Первые книжки - самые интересные! Фото Игоря БургандиноваУже завтра по всей стране педагоги начнут принимать поздравления с Днем учителя, ну а в воскресенье им просто некуда будет ставить подаренные учениками, родными и близкими букеты цветов! Это праздник, который тем или иным образом касается каждого из нас. Школа - наш второй дом, вместе со всем обществом она переживает в последние годы реформы, которые вызваны требованиями нового времени. Она "примеривает" на себя общепринятые в мире стандарты: учится учить детей так, чтобы ее воспитанники смогли жить и трудиться в ХХI веке - веке новых технологий, космических скоростей, грандиозных проектов и свершений. Накануне профессионального праздника наших дорогих учителей мы предоставили возможность педагогам, душой болеющим за дело своей жизни, рассказать о сокровенном, поделиться мыслями о своей профессии. Нет науки прекрасней
Аскарбек Кусаинов, президент Академии педагогических наук Казахстана, доктор педагогических наук, профессор, лауреат Государственной премии РК Изменения социально-экономических и политических условий предъявляют новые требования к профессиональному уровню педагога и к его личностным качествам. Какие же качества должны быть сегодня присущи учителю-мастеру? Прежде всего это его идейно-мировоззренческая подготовка. Во-вторых, знание предмета. Современный учитель должен свободно и гибко оперировать информацией, уметь легко вводить учащихся в область собственных знаний и нацеливать их на овладение ими. В-третьих, стремление к самообразованию, позволяющее педагогу постоянно пополнять собственные знания, быть Творцом. С этими качествами педагога тесно связана любовь к детям. Однако важно сочетать ее с разумной требовательностью, которая дисциплинирует учащегося, заставляет задуматься над своим поведением, затормаживает отрицательные и стимулирует положительные поступки, нацеливает на анализ своих взглядов, отношений, действий. А еще чувство меры, педагогический такт, который проявляется в умении педагога создавать основу здоровых взаимоотношений с ребенком, личный пример. Мастерство учителя проявляется также в голосе, дикции, мимике, тоне, жесте. Предвидеть последствия своих действий ему помогают педагогическая прозорливость, вдумчивость. Как видите, настоящий учитель должен не просто быть профессионалом в своем деле, но и обладать многими другими талантами! С развитием новых технологий образование претерпевает значительную трансформацию. Нашим учителям предстоит овладеть искусством развития способностей и талантов каждого человека, отойти от единообразия подходов в обучении. Система образования должна предлагать большее разнообразие предметов и методик преподавания, а также возможностей обучения вне школы. Однако новые технологии не должны включаться в учебные процессы в ущерб межличностным отношениям учителя и ученика. Образование, в принципе, остается формой взаимодействия индивидов. Компьютер никогда не сможет заменить учителя в общении со своими учениками. Все это делает актуальным вопрос относительно будущей роли учителя. Членами Академии педагогических наук Казахстана в ходе исследования "Социальный портрет школьника" 5 тысячам учителей был задан вопрос: "Почему выбрали профессию учителя?". Выяснилось, что 30 процентов привлекла возможность внести свой вклад в дело воспитания и образования детей, 44 - выбрали эту профессию из-за любви к детям. Это говорит о том, что в школах нашей страны работают в основном учителя, которые выбрали профессию по зову сердца. Они с гордостью несут высокое призвание педагога. И это говорит о том, что казахстанский школьный учитель, профессия которого приобретает в нашем обществе социальный престиж, будет продолжать "сеять разумное, доброе, вечное". В то же время, как показали исследования, наш учитель не успевает осваивать новые подходы, ощущает недостаток знаний по психологии, отмечает, что привычные методы учебно-методической работы уже не оправдывают себя. То есть для той конкурентоспособности учительского труда, о которой говорит Глава государства, еще предстоит немало сделать нам всем. Главная профессия
Лилия Пухова, директор школы-гимназии N 6 города Астаны, отличник образования РК Хочется пожелать всем учителям мудро и счастливо жить, потому что в нашей профессии мудрость просто необходима, а несчастливый педагог не сможет ничего дать детям. Я встречаю свой 34-й учительский год. Но каждый раз встречаю этот праздник с трепетом. Это момент, когда осознаешь, что твоя профессия самая главная на земле. В памяти каждого из нас остался первый учитель. Может быть, не все дети осознают, что он сделал для него в школьные годы. Но когда они становятся взрослыми и приводят своих детей к нему, тогда понимаешь, что ты причастен к воспитанию человека - Человека с большой буквы. Главный показатель любой школы - хорошие и добрые люди. И я счастлива, что никогда еще мне не приходилось краснеть за своих выпускников. Это, я считаю, заслуга учителя. Школа должна быть храмом науки, куда ребенок входит с трепетом. Именно здесь закладывается все, что необходимо человеку в жизни. У нас очень большой коллектив, каждый учитель оставляет в стенах школы частичку своей души. Конечно, не всегда все получается так, как мечтается. Однако среди педагогов равнодушных людей нет.Даже не хочется сегодня говорить о том, что учителю нужно повысить зарплату. Любой человек, который трудится, должен жить достойно. Если страна думает о будущем, она должна заботиться об учителях, чтобы не получилось, что некому будет учить наших детей и внуков. Образованность - личный капитал
Маргарита Мамошкина, студентка КазНУ им. Аль-Фараби Те преобразования, которые произошли в Казахстане, привели к глубоким изменениям в профессиональном составе населения. Налицо, к примеру, тенденция к увеличению численности инженерно-технического персонала и работников, занятых в науке, культуре, просвещении, здравоохранении, административном аппарате. Интеллектуальные профессии становятся массовыми. В новейших отраслях производства наблюдается значительное сближение труда рабочих и инженерно-технического персонала, что характерно для промышленно развитых стран. Но развитие казахстанской системы образования происходит в условиях прежней методологии образования, структуры и содержания, которые недостаточны для ее вхождения в мировое образовательное пространство. Низким остается охват организованными программами дошкольного воспитания и обучения детей в возрасте от одного года до пяти лет. Содержание обучения в современной общеобразовательной школе по-прежнему фактологическое, государственные стандарты, основанные на предметном подходе, морально устарели. Отсутствует компетентный подход, ориентированный на индивидуальность ученика. Обучение в школе не дает ученику четко выраженной позитивной мотивации к выбору жизненного пути, интересов и перспектив. Только 30 процентов наших старшеклассников выбирают сегодня профессию, соответствующую их способностям. Следовательно, остальные 70 процентов имеют низкие шансы успешной самореализации в жизни. Большинство выпускников остаются невостребованными на рынке труда. Исследования ЮНЕСКО и результаты тестирования выпускников общеобразовательных школ последних пяти лет свидетельствуют об устойчивой тенденции снижения качества образования. Весьма актуальным остается вопрос о роли местной исполнительной власти в осуществлении реформ в образовании. Сегодня и от деятельности акиматов зависит то, каким будет наше общество. Конституция Республики Казахстан гарантирует своим гражданам право на бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях, причем среднее образование является обязательным. Вот только каким образом эта норма Основного Закона будет осуществлена, зависит не только от Министерства образования, местной исполнительной власти, но и от самого гражданина РК. Поэтому не нужно сетовать на власть, когда речь идет о вашем личном капитале - образовании. Ценить учительский труд
Женисжан Ургалиев, кандидат биологических наук, доцент, преподаватель биологии Накануне профессионального праздника я хотел бы поздравить всех учителей и поблагодарить за их нелегкий, но благородный труд. В XXI веке роль учителя не только не уменьшилась, а даже возросла, особенно в плане воспитания человеческих качеств подрастающего поколения. В связи с бурным научно-техническим прогрессом морально-этические аспекты отошли на второй план. И это сказывается на детях. Осознание важности воспитания пришло, государство стало уделять больше внимания школам, их количество постоянно растет. Взят курс на интеграцию в мировое информационное пространство. Нужно улучшать материально-техническую базу школ, которая на сегодняшний день очень слабая, особенно на селе. Надо повышать оплату труда учителей. В век рыночной экономики педагоги оказались в проигрышном положении, так как в любых других сферах люди зарабатывают довольно прилично, будучи даже в молодом возрасте. Из-за низкой зарплаты происходит отток учителей, даже тех, кто очень любит свою профессию. Особенно не хватает в школах мужчин, поскольку они не в состоянии обеспечить семью на зарплату учителя.Думается, что при воплощении всех этих пожеланий жизнь и творчество учителей станут еще более значимыми. Не зря живешь на свете
Людмила Нохрина, учитель русского языка и литературы международной школы "Мирас", почетный работник образования РК Учитель - это не профессия, а состояние души. Я очень рада, что работаю в школе, где так много людей, которые это понимают. Коллектив у нас творческий, и поэтому мне кажется, что люди, которые так понимают свою профессию, способны сделать многое. Учительские радости и успехи измеряются не в количественных показателях, а в том, что наши дети очень любят учиться. Самопожертвование - суть профессии учителя. Именно оно иногда заставляет учителя забыть о том, что у него маленькая зарплата, что несколько низок его статус в общеобразовательной школе. Когда тебя окружают дети, в чьих глазах светится желание учиться, забываешь о всех сложностях жизни. Наша работа очень трудная, мы не сразу видим ее результаты. В связи с этим я люблю повторять строчки Тютчева: "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется. / Но нам сочувствие дается, как нам дается благодать". С этим сочувствием мы идем к детям, и этим счастливы. Нужно, конечно, сказать о том, что жизнь учителя должна стать более благополучной. Это даст нам уверенность, поднимет нас в глазах детей. Но это все-таки не главное. Есть Учителя с большой буквы, и дети даже не замечают, что они ходят в одном и том же, годами не ездят в отпуск, не имеют сотовых телефонов и автомобилей. Тарковский говорил: "Я - свеча.Я сгорел на пиру. Соберите мой воск поутру. И подскажут вам эти страницы, как вам плакать и чем вам гордиться". В этом образе мне видится учительское призвание. Мы очень любим этот праздник. В этот момент ты понимаешь, что не зря живешь на свете, потому что о тебе помнят. Возвращаются ученики, которые ушли из школы давным-давно. Это и есть для меня праздник. г. Астана