Главная >> 5 >> 15

Интервью по поводу

Преемственность - непреложное условие


Сегодня юристы страны отмечают свой профессиональный праздник. В преддверии Дня юриста наш корреспондент побеседовал с министром юстиции Викторией Ифтоди.


Справка "НМ":


Виктория ИФТОДИ


- Юридическое образование получила в Государственном университете Молдовы. По окончании университета работала главным специалистом отдела нотариата и адвокатуры Министерства юстиции, затем нотариусом в муниципии Кишинэу.


-В марте 2003 года постановлением правительства назначена на должность заместителя министра юстиции, в ноябре этого же года - утверждена первым заместителем министра.


- 8 июля 2004 года Указом Президента Республики Молдова назначена министром юстиции.


- Г-жа министр, хоть и с опозданием, а все же разрешите поздравить Вас с назначением на эту сложную, весьма ответственную должность. И поскольку это Ваше первое интервью для республиканской прессы, а также с учетом того, что оно приурочено к Вашему профессиональному празднику, позвольте предложить Вам самой избрать темы нашей беседы.


- Спасибо за поздравления - они никогда не бывают слишком поздними. Сложность же, характеризующая занимаемую мною ныне должность, заключается еще и в том, чтобы не разочаровать тех, кто возложил на меня эту ответственность, а также в осуществлении начинаний, которые в течение уже более 10 лет пытается реализовать общество: построить правовое государство. Конечно, в своем первом интервью не хотелось бы касаться только проблем, хотя для сторонних людей недостатки более явны, к сожалению, чем положительные результаты. Беседуя с вами в канун профессионального праздника юристов, мне больше хотелось бы говорить о достижениях, которые на самом деле есть, и о том, к чему мы стремимся, - я, мои коллеги по министерству, все юристы страны и общество в целом. Однако это заняло бы, пожалуй, слишком много времени и газетной площади. Поэтому не будем отступать от традиционной для жанра интервью схемы: я отвечаю на ваши вопросы, какими бы сложными или неудобными они ни оказались.


- В таком случае начнем с наследия, доставшегося Вам от предшественников. За достаточно короткий период сменилось несколько глав министерства, которым сегодня руководите Вы. Можно ли в таком случае говорить о какой-либо преемственности в рамках Минюста?


- Безусловно, преемственность существует - начатое одним министром продолжено следующим. Кроме того, менее подверженным изменениям оставался состав министерства, коллектив. Сохранялись традиции, общий опыт - все накопленное в рамках министерства и что не исчезает с заменой руководителя. Конечно же, смена глав министерства не самое лучшее, что может произойти в коллективе, тем более, если речь идет о Министерстве юстиции, чья деятельность - одна из важнейших в государстве, которое называет себя правовым и где закон должен быть на страже интересов всех граждан. Но в этом есть и положительные стороны. К примеру, нельзя отрицать, что это служит очевидным подтверждением особого внимания, уделяемого правоведческой отрасли правительством, государством, обществом в целом. Нет безразличия. Естественно, это не должно означать, что предшественник обязательно хуже преемника. От руководителя одновременно зависит и очень многое, и далеко не все. Наследие, с которым сталкивается новый руководитель, не всегда радужное. Но я хорошо понимаю, что то, с чем я столкнулась, вступив в должность министра, в значительной степени схоже с тем, с чем пришлось столкнуться и моим предшественникам.


- Не могли бы Вы назвать несколько примеров того, что было начато Вашими предшественниками и что Вы, став министром, продолжаете осуществлять?


- В принципе, движение по всем нынешним направлениям деятельности министерства было начато еще десять лет назад. Но и сегодня до полного достижения поставленных целей еще далеко. Объясняется это и периодической корректировкой задач; и изменениями в социально-политической жизни Молдовы, в том числе не в последнюю очередь - сменой руководства страны. При нынешнем кабинете министров, в частности, установилось более тесное сотрудничество с европейскими структурами, особенно с Советом Европы. Очень большая работа ведется в области экспертизации законопроектов, и с ней связано немало проблем. Суть их не только в том, что наше министерство не успевает с ними справляться, - здесь многое зависит и от законотворческого процесса. В области законотворчества нам следует работать над механизмами приведения в соответствие наших законов с европейскими стандартами. И мы принимаем конкретные шаги в данной области.


- Какие же?


- К примеру, разработан проект постановления о внедрении на национальном уровне механизма проведения Советом Европы экспертизы наших законодательных актов. Отмечу, что экспертиза СЕ носит рекомендательный характер, но одновременно она облегчает нашу задачу по внедрению законодательства европейского уровня. При этом мы не можем слепо копировать западные законы - лучшее, что есть в европейском законодательстве, необходимо адаптировать к нашим национальным реалиям, традициям, возможностям. В этом заключена наибольшая сложность. Для того чтобы перенять то, что хорошо действует там, нам необходимо провести у себя целый ряд реформ в самым различных областях.


- Одна из сторон взаимоотношений между Молдовой и Европой относится к рассмотрению обращений наших сограждан в ЕСПЧ. Известно несколько дел, "проигранных Правительством Республики Молдова" в названной высокой инстанции. Отдельными деятелями это трактуется как фактор, отрицательно сказывающийся на имидже страны.


- По поводу решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в отношении РМ я бы хотела отметить, что они в любом случае служат интересам нашего государства. Так называемые "проигрыши" в ЕСПЧ, действительно, отражаются на престиже молдавской судебной системы, но это не означает, что имидж страны в целом тем самым ухудшается. С этим нельзя согласиться хотя бы потому, что выигрывают дела все же граждане Молдовы. И, что очень важно, в конечном итоге это является весьма эффективным путем совершенствования нашей национальной правовой системы. Однако не спорю - мудрость заключается в том, чтобы извлекать уроки из чужих ошибок. В том что касается отношений с ЕСПЧ, у нас такая возможность есть.


В последнее время в Республике Молдова предпринимаются большие усилия по усовершенствованию механизма обращения в ЕСПЧ. Существует, в частности, инициатива президента, предполагающая альтернативную возможность пересмотрения судебных решений, вынесенных национальными судебными инстанциями, до обращения граждан в Европейский суд. В этом случае устранение допущенных нарушений основных прав и свобод происходило бы быстрее, чем при прохождении дела через ЕСПЧ. Только согласия Страсбургского суда принять дело к рассмотрению истцам приходится ждать 2-3 года. Само рассмотрение длится также довольно долго. В этой связи уместно было бы заметить, что решения, вынесенные ЕСПЧ в отношении РМ, касаются дел, рассмотренных молдавской судебной системой еще до произошедших в нашей стране реформ. Сегодняшнее законодательство РМ изменилось с учетом требований Конвенции по правам человека. И нет сомнений, в будущем это увенчается положительными результатами. Кроме того, создание подобного, альтернативного, механизма на национальном уровне обусловлено рекомендациями СЕ. Нечто подобное уже существует и действует в государствах бывшего социалистического лагеря.


- "Минюст и судебные инстанции" - тема, достойная отдельной и, пожалуй, весьма обширной публикации. Однако и в нашем, посвященном не только данному вопросу, интервью хотелось бы попросить Вас кратко охарактеризовать эти непростые взаимоотношения. Осуществление независимой судебной власти в немалой степени, простите за тавтологию, зависит от деятельности Вашего ведомства...


- Сложности, натянутость во взаимоотношениях министерства с судебными инстанциями, и это не секрет, главным образом связаны с компетенцией Минюста, касающейся распределения среди судебных инстанций финансовых средств. Это действительно очень сложный вопрос: при острой финансовой недостаточности снабжать судей хотя бы необходимым минимумом, чтобы их мысли были заняты не тем, ЧЕМ и на ЧЕМ писать, а тем ЧТО писать. Проблемы во взаимоотношениях, возникли в так называемый период "опьянения независимостью", когда многие, и не только судьи, не учитывали того, что независимость не исключает сотрудничества.


В последнее время, на мой взгляд, натянутость в отношениях исчезает. Мы достигли такого уровня, при котором судьи достаточно глубоко осознают свои предназначение и задачу. Судебная система в целом, каждый конкретный судья, в частности, пережили достаточно сложный период: длительные реформы, частые законодательные изменения, болезненное восприятие реакции общества, которое, к сожалению видит чаще плохое и для которого судьи являются ответчиками в том числе за просчеты своих коллег, своих предшественников, решения которых, к слову, сегодня пересматриваются в Страсбургском суде. На этом уровне я думаю, что все стремятся к тому, чтобы усовершенствовать себя и судебную систему в целом.


Мы достаточно долго обсуждали варианты оптимального финансирования. Очень тщательно был проработан проект бюджета судебных инстанций на 2005 год. К настоящему моменту еще ведется работа над выработкой механизма администрирования бюджета. Но до этого важно было найти действенный, объективный критерий распределения средств, ведения отдельного учета по каждой инстанции.


- Этот критерий найден?


- Да. Бюджет на следующий год в соответствии с ним и составлен. Для каждой судебной инстанции выработан отдельный бюджет по статьям, по суммам. Все они будут объединены в общий бюджет, который найдет отражение в Законе о госбюджете на 2005 год.


В части конкретных сумм мы постарались учесть все нужды. В правительстве с представленными запросами согласились. Исходя из пожеланий судебных инстанций, мы реально смогли зарезервировать для себя в Госбюджете около 26 млн. леев и дополнительно - 10 млн., что дало бы толчок для разрешения основных материальных вопросов. Во всяком случае, могу с уверенностью сказать, что в бюджете на следующий год мы учли все, что касается зарплаты судей, повышения заработных плат техперсонала, кроме того, мы учли все требования по обеспечению канцелярскими товарами, ставшими притчей во языцех в разговорах о материальной обеспеченности судов. Осталось решить вопросы, касающиеся капитального ремонта зданий судов. В бюджете одного года довольно сложно предусмотреть ту гигантскую сумму, которая необходима для проведения капитального ремонта всех требующих того зданий. Сегодня нами разрабатывается план мероприятий в данной области: что предстоит сделать в первую очередь, что - во вторую и т.д.


- Следующие проблемные направления - исполнение судебных решений и положение пенитенциарных учреждений...


- Практически все направления деятельности Минюста переживают процесс реформирования. Наша нынешняя команда надеется, что мы сумеем с помощью тех, от кого мы зависим и кто в какой-то мере зависит от нас, реализовать все задуманное. В области исполнения судебных решений большие надежды возложены на принятие Исполнительного кодекса. Это должно определить конкретные правила исполнения. Они будут доступны и понятны как непосредственно исполнителям, так и заинтересованным гражданам. Следующий момент - базовая подготовка и переподготовка кадров. Во всех областях правосудия, в том числе - в области исполнения решений. Очень важно, чтобы судьи работали с квалифицированными специалистами.


Пенитенциарная система. Проблемы в ней также гланым образом связаны с недостаточным финансированием. Однако нередко и большие деньги не дают требуемых результатов. Многое можно решить скромными средствами. В этой области правительством разработана концепция по изменению условий содержания заключенных - того, что было унаследовано еще с советских времен. Это влечет за собой и изменения в системе охраны, оперативной деятельности и т.д. Очень важно изменить отношение общества к заключенным. К сожалению, большой процент заключенных составляют те, кто уже сидел раньше. Это значит, что общество их не принимает и что зачастую в местах заключения перевоспитания не происходит.


- Не возникает ли у Вас необходимости в общении с Вашими предшественниками - получении от них каких-либо рекомендаций, советов?


- А мы общаемся. И это - лишнее подтверждение преемственности, о которой говорилось выше. Происходит это не часто, по мере необходимости, но тем не менее происходит.


- В заключение, поскольку публикация нашего интервью совпадает с Вашим профессиональным праздником - Днем юриста, - хотелось бы предоставить Вам возможность обратиться через нашу газету ко всем Вашим коллегам.


- Пользуясь столь удачной возможностью, хотелось бы поздравить всех юристов, которые по призванию следуют по этому нелегкому и ответственному пути, и пожелать им использовать свои знания для повышения юридической грамотности общества - чтобы каждый гражданин страны знал закрепленные за ним конституционно права и обязанности. Желаю также всем юристам реализации своих стремлений и достижения высокого уровня профессионализма - задача это достаточно сложная. Непосредственно коллективу Министерства юстиции хочу пожелать побольше оптимизма. С праздником вас, уважаемые коллеги!


- Благодарю за интервью, и позвольте присоединиться к Вашим пожеланиям.