Главная >> 5 >> 15

Дороги, ведущие к Дому

Есть такая профессия - дорогу строить. Познакомившись с потомственным грейдеристом Александром Федоровичем Сафиным, понимаешь, что его профессия - для настоящих романтиков. Ощутить себя первооткрывателем может не каждый. Наверное, нет ничего прекраснее, чем мчаться на железной махине по искрящемуся снегу, словно по небу, оставляя за собой след, по которому пройдут сотни колес.


Нелегка и извилиста судьба нашего сегодняшнего героя. Его жизнь со своими крутыми поворотами и спусками, трудными подъемами и разрывами тоже похожа на северную трассу. Привела она к своему дому, любящей жене, с которой не расстаются уже больше четверти века, сыну, дочери, внуку. Совсем недавно грейдерист Вилюйского филиала государственного унитарного предприятия "Дороги Нюрбы" Александр Сафин удостоен звания "Почетный дорожник России". "Вот о таких людях и надо печатать в газете" , - не раз говорили мне коренные вилюйчане.


Разговорить труженика дорог было несложно. Спрашиваешь его о семье, а он рассказывает о работе, работе, работе... Словно помнит каждый свой подряд.


Начало пути


Его родители познакомились в Магадане. Оба попали туда по распределению, да не понравилось - слишком много ворья. Решили перебраться в Якутию. Ближе к столице на строящейся трассе Якутск - Большой Невер тогда открывался новый поселок Качикатцы. Дорожная служба имела свое отдельное поселение, постепенно сросшееся с деревней. Там Александр и прожил большую часть жизни: учился, крестился, выбрал будущую профессию.


Получив аттестат зрелости, дорожным предприятием поселка был отправлен обучаться на грейдериста широкого профиля в Рязанскую область. Заодно освоил "Кировца" и скрепер. Отслужил в танковых войсках Читинской области недалеко от небезызвестного острова Даманский. После армии, пытаясь вырваться из-под крылышка строгой матери, собрался было рвануть на БАМ, да начальник не отпустил. В самый ответственный момент спрятал под столешницу комсомольскую путевку. Но Александр не сдался - слишком тесно было молодому парню в Качикатцах. Поехал в Якутск.


В то время как раз прокладывали асфальтированное шоссе Якутск - Покровск. В Техтюре гараж строительного управления сгорел, и база расположилась прямо за Покровском - в Кылбастахе. Там, где самый длинный спуск после крутого поворота. Оттуда у Александра и началась самостоятельная, "взрослая" жизнь. Получив прописку в Якутске, прожил два года командированным в покровском общежитии. Познакомился с будущей супругой Екатериной, работавшей в столице. Жили раздельно, но встречались часто.


- Я бы не уехал оттуда, - рассказывает Александр Федорович. - Мне и квартиру руководство выдать обещало. Выпивать не любил, особенно когда за техникой. Многие говорят, мол, если не за сто грамм - не страшно. Под руки же не водят! Выпью чуть да сяду уверенно. Но мало ли что. Я, например, всегда боюсь, что не я в кого-то, а в меня кто-то ударится. Так оно и получилось...


Поворот


Однажды Александра отправили перевезти в Покровск компрессор. Асфальт там уже проложили, и машины, завозящие гравий, ездили по обочине. Когда начал разворачиваться на своем грейдере, полетела крестовина. Ну что ж, бывает. Трактор стал боком, и поэтому впереди машины на начале резкого спуска Александр соорудил предупреждающую конструкцию из палок да поехал с шоферами вниз к мастеру. Нашел подходящую крестовину, вернулся - палки сбиты, машина присыпана гравием, стекол в окнах кабины нет. Но вроде больше ничего серьезного.


Спустя какое-то время вдруг вызывают в прокуратуру. Выяснили обстоятельства произошедшей поломки и отпустили. Вызывают во второй раз. До сих пор Александр Федорович помнит номер кабинета, в котором состоялся разговор, изменивший его судьбу. Следователь признался, что, оказывается, в тот злополучный день о грейдер Александра разбились сыновья министра финансовых дел и заслуженного учителя Якутской АССР. Подписка о невыезде ему не полагалась, но так как давление сверху было велико, его просто-напросто попросили уехать из этих краев. На время. Александр понял, что ему придется проститься с Якутском навсегда. Всю последнюю неделю сборов он просто не мог смотреть на свой трактор.


Перекресток судеб


Первым делом с молодой невестой отправились на ее родину - в Тополиное. Мать Екатерины - из рода богатых эвенских оленеводов, а отец - русский геолог. Сестры ее до сих пор живут в Тополином, а брат стал большим человеком - переехал в Якутск. Он обучился на охотоведа и приобрел такие уникальные навыки, как, например, умение добывать дичь без применения ружья. Как в условиях выживания. Александр все время поражается его деревянным капканам и хитрым ловушкам.


Екатерина разговаривает и по-русски, и по-эвенски, и по-якутски. Да вот мужа своего так и не научила.


- Не способный я к языкам, - оправдывается Александр Федорович. - Когда в первый раз увидел, поразился ее красоте, а еще понравилось, что она не курит, как остальные девушки, хорошая хозяйка. А какие у нее торты! Расписались буквально через несколько дней после знакомства. Просто поставил себе цель жениться на Екатерине. И женился. Было мне тогда 23 года, ей - двадцать, а уже хотелось создать крепкую семью.


Когда молодые встретились, Екатерина училась на штукатура-маляра. Родители специально отправили ее в Якутск, но обстоятельства заставили вернуться в Тополиное. Вместе с любимым. Не нашел Александр применения своей специальности у оленеводов и пришлось искать новое пристанище. Перебрались в Теплый Ключ, дорожная служба которого обслуживала трассу Хандыга - Усть-Нера. Прожили там полтора года и услышали, что в Верхневилюйске строят дорогу, и нужны трактористы. Екатерину взяли работать поваром в физико-математическую гимназию. Многие выпускники, ставшие теперь важными начальниками, до сих пор вспоминают Екатерину Степановну и ее стряпню. Радуются, когда встречают на улице.


Попутчик по жизни


С Верхневилюйском связаны самые лучшие воспоминания семьи Сафиных. Здесь родились дочь Светлана и младший на год Федор. Но и оттуда через десять лет пришлось уехать. Александр отправился вслед за своим начальником и другом Олегом Максимовичем Шабариным, назначенным руководить вилюйским дорожным предприятием. Два года ютились по углам, а потом как раз запускали новый дом, и Сафины получили двухкомнатную квартиру.


К слову, немного о самом Олеге Максимовиче. Александру Федоровичу он стал не просто надежным покровителем, но и хорошим, верным товарищем, словом и делом поддерживающим в трудную минуту.


- Так же, как я, он - не любитель спиртного, а чем больше таких людей в коллективе, тем больше надежды на то, что у них что-то получится. Сами же знаете, если ребята слишком шумные, то они могут и себе, и другим самый хороший праздник испортить.


Вместе друзья ездили на рыбалку, охоту, по ягоды. У Александра три лодки, ружье. Правда, охотиться получается нечасто, дичи в вилюйских лесах становится меньше и меньше. Вообще, лес и речка - это, наверное, семейное хобби Сафиных, и все время, не занятое приусадебным хозяйством, они стараются проводить вдали от города. В собственном доме живут уже 15 лет. Постепенно завезли плодородную землю, подключили центральное отопление, расширяют огород. Квартиру же отдали родителям Александра Федоровича, перебравшимся вслед за сыном.


За горизонт!


Дочь Светлана выучилась на медсестру-массажиста и сейчас работает в Якутском медцентре. У нее своя семья, внуку Владиславу скоро будет год. А вот Федор продолжил дело отца. Видимо, с детства впитал он от своего родителя любовь к профессии дорожника. Отслужив в ракетных войсках, вернулся в Вилюйск. Сейчас тоже трудится в филиале ГУП "Дороги Нюрбы".


В преддверии профессионального праздника дорожника отец и сын готовят технику к зиме. А потом опять раздолье - зимник прокладывать. Летом Александр на автогрейдере, а как выпадет снег, пересаживается за "Кировец" , так что работы хватает в любой сезон. Объединение с нюрбинским дорожным предприятием очень облегчило положение, но рабочие руки всегда нарасхват.


Филиалу выделили из головного управления "Дорог Нюрбы" "КамАЗ" , так что теперь снег к обочине будут сбрасывать с его помощью. Нельзя ведь такую дорогостоящую технику, как грейдер, использовать в мороз - чревато. Сейчас при новом руководстве стабильно выплачивается зарплата, поступают хорошие заказы. Да и качество дорог стало значительно лучше - самим приятно.


- Я особенно люблю грейдер, потому что на нем ты всегда в движении. Не так как на экскаваторе или тракторе, который привязан к своему карьеру. Мне нужно, чтобы мой путь продолжался дальше и дальше, - делится впечатлениями наш герой. И хочется верить, что все у него только впереди.