В течение суток московские автобусы, троллейбусы и трамваи пробегают 80 тысяч километров -расстояние, равное двум виткам по экватору. На это способен лишь такой грандиозный единый организм, как столичная система наземного транспорта.
История ГУП "Мосгортранс" началась 31 июля 1958 года, когда решением Мосгорисполкома было образовано Управление пассажирского транспорта Москвы. С тех пор прошло почти полвека. Времена были разные, и столичным транспортникам на собственном опыте пришлось ощутить все "прелести" эпохи перемен: расцвет сменился периодом выживания. Но автобусные, троллейбусные, трамвайные маршруты - все эти артерии города, как бы ни было трудно, приходилось держать изо всех сил. В течение 15 лет снижалось количество машин на линиях, увеличивались интервалы движения. Впрочем, москвичи и сами хорошо помнят долгие прозябания на остановках в ожидании заветного автобуса или трамвая, вечную давку в салонах, нервотрепку. Но когда ситуация в экономике страны и города стабилизировалась, столичный пассажирский транспорт стал выходить на новые рубежи. Вот уже три года "Мосгортранс" наращивает силы. Сегодня госпредприятие представляет собой огромную, чутко реагирующую на все изменения в городской жизни систему. В нем около 40 тысяч работников. Ежедневно из гаражей и депо выезжают 5 тысяч машин, которые делают за сутки почти сто тысяч рейсов и перевозят около 1 2 миллионов пассажиров - цифры просто астрономические!
Даже малейшие сбои в работе транспорта могут значительно осложнить ритм столицы, а значит, они просто недопустимы. Жизнь не стоит на месте, население мегаполиса растет, на дорогах все больше появляется транспорта, вечные пробки стали настоящим бедствием... Поэтому лучшие специалисты предприятия разрабатывают и внедряют новейшие технологии, чтобы пассажирский транспорт даже в таких нелегких условиях работал нормально. Однако, как ни странно, многое зависит и от пассажиров. По мнению генерального директора ГУП "Мосгортранс" Виктора Николаевича Прохорова, москвичам уже в самое ближайшее время придется приобщаться к техническим новинкам. А их скоро появится немало...
Кибермозг всех посчитает
Многие уже замечали, что все чаще стали появляться "электронные кондукторы" - турникеты. Особенно это касается жителей Зеленограда. И если на первых порах внедрения новинки народ негодовал, отовсюду сыпались сетования, что интервалы увеличиваются, посадка затрудняется, то теперь ситуация кардинально изменилась. Те же зеленоградцы уже по достоинству оценили новшество - и посадка-высадка стала более организованной, и транспорт приходит четко по графику. В чем же дело? А в том, что электронная система не только исправно взимает плату за проезд граждан (автоматику не обманешь и зайцем уже не проскочишь), но еще и позволяет четко отслеживать пассажиропоток. На тех же маршрутах, где турникеты не установлены, есть другие системы, "наблюдающие" за поездками людей. Как рассказал по секрету Виктор Прохоров, на каждом транспортном предприятии есть по две машины, оборудованные специальными датчиками. Устройства позволяют определить время посадки-высадки и количество пассажиров. Полученные данные анализируются и на их основании вносятся изменения в маршруты. Автопарки и депо уже не просто отправляют в рейс машины через определенные интервалы, а чутко реагируют на потребности людей в транспорте. А еще умные машины контролируют работу водителя. Если он не доехал из-за лени до конечного пункта, нарушил интервал движения - все это система четко зафиксирует и "доложит" куда надо. Так что схалтурить на дороге не получится.
Изучение пассажиропотоков позволяет вводить наиболее подходящие режимы рейсов и модели машин. Например, утром, как выяснилось, для перевозки людей из спальных районов более целесообразны полуэкспрессы: ведь все едут на работу, а значит, какие-то остановки можно пропустить. Не нужно объяснять, что и времени на путь будет тратиться меньше, и транспорт сможет сделать больше рейсов. Кстати, результаты исследований навели транспортников на мысль использовать машины разной вместимости. Сегодня на маршрутах "Мосгортранса" колесят две категории транспорта - особо большой и просто большой вместимости. Как оказалось, когда поток пассажиров мал, выгоднее использовать автобусы средней вместимости (до 50 человек). Такая мера позволит снизить затраты предприятий, но не в ущерб качеству обслуживания - интервалы движения, безопасность и надежность будут сохранены.
Этой же системе будут благодарны и те, кто ведет ночной образ жизни. "Мосгортранс" наконец-то решил ввести ночные рейсы. Как и где они будут проходить, пока неизвестно, сейчас специалисты изучают этот вопрос. Но уже ясно, что это будет кольцевой маршрут. Планируется ввести его к концу нынешнего года.
И еще один интересный факт. Внедрение автоматизированной системы оплаты вскрыло целый пласт проблем, связанных с движением в городе. В ходе проведения эксперимента выяснилось, что многие существующие нормативы практически не выполняются. Что происходит на деле? В автобус, где установлен турникет, пассажиры входят через переднюю дверь, а выходят через остальные. Такая система сама приводит людей (разумеется, воспитанных) к мысли выстраиваться в организованную очередь на посадку. И, как оказалось, нередко пассажирам просто негде разместиться. Площадки на остановках заняты цветочными ларьками, арбузными развалами - всем чем угодно, но только не тем, что имеет отношение к транспорту. Да и нерадивые водители частных машин предпочитают припарковываться у остановок. В результате автобус не может подъехать к бордюру и вынужден производить посадку-высадку со второй полосы движения. Но ведь давно существуют правила и нормативы: в 10-метровой зоне остановки не должно быть никаких препятствий, останавливаться здесь может только общественный транспорт... Так что введение новшества потребовало привлечения самого пристального внимания со стороны автоинспекторов (вплоть до применения эвакуаторов к брошенным на остановках частным авто), контролирующих торговлю служб. А ведь ничего нового придумывать не надо. Просто, раз мы все живем в этом мегаполисе, нужно соблюдать правила, чтобы не усложнять жизнь ни себе, ни другим.
Всевидящее око спутника
Каждому из пассажиров знакомо чувство досады, когда спешишь, но точно не знаешь, дождешься ли своего автобуса или придется ловить такси. И что делать, если вдруг изменился маршрут и никто об этом не сообщил?
- Я надеюсь, что в следующем году нам удастся в корне изменить эту ситуацию, - обнадежил Виктор Николаевич. - Мы планируем насытить маршрутную сеть информацией для пассажиров. Люди не должны теряться в догадках, где купить билет, по какому расписанию движется транспорт, как изменился привычный маршрут. Москва развивается, идут стройки, устраиваются общегородские праздники, поэтому и моментов, связанных с изменением движения, не избежать. А информация пока распространяется крайне слабо. Но скоро мы надеемся переломить эту ситуацию.
Как выяснилось, помощь пассажирам придет из... космоса. Регулировать движение транспорта будет спутник. На двух автопредприятиях уже действует подобная экспериментальная система. Как показали первые пробы, новинка полностью оправдывает себя и открывает массу новых возможностей. Например, водитель и диспетчер постоянно находятся на связи. Поэтому всегда можно оперативно изменить маршрут в зависимости от ситуации на дороге. К тому же и водитель, и пассажиры с такой системой чувствуют себя безопасно.
- С момента ее введения в эксплуатацию было предотвращено около 60 криминальных случаев в салонах автобусов, - отметил Виктор Прохоров. - Сейчас оборудовано около трехсот единиц подвижного состава в 12-м и 15-м автобусных парках. Наверное, москвичи уже обратили внимание, что у станции метро "Щукинская" появилось электронное табло. Это экспериментальная система, которую мы сейчас отлаживаем. Когда она заработает в постоянном режиме (уже сейчас мы периодически ее включаем), пассажиры смогут увидеть, когда к остановке подойдет нужный маршрут. Компьютер отслеживает автобус на всем пути следования, и после отъезда предыдущего автобуса минут за десять табло начинает предупреждать о прибытии следующего. В ближайшем будущем аналогичная система будет установлена и на транспорте автопредприятий NN 5, 14, Первого троллейбусного и Краснопресненского трамвайного депо.
И еще одну приятную новость сообщил глава "Мосгортранса". Оказывается, "умная" система позволяет создавать множество удобных для пассажиров информационных сервисов. Например, узнать о движении транспорта можно будет через Интернет и даже с помощью мобильного телефона! Нужно будет только набрать номер, и время прибытия маршрута будет тут же выяснено. Так что уже скоро не придется дрожать в мороз на остановке, высматривая, где же он, с теплым салоном? А утром, отправляясь на работу, будет вполне реально с точностью до минуты рассчитать время выхода из дома... Просто фантастика! И это будущее, как заверил Виктор Николаевич, не за горами. Но что толку от таких сервисов, если пассажиры не смогут в них разобраться? "Мосгортранс" это учел и берется обучить пассажиров техническим новинкам. На остановках, пунктах продажи билетов и в газетах появятся четкие инструкции, как ими пользоваться. Поэтому всем нам следует обращать внимание на информационные стенды у остановок и читать местные газеты.
Комфорт - не роскошь
Транспорт в Москве обновляется, и это видно даже простому обывателю. Но одно дело - просто выпустить еще пахнущую краской машину на линию, а другое - подобрать именно ту модель, которая была бы и надежной, и комфортной, и экономически выгодной для автопредприятия. Как выяснилось из беседы с Виктором Прохоровым, в следующем году городской транспорт будет "низкопольным". То есть не нужно будет карабкаться вверх по ступенькам. Молодые люди вряд ли заметят такие изменения, а вот пожилые пассажиры, каковых в столице очень много, будут довольны.
- Мы уже привыкли к тому, что горожане нашу работу воспринимают как должное. Обычно браться за перо человека заставляет какая-либо обида на нас. Но когда появились первые низкопольные автобусы "МАЗ-ЮЗ", мы получили огромное количество писем с благодарностью. Люди по достоинству оценили новые машины. Мы среди множества предложений от производителей автобусов выбрали наиболее отвечающий современным требованиям "МАЗ-103": просторный, удобный, им легко пользоваться особенно престарелым людям, да и эксплуатационных расходов с ним меньше. Эта модель вместе с низкопольными автобусами Ликинского и Львовского заводов будет все больше распространяться в городе, приходя на смену устаревшей технике. Следующий черед троллейбусов и трамваев. К сожалению, производители рельсового городского транспорта не готовы удовлетворить наши требования. Появление подходящего для Москвы низкопольного подвижного состава - серьезная задача и для нас, и для изготовителей. Мы ведем переговоры с заводами в Усть-Катаве, Риге и надеемся, что в 2006 году эта задача будет решена. И если еще недавно в Москве шло массовое сокращение трамвайных маршрутов, то сейчас, к счастью, этот вид транспорта стал возрождаться. Трамвай хорош тем, что может работать и в пешеходных зонах, и в стесненных условиях центра города. Сегодня мегаполис нуждается в поперечных (хордовых) транспортных пересечениях линий метрополитена: зачем пассажиру ехать через центр, чтобы попасть в соседний район? И отечественный опыт, и западный показал, что с этой проблемой хорошо справляются именно трамваи, тем более скоростные. Такие трамваи успешно используются в Волгограде и Киеве. Так что Москве есть с кого брать пример. К тому же это экологически чистый вид транспорта. А проблемы шума и создание рельсами препятствий на дорогах, на что часто жалуются москвичи, будут решены. Например, мы применяем резиновые панели в местах пересечения путей с потоком автотранспорта. Такая мера позволяет повысить скорость, плавность движения машин и улучшать внешний вид улиц. Грохот колес можно значительно снизить, заменив нынешние пути на бесстыковые с крупноблочной шумопоглощающей конструкцией.
Что же касается троллейбусов, то они в случае аварии на линии электропередачи становятся буквально беспомощными, на дорогах возникают пробки, а пассажирам приходится пользоваться другим транспортом. Чтобы избавиться от этой проблемы, в "Мосгортрансе" серьезно обсуждается идея применения так называемых дуобусов: это те же троллейбусы, но оборудованные дополнительным источником энергии, чтобы можно было продолжать движение во внештатной ситуации.
Кстати, теперь внимание транспортников обращено и к инвалидам. В Северо-Западном округе уже запущен проект маршрута для людей с ограниченными возможностями. Ведь это дело только на первый взгляд простое. В действительности прежде необходимо оснастить тротуары, остановки, подвижной состав необходимым оборудованием. В будущем году такой транспорт появится уже в Строгине, где проживает три тысячи инвалидов. Автобусы, оборудованные специальными трапами для колясок, будут объезжать весь район и далее следовать к станции метро "Щукинская". Впервые в столице машины с аналогичными устройствами появились минувшим летом, а этот маршрут станет полигоном для отработки пока еще новой для Москвы системы транспорта для инвалидов. А потом она будет внедряться и в других районах.
- Несмотря на все проблемы, сегодня Москве можно гордиться объемами перевозок пассажиров и стабильностью работы транспорта, - завершая беседу, отметил генеральный директор ГУП "Мосгортранс" Виктор Прохоров. - В преддверии нашего профессионального праздника хочу поздравить водителей, ремонтников, инженеров, которые работают четко, грамотно, качественно. И главное - безопасно. Именно благодаря их профессионализму количество аварий по вине наших работников в пересчете на один километр минимально. Ни одна другая транспортная организация в этом плане с нами сравниться не может. Мы внедряем новые технологии, стремимся, чтобы москвичи и гости столицы не испытывали транспортных неудобств. И везде за всеми этими показателями стоят люди. Сегодня в нашей системе, состоящей из 40 тысяч человек, продолжают работать ветераны - их около 1700, в том числе и двадцать ветеранов войны. Они передают свой опыт и знания молодому поколению - а это пятая часть нашего коллектива, - за что им отдельное спасибо. Всем сотрудникам "Мосгортранса" желаю здоровья, счастья, успехов, благополучия, чтобы они гордились той системой, в которой работают, своими предприятиями. Отмечу, что именно сплоченность наших коллективов позволяет стабильно работать и решать задачи, которые перед нами ставят наш город и его жители.