- сказал Михаил Фрадков, обсуждая тему дорог в России
Несмотря на то, что завтра будет отмечаться Всероссийский день работников дорожного хозяйства, у начальника Государственного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" Петра ВИЛЛЕВАЛЬДТА настроение совсем не радостное. Хронические трудности с финансированием дорожной отрасли и кадровые проблемы почти сводят на нет предвкушение профессионального праздника. Впрочем, несмотря на это, разговор у нас получился очень даже обстоятельным.
- Можете ли вы подвести итоги работы новгородских дорожников за год не в цифрах, а в тенденциях?
- Тенденции пока те же самые, негативные. Они не меняются уже на протяжении последних десяти лет. То есть из года в год происходит относительное снижение уровня финансирования. Я не случайно сказал "относительное", потому что в абсолютных цифрах, без учета инфляции, показатели могут расти, на деле же падая. Не прибавляет оптимизма и увеличение сети дорог, что, естественно, сказывается и на их обслуживании.
- Неужели федеральный центр не понимает стратегической важности вопроса?
- Почему же? Понимает. Вы же видели недавно, как на заседании правительственной комиссии Михаил Фрадков сказал: "Мы здесь не все дураки!". Хорошая фраза. Но все тут же расставила по местам саркастическая улыбка министра финансов Кудрина, который словно всем нам дал понять - далека Москва еще от регионов, от желания помочь решить их проблемы. У нас сейчас остались лишь акцизы на нефтепродукты, которые в области толком никто не платит, и транспортный налог, о котором нам вообще цинично сказали: "А вы можете его повышать у себя в регионах в пять раз". Тот же самый Минфин по каким-то своим выкладкам решил, что мы почему-то можем получать 400 миллионов рублей транспортного налога! А в прошлом году областная налоговая инспекция собрала всего 105 миллионов. Еще проблема - нам, чтобы мы хоть как-то могли прожить, выделяют в среднем за год 200 миллионов рублей субвенций. С этого года - уже субсидий. Разница в том, что субсидии Новгородская область обязана вложить в новые объекты, строящиеся совместно с федеральным центром. А ведь еще нужны деньги на подготовку к зиме, на ремонт дорог, что сегодня особенно важно. Кроме того, имеется 90 миллионов кредиторской задолженности, нарастающей из года в год. В итоге, после всех подсчетов, у нас уже много лет нет денег! По стандартам трассу надо минимум один раз в восемь лет ремонтировать, а мы это делаем один раз в тридцать. И то, что делается, - это минимальные косметические работы, на которые вынуждены идти наши подрядчики.
- Ситуация беспросветная?
- При нынешнем "статус кво" и при том, что на будущий год предусматривает правительство, - да. Всего на нашу отрасль в стране выделяется 29 миллиардов рублей. И это при 600-миллиардном профиците бюджета! И даже из этой явно недостаточной суммы 10 миллиардов сразу же отписывают Москве, где ситуацию, очевидно, наблюдают на месте страдающие в автомобильных пробках депутаты Госдумы. Примерно столько же получает Санкт-Петербург, а все остальное - на лапотную Россию. Мы уже четыре года строим новый городской мост в Боровичах, и каждый год центр категорически отказывает в деньгах. Этот объект, если бы не было постоянных срывов финансирования, мы сдали бы за год.
- Как вы относитесь к планам строительства новой платной автомагистрали Москва - Хельсинки?
- На неделе вопрос о ней обсуждался на заседании правительства. Определено, что на сооружение 650-километровой трассы в течение пяти лет будет израсходовано 130 - 150 миллиардов рублей. На выходе с МКАД в Москве магистраль будет устроена с организацией 10-полосного движения, по Ленинградской и Московской областям - восьмиполосного, на основном участке Клин - Тосно (и через Новгородскую область в том числе) - шестиполосного.
Но я отношусь к этому проекту со здоровым скептицизмом. Как чиновник я говорю: "Хорошо". По крайней мере, хорошие дороги в нашей области еще никому не мешали. Разумеется, зона вокруг этой трассы вместе с подъездными путями улучшится. Но лично как человек, всю жизнь проработавший в этой отрасли, считаю, что трудностей в воплощении этого проекта будет очень много, и в ближайшее время такую дорогу не построят. По ряду причин. Назову лишь некоторые: трасса окупит себя очень нескоро, поэтому надо еще найти инвестора, который согласится минимум на 15 лет омертвить свои деньги, прежде чем они будут давать прибыль. Окупаемость тоже под вопросом, потому что существующий транспортный поток в два раза меньше необходимого. Думаю, в конечном счете на дорогу пойдут деньги налогоплательщиков, бюджета.
***
Завершен ремонт 20 километров дорог и двух мостов. Готовятся к вводу в эксплуатацию участок в 12 км юго-западного обхода Великого Новгорода с мостом, подъезд к Иверскому монастырю протяженностью 3, 8 км с двумя мостами, мостовые переходы через реку Поломять в Валдайском и через реку Редеха в Мошенском районах.
***
В условиях особого дефицита средств работники этой отрасли за январь - сентябрь 2004 года обеспечили надлежащее содержание всей сети автомобильных дорог области протяженностью 8609 км, 477 мостов и путепроводов. Всего на 1 сентября текущего года выполнено подрядных работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог области на сумму в 409 млн. рублей.
***
К концу года около 40 километров сельских дорог будет приведено в нормативное состояние, в результате чего 16 населенных пунктов, в которых проживает 263 человека, получат устойчивую автомобильную связь. Продолжаются работы по строительству моста через реку Мста в Боровичах, ремонту проезжей части транзитных улиц Великого Новгорода.