Главная >> 5 >> 15

"Трудный хлеб" - он вкусный самый

Телесериал "Дальнобойщики", вошедший за последние пару лет буквально в каждую квартиру, сделал "знатоками дальнобойного дела" едва ли не всех россиян. Впрочем, стоит поговорить с настоящими, а не "киношными" профессионалами-дальнобойщиками, как картина меняется.


- Я убежден, что ни сценарист, ни режиссер, ни актеры этого фильма дальнобойщиками не работали, - говорит Александр Румянцев (на снимке), который крутит баранку на дальних рейсах уже почти 30 лет. Накануне своего профессионального праздника он возвратился из очередной командировки в Финляндию.


Александр - дорожный ас без всяких скидок. "Права" получил еще в начале 70-х прошлого века, перед службой в армии, где до самого дембеля сидел за рулем. Вполне сознательно выбрал стезю дальнобойщика.


- Не знаю, может быть, кому-то из моих коллег по профессии нравится колесить по городу, упершись взглядом в ближайший задний бампер, но лично мне не по душе, когда надо тормозить возле пассажирской остановки через каждые 500 метров. Вот 400 километров проехать без остановки - это по мне!


- Но и монотонное движение тоже ведь может надоесть. Неужели не тянет притормозить возле какого-нибудь живописного озерца или, скажем, на краю рощицы костерок развести?


- В дальних рейсах останавливаться надо с умом, - глубокомысленно произнес Александр.


- В каком смысле?


- А в том, что не воздух ведь, как правило, везешь, а ценный груз - моторы, покрышки, мало ли что. Пока едешь, имея на борту тонн двадцать, при скорости 80 километров в час ты неуязвим для дорожных "робин гудов", а чуть притормозил в безлюдном месте, братки в момент, словно черти из табакерки, могут нарисоваться. Был у меня рейс на Украину. Едва миновал таможню на границе с Белгородом, как останавливает "незалежный" гаишник с характерной надписью на бляхе - "ДАИ".


- 50 долларов! - спокойно объявляет.


- За что? Я только что на таможне вон сколько отдал!


- 50 долларов, - повторяет. - А не то я у тебя наркотики найду...


Еще Александр поведал, как его "подоили" в Харькове. Подошел к машине "рыцарь дорожных трасс" и буднично так, словно с кумом, беседу завел:


- Слышь, Сашок, у нас тут в селе праздник завтра божественный, а денег нету. Надо как-то выходить из положения.


- Ну и как, вошли в их положение?


- А куда деваться. После этого менту уже никакие документы не нужны и груз его не интересует. Дай ему немного денег - и "ехай себе"...


По рассказам дальнобойщиков, в среде более гибких "мытарей" без погон порядки все же меняются. Редко кто теперь откровенно угрожает, обрезом машет перед носом. Просто на лобовое стекло наклеивают половинку долларовой купюры в виде пароля...


В знаменитом сериале "Дальнобойщики" бросается в глаза явно устаревшая деталь: машину шоферы ведут по очереди. Рыночные отношения сильно откорректировали взаимоотношения наемного работника и хозяина большегрузных авто. По установившимся правилам за доставленный груз водителю причитается 12 процентов от общего тарифа за перевозку. Если человек хочет нормально заработать, то лучше в поездку отправляться одному. Конечно, в этом случае скучновато бывает, да и при поломках с напарником сподручнее, но бизнес есть бизнес.


Ну а к разного рода почестям, "доскам почета" современные водилы (может, не те попались?) относятся более чем скептически.


На вопрос, имеются ли у него какие-либо награды за честный многолетний труд, ярославский дальнобойщик с 20-летним стажем Иван Валько с непроницаемым видом ответил:


- Есть. "Орден сутулого третьей степени".


Как хочешь, так и понимай...


Раньше наши дальнобойщики в основном на КамАЗах разъезжали. Не особо ругают эту старую добрую лошадку. Спросил одного водителя, какое самое слабое звено у отечественных грузовиков.


- Резина, - отвечает дипломатично.


А если серьезно, то сплошь и рядом бывалые водители пересаживаются с наших автомобилей на иностранные. Кто отдает предпочтение итальянской "Ивеке", кому "Мерседес" по душе.


- В иномарках что хорошо, - рассуждает Александр Румянцев. - Если указан максимальный пробег в миллион километров, то так оно и будет. Про комфорт и говорить нечего: в кабине отопление автономное - двигатель не надо включать, кресло так устроено, что спина не болит, да и сон на лежанке глубже. В кабине можно хоть во весь рост стоять, значит, воздуху больше.


Ясно, что ни в одном интервью с дальнобойщиками темы "дорога" избежать невозможно. Как бы мы ни пыжились, дороги в той же Финляндии лучше.


- Уже, но ровнее, - уточняют шоферы.


Поколесившим по Европе дальнобойщикам бросаются в глаза многие несуразности на отечественных трассах. К примеру, висит, условно говоря, знак "Ремонт дороги". Фура снижает скорость, миновав опасный участок, водитель жмет на газ, форсирует двигатель. Потом вдруг выясняется, что ремонт здесь закончен год назад, а знаки остались. Если не обращать внимания на дорожные "пустышки", из кустов может появиться человек с жезлом и штрафануть "по факту наличия знаков"...


Многие водители с горечью рассказывают о перевернутых фурах, валяющихся в кювете. Ни один дальнобойщик мимо такого не проедет: поможет чем может, а если не в силах, вызовет кого надо "по трубе". У бывалых шоферов с годами вырабатывается защитный рефлекс во время движения: только начнешь кемарить, сразу "звенит" тревожный колокольчик: мол, не спать!


Спрашивал я мужиков-водил, у кого есть сыновья (у того же Александра Румянцева двое - Алексей 25 лет и 23-летний Сергей), куда те работать пойдут. Отвечают одинаково:


- Не хотел бы, чтобы ребята по моим стопам пошли.


Логики здесь, честно говоря, мало, поскольку отца ни за какие коврижки от баранки не оттащишь.


- Трудный все же наш хлеб, - вздыхает Александр. - Но и вкусный!