участие в обсуждении всех законопроектов, касающихся изменения налогообложения в Подмосковье, совместно с контролирующими органами, подотчетными правительству Московской области, проводим проверки широкого круга налогоплательщиков.


Также наше управление сотрудничает, в том числе на основе соглашений о взаимодействии, и с отдельными органами правительства Московской области - Министерством финансов Московской области, Министерством экономики Московской области, Министерством экологии и природопользования, Министерством внешних экономических связей Московской области и др. Совместно с ними мы принимаем участие в разработке проектов бюджета области на следующий год, предоставляем информацию, необходимую для расчета налогооблагаемой базы по отдельным видам налогов, расчеты прогнозов поступлений налогов и сборов в бюджет Подмосковья, внебюджетные фонды, информацию о выполнении бюджетных назначений по области, при согласовании проектов решений правительства области по вопросам текущей социально-экономической политики Московской области запрашиваем показатели социально-экономического развития региона и его прогнозные значения на будущие периоды. Иначе говоря, взаимодействие с правительством Московской области у нас достаточно тесное и продуктивное.


К вышесказанному хочу добавить, что расширению взаимодействия с правительством Московской области, другими органами власти, министерствами и ведомствами Подмосковья мы будем уделять особое внимание и в будущем.