Главная >> 5 >> 15

Дороги требуют покрытия. Финансового

Каждое третье воскресенье октября российские дорожники отмечают свой профессиональный праздник


В Санкт-Петербурге сегодня большая дорожная стройка. Воплощается в жизнь ряд серьезных проектов: Кольцевая автомобильная дорога, комплекс морских защитных сооружений, начинается Западный скоростной диаметр... Над чем работают в настоящее время труженики дорожного хозяйства в Северной столице, каким видится оптимальное решение сложных проблем по качественному содержанию дорог? С этих вопросов началась наша беседа с руководителем Ассоциации предприятий дорожного комплекса города Юрием АГАФОНОВЫМ.


- В развитых странах национальные сети дорог в основном сформировались еще в XIX веке, - отметил Юрий Анатольевич. - Реализация в США и других ведущих странах крупномасштабных программ дорожного строительства была связана с периодами мирового экономического кризиса. Эти программы всегда были действенным инструментом государственной антикризисной политики: они позволяли занять безработных, стимулировать их материально и морально.


Мировой опыт финансирования строительства и содержания дорог стереотипен. Оно производится за счет целевых дорожных фондов, которые формируются, как правило, из дорожных налогов. Налоги по сути - это превращенная форма платы за пользование дорогами и одновременно макроэкономический регулятор спроса - предложения на пропускную способность дорожной сети. Ставки дорожных налогов находятся в пределах 30- 60 процентов цены моторного топлива или в стоимостном выражении: от 25 до 60 центов с литра бензина.


Целевые дорожные налоги существуют в большинстве развитых стран мира. В результате во всех этих странах дороги содержатся в отличном состоянии.


- К сожалению, о наших дорогах так пока не скажешь... Что же мешает нам хотя бы приблизиться к мировым стандартам?- Надо принять во внимание ряд объективных факторов (размеры страны, ее географические пояса, климат и др.). С другой стороны, в странах с развитой экономикой дорожная сеть полностью сформирована, и средства расходуются на улучшение транспортно-эксплуатационного состояния дорог. В России же средства дорожных фондов распределяются и на совершенствование сети, и на ее развитие. Однако уровень затрат любой развитой страны в сравнении с нами очень высок.


С введением в действие поправок к Налоговому кодексу РФ с 2003 года, в рамках сокращения числа косвенных налогов, ликвидирован основной источник финансирования отрасли - налог на пользователей автодорог (НПА). В результате за последние три года страна недополучила 100 миллиардов рублей.


- На ум приходит поговорка: "Дитя не плачет - мать не разумеет"?..


- Еще в 2002 году наша ассоциация выступила против отмены НПА, так как предложенный Министерством финансов вариант привлечения средств на развитие и содержание дорог за счет акцизов на горюче-смазочные материалы, транспортного налога и земельного налога не может полностью обеспечить потребности развития автодорожной сети.


Бюджетные вложения в дорожную отрасль высокоэффективны, поскольку одно рабочее место в дорожном хозяйстве дает 29 рабочих мест в смежных отраслях экономики. Таким образом, более 70 процентов инвестиций на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог перераспределяются в другие отрасли и бюджеты различных уровней.


- Как вы можете охарактеризовать дорожное строительство в Санкт-Петербурге?


- Перегруженность уже отремонтированных дорог очень высока и зависит прежде всего от интенсивности движения на городских магистралях. Поскольку структура и уровень развития улично-дорожной сети Северной столицы давно не соответствуют уровню автомобилизации (на сегодняшний день приходится 220-230 легковых автомобилей на 1000 жителей города), Петербург буквально задыхается в "пробках". И хотя этот показатель не столь высок для Европы, конкретно для нашего города он может оказаться предельным по нагрузке.


Кроме того, у нас большой процент недоремонта дорог - более 50 процентов, что также отразилось на пропускной способности. Такая круговая зависимость негативным образом повлияла и на бюджет. Увеличение нагрузки на дорожное полотно приводит к уменьшению межремонтных сроков.


- Значит, все по-прежнему упирается в финансы?


- Задумаемся над проблемой. У дорожников Петербурга большой производственный потенциал: квалифицированные кадры, современное техническое оснащение, опыт использования новейших технологий и материалов... Они могут за короткий срок привести городские дороги в нормативное состояние. Но вновь остро встает все тот же вопрос - финансирование. Так, ежегодная потребность в текущем ремонте составляет 9, 6 миллиона квадратных метров. Чтобы выполнить такой объем работ, нужно выделить из казны 5, 8 миллиарда рублей. Однако в бюджете нынешнего года запланировано всего 1, 5 миллиарда рублей на весь текущий ремонт...


Необходимо заострить внимание и на ежегодном содержании дорог. Это процесс, включающий в себя ямочный ремонт, заливку трещин, уборку, окраску ограждений и многое другое. Понятно, что экономить на этом нельзя. А что получается? Нормативная потребность в содержании городских дорог на будущий год - 1 миллиард 728 млн.


рублей. В этом же году запланировано всего 200 миллионов рублей...


- Что предлагает ассоциация в целях стратегического развития российских дорог в новом веке?


- Сопоставление мирового опыта дорожного развития с отношением к дорожным проблемам, характерным для России XX - начала XXI века, позволяет сделать следующий вывод: спрос-предложение на пропускную способность автомобильных дорог можно отрегулировать либо в рамках либерального подхода (все платят дорожные налоги и являются равноправными участниками дорожного движения), либо административными методами (сохраняется дефицит пропускной способности автомобильных дорог, отдельным участникам движения предоставляется право преимущественного проезда).


Если кардинально не изменить подходы к проблемам перспективного планирования и финансирования развития сети дорог, то может возникнуть внешне комическая (а с точки зрения экономики - трагическая) ситуация: страна с огромными трудностям преодолевает "достижения" недалекого прошлого, с тем чтобы в ближайшем будущем преодолевать "достижения" сегодняшнего дня.


Поэтому мы просим уважаемых депутатов Федерального Собрания обсудить целесообразность пересмотра дорожной политики, и в частности ее налогового раздела.