Машиностроение - важная структурообразующая отрасль хозяйственного комплекса нашего региона, особенно для Вологды, где каждый четвертый бюджетный рубль является "машиностроительным". Заметную роль в повышении эффективности ее работы играет ассоциация "Машиностроительные предприятия Вологодской области", объединяющая в своих рядах 29 предприятий. Накануне Дня машиностроителя свое мнение по некоторым актуальным проблемам развития отрасли изложил газете президент ассоциации, генеральный директор ОАО "Вологодский оптико-механический завод" Александр Коршунов.
- Как вы знаете, Александр Иванович, Правительством области разработан документ о стратегии социально-экономического развития Вологодчины. Учитывает ли в своей деятельности руководство ассоциации намеченные в нем цели и направления?
- Главным ресурсом реализации стратегии дальнейшего развития нашего региона, согласно этому документу, является консолидация усилий власти, бизнеса и общества. За пять лет деятельности ассоциации нам удалось выстроить конструктивные отношения не только с Правительством области, с которым налажено регулярное обсуждение общих проблем машиностроительных предприятий и проведен целый ряд мероприятий по их решению, но и с администрацией Вологды, законодательными ветвями власти. Такая совместная работа, считаю, вносит существенную лепту в стабилизационный процесс деятельности предприятий. К сожалению, после заметного подъема отрасли в 2000-2001 годах темпы роста объемов производства в машиностроении в последнее время снизились. А за семь месяцев текущего года, по данным облкомстата, машиностроение и металлообработка по объемам производства продукции даже не достигли уровня прошлого года (96 процентов).
Вместе с тем огромное влияние на устойчивость работы и развитие машиностроительного комплекса области может оказать вступление России в ВТО - резко обострится конкуренция на внутреннем рынке. К этому наши машиностроительные предприятия должны быть готовы. Потребуется переход от тактики удержания низких издержек на труд к стратегии повышения производительности труда, подготовки соответствующих кадров. Не исключено, что эти меры могут привести к некоторому сокращению низкоквалифицированных рабочих мест.
- В связи с активизацией подготовки по вступлению России в ВТО какие проблемы, на ваш взгляд, являются для машиностроительного комплекса области наиболее актуальными?
- Сошлюсь на данные опроса Вологодского научно-координационного центра РАН, проведенного в начале 2004 года среди руководителей разных отраслей, в том числе и машиностроения. Так вот, одной из наиболее критических технологий, которые необходимо развивать, названо энергосбережение. Действительно тарифы по всем видам энергии растут, а при вступлении в ВТО следует ждать их дальнейшего скачка. Вторая проблема - устаревший парк оборудования, его износ и отсюда - низкая производительность. В 2003 году объем инвестиций в основной капитал отрасли сократился по сравнению с 2002-м на 24 процента, и хотя в текущем году инвестиционные дела несколько улучшились, по финансовому вложению в свое развитие машиностроение находится в конце десятка других отраслей региона. Это связано прежде всего с недостатком средств, высоким процентом по банковским кредитам. Если в первом приближении объем необходимых инвестиций отождествить с размерами износа основного производственного капитала, то, даже по самым оптимистическим оценкам, потребуется 1,5-2 миллиарда рублей. Сумма, согласитесь, очень солидная.
Проблема кадров, повышения их качества остается сегодня одной из острых. Можно только приветствовать появление давно ожидаемого постановления Губернатора области о формировании социального заказа на подготовку кадров массовых рабочих профессий. Ассоциация намерена уделять самое пристальное внимание этому вопросу и дальше, обеспечить "обратную связь" по выполнению данного постановления.
Многое еще предстоит сделать и в рамках областной программы "Качество - ВТО", и по другим направлениям.
Вот, пожалуй, неполный перечень проблем, требующих объединения усилий ассоциации и властных структур. Необходимо отметить, что почти все они в той или иной степени рассматривались на заседаниях ассоциации, по их реализации проводилась серьезная работа.
- А можно привести хотя бы несколько конкретных примеров?
- Почему бы и нет? В конце 90-х администрация области заключила соглашение о партнерстве с НПО "Техномаш", которое входит в структуру "Росавиакосмоса" и хорошо известен своими инновационными наработками, особенно в области сварки. Наша ассоциация сотрудничает с НПО уже более четырех лет. За это время проведено несколько научно-технических семинаров, заключен ряд хозяйственных договоров по конкретным темам на общую сумму более 5 миллионов рублей.
Вопросам ускорения техперевооружения предприятий было посвящено несколько заседаний ассоциации, на которых поддержана "Концепция реализации программ техперевооружения предприятий РФ", предложенная "Станкоинструментом". Наши представители побывали на ряде предприятий этой ассоциации и теперь активно сотрудничают с ними по приобретению инструмента и оборудования.
Нынешний год для оптико-механического завода характерен обновлением почти 60 процентов номенклатуры продукции, поэтому данный период оказался менее благоприятным для инвестирования техперевооружения. Однако за счет экономии средств, отказа от выплаты дивидендов за 2003 год нам удалось приобрести несколько единиц нового оборудования для механических цехов завода. Практика эксплуатации современного высокопроизводительного оборудования показывает, что для предприятия техперевооружение выступает в качестве "локомотива": кроме бесспорного выигрыша в производительности и качестве обработки деталей, обновленное оборудование меняет культуру производства, ее подготовку и организацию, молодые специалисты в течение года становятся квалифицированными операторами и наладчиками, успешно конкурирующими с опытными станочниками узкого профиля.
- Что бы вы, Александр Иванович, пожелали машиностроителям области в преддверии их профессионального праздника?
- В рыночной экономике, где работа предприятий во многом зависит от внешней конъюнктуры, спады неизбежны (другое дело - их глубина и необратимость). Но я верю в потенциал машиностроителей. Хочу пожелать им оптимизма, преодоления всех трудностей, здоровья, благополучия, всего самого светлого и доброго в жизни!