Главная >> 5 >> 15

Табарак МУХАТОВ, начальник департамента дорожного хозяйства: МЫ РАБОТАЕМ НЕ БЛАГОДАРЯ, А ВОПРЕКИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ

17 октября - День работников дорожного хозяйства


- Поздравляю вас с наступающим праздником, Табарак Дюсембаевич! Но, боюсь, разговор у нас праздничным не получится. Когда мы с вами встречались год назад, вы очень жестко сказали, что финансирование дорожной отрасли похоже на эксперимент в масштабах всей страны, который привел к сокращению налоговых поступлений в дорожный фонд. Какова ситуация сегодня?


- Все очень непросто. Финансирование сокращается из года в год. Если в 2002 году поступления в дорожный фонд составили около 700 миллионов рублей, то в следующем - немногим больше 500 миллионов. В нынешнем году ожидаемые поступления - 483 миллиона, это 76% к уровню прошлого года. Не слишком утешительны прогнозы и на будущий год: на стопроцентное поступление средств в территориальный дорожный фонд рассчитывать не приходится. Естественно, что ежегодное сокращение финансирования приводит к тому, что мы "проедаем" накопленное за многие десятилетия состояние. Трудно говорить о какой-то транспортной стратегии. Откровенно говоря, сегодня мы работаем не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Впрочем, это общая тенденция. И хотя мы вынуждены принимать нынешнюю ситуацию такой, какая она есть, это не значит, что астраханские дорожники смирились с этим положением вещей. На всех уровнях поднимаем этот вопрос ...


- ...и продолжаете работать в непростых условиях?


- Да, пока ситуация и источники финансирования остаются прежними, работаем в существующих узких рамках. Самостоятельно ищем средства для развития основных направлений строительства и ремонта дорог. Делаем все возможное, а порой и невозможное. Организуем работу по максимальному сбору дорожных поступлений, активно сотрудничаем на эту тему с областным управлением Министерства по налогам и сборам, районными налоговыми инспекциями. В конечном итоге, если "по сусекам поскрести" , удастся сверх утвержденного бюджета увеличить поступления в дорожный фонд на 10 миллионов рублей, да и недоимку прошлых лет сократить на 6,5 миллиона рублей. Часть средств, например, собираем за счет взимания платы с большегрузных автомобилей, использования пропусков. По научному это называется оптимизацией сбора дополнительных источников дорожных средств.


- Грустная какая-то наука.


- Невеселая, согласен. Но в нынешних условиях выбирать не приходится, и мы освоили ее неплохо. Работаем без сбоев. Не знаю, чего в этом больше, - чисто российской "упертости" или ожиданий, что не сегодня-завтра все переменится к лучшему, - только и в не самых благоприятных обстоятельствах мы умудряемся хорошо делать свое дело. Но вообще-то, на мой взгляд, в этом и заключается профессионализм.


- Табарак Дюсембаевич, областные власти делают серьезную ставку на развитие транспортной инфраструктуры как базовой отрасли для экономики региона. Не случайно в этом году к нам приезжали и председатель правительства РФ Михаил Фрадков, и министр транспорта Игорь Ливитин, которые отметили возрастающую роль Астрахани в транспортных проектах - коридорах "Север-Юг" и "Запад-Восток". При этом финансирование дорожной отрасли сокращается год от года. Разве в этом нет противоречия?


- О парадоксах нашей экономики можно рассуждать долго. И серьезнейший разговор о финансировании астраханских программ дорожного строительства неоднократно происходил в самых больших московских кабинетах - и покойный губернатор Анатолий Петрович Гужвин, и ныне исполняющий обязанности губернатора, а тогдашний его заместитель Александр Александрович Жилкин, и я сам пытались использовать любую возможность, чтобы повести разговор в нужном русле. На одном из последних совещаний в Южном федеральном округе Александр Александрович Жилкин поднял вновь этот вопрос в разговоре с полномочным представителем президента В.А. Яковлевым. Я думаю, что определенные подвижки произошли благодаря нашей настойчивости. Во всяком случае, мы сумели настоять на том, чтобы федеральный центр выполнил свои обязательства по завершению строительства первой очереди одного из наших крупнейших объектов - Восточного обхода вокруг Астрахани. Сумели доказать не только важность этого проекта, но и убедить центр, что наши просьбы не имеют ничего общего с бюджетным иждивенчеством. Убедили - и средства нашлись.


- Выходит, для того, чтобы финансирование пошло, необходимо освоить искусство убеждать?


- Не лишнее дело, как оказалось. У нас ведь произошли искривления по всем направлениям нашей жизни, разладились и хозяйственные механизмы, и человеческие связи. Сегодня отношения регионов с центром, к большому сожалению, выстраиваются по уродливой схеме: регионы выступают только в роли просителей. Просителей мало кто любит, согласитесь! У тех, кто просит, практически нет достоинства. Но печальнее всего, что и нет попыток выбраться из тупика, проработать какие-то иные схемы взаимоотношений. Центр ведет себя порой очень жестко. Но, на мой взгляд, правильно.


Чтобы научить человека плавать, его иногда необходимо просто бросить в воду. Жить захочет - выплывет. Мы сколько лет в рынке? Больше десяти. И все страдаем, что нас бросили. Да уж давно пора научиться плавать!


- Или строить дороги.


- Что в принципе одно и то же. Потому что любой экономический рывок предваряет большая работа, масса расчетов, умение принять правильное решение, сосредоточенность на цели, ответственность. Я не скрываю, что работать сегодня сложно. Но - можно. И даже интересно. Не в российском характере жить без проблем.


- Можно подумать, вы к ним стремитесь! А ощущения, что все напрасно, у вас не бывает?


- Напрасно? Никогда не соглашусь с этим. Мы жизнь на "потом" не откладываем. Мы живем "здесь и сейчас". Седьмой год у нас проходят конкурсы профессионального мастерства на звание "Лучший по профессии". В этот раз такие конкурсы провели прямо на действующих объектах: паромщики демонстрировали навыки работы на паромной переправе в Камызякском районе, дорожные мастера - на вводном дорожном объекте, на ремонтном участке автодороги Капустин Яр - Садовое состязались дорожные рабочие и механизаторы. Замечательные мастера у нас, я их уважаю.


Знаете, меня задевает, что сегодня практически единственной ценностью в обществе стал рубль, все разговоры об этом. Понятно, что люди стремятся заработать, озабочены хлебом насущным, но вот когда я бываю на таких мероприятиях, то замечаю, как мужики гордятся своей профессией, своим делом, как им важно признание коллег. А это ведь ни за какие деньги не купишь.


В наших подразделениях вообще прекрасные люди трудятся. Служба у дорожников нелегкая, и в жару, и в дождь они на объекте. От их мастерства в прямом смысле зависит качество, а значит, и безопасность дорог. Я не любитель громких слов, но по большому счету все, кто трудится в дорожной отрасли, - созидатели. Хорошее слово: созидать. Создавать - значит давать людям надежду, уверенность, комфорт.


Так что, возвращаясь к вашему вопросу, отвечаю уверенно: все, что делается во имя людей, - не напрасно. Каких бы усилий это ни стоило.


- Ну, а главным итогом огромных усилий руководителей дорожной отрасли региона, областной законодательной и исполнительной власти стал ввод в эксплуатацию первого этапа первой очереди Восточной окружной дороги. Этот праздник состоялся буквально на днях. Чем стала лично для вас эта дорога?


- Символом надежды, символом возрождения. Тяжело ведь шел этот объект. Четыре года трудной работы в тисках жесточайшего финансового дефицита могли кого угодно заставить отступить от намеченной цели, и все бы было понятно, и никто бы не осудил - денег нет, ничего не поделаешь. А мы не отступили. С огромным признанием вспоминаю Анатолия Петровича Гужвина, который назвал этот объект делом своей жизни - он "пробивал" его еще в советские времена, а строительство началось лишь в 1999 году. Горько, что не дождался он этого события...


По своим технико-экономическим параметрам это самый крупный проект дорожного строительства в нашей области за последние 20 лет. Здесь осваивались новые технологии и новые идеи. Достаточно сказать, что за внедрение технологии сооружения новой конструкции опоры при строительстве внеклассного моста через Кривую Болду, позволившей сократить сроки строительства на семь месяцев и уменьшить материальные затраты, генеральный директор мостоотряда N 83 Валентин Степанович Карченков получил премию правительства России в области науки и техники. Были также применены революционные методы защиты откосов земляного полотна, укрепления дорожного покрытия, решены задачи экологии. Все это выполнено на самом высоком уровне с применением суперсовременных материалов.


А самое главное, конечно, что открытие автомобильного движения по этой дороге переориентировало транспортный грузопоток, проходящий через город. Теперь астраханцам не придется дышать выхлопными газами крупнотоннажных грузовиков и трейлеров-дальнобойщиков, как не придется и часами простаивать в "пробках".


Бесконечно признателен и благодарен всем, кто трудился на этом объекте. Это около 20 организаций. Но наибольший объем работ был возложен на ОАО "Волгомост Мостоотряд N83" , государственное предприятие Астраханской области "Дорожно-строительное управление N 3" , ОАО "Астраханский автомост" , ПМК "Приволжская". В канун профессионального праздника хочется пожелать всем моим коллегам удачи, взаимопонимания в семье, здоровья, всего самого доброго.


- Перспективы дорожной отрасли Астраханской области просматриваются?


- Приступаем ко второй очереди Восточной дороги. Получена договоренность о выделении 110 миллионов рублей из федерального бюджета на строительство пограничного с Казахстаном моста через реку Кигач и продолжение очередного участка дороги. Во многом это стало возможным благодаря настойчивости исполняющего обязанности губернатора Александра Жилкина. И, может быть, ради праздника не будем больше говорить о проблемах? Сдали такой объект! Можно сказать, что мы все почти счастливы.