Не корысти ради, а лишь во благо
Мне уже немало лет, и видеть доводилось всякое, но столь длинные массивные ножи с рукояткой, чем-то напоминающей топорище, да еще в руках молодых, симпатичных, улыбающихся женщин наблюдал впервые. Держали они их уверенно, и по всему чувствовалось: поступит команда - и эти милые создания без промедления, не задумываясь, пустят мачете явно местно-кустарного образца в ход. И только я об этом подумал, как такая команда прозвучала. Подчиняясь хорошо отработанным движениям женщин, ножи-секиры, блеснув на не по-осеннему ярком солнце, с размаху впились в... Однако мне и в голову не пришло звать кого-то на помощь. И не потому, что вопиять "SOS" в глухой чаще леса, вдали от проезжих дорог и населенных пунктов - глупо и бесполезно...
От судьбы, как говорится, не уйдешь. Тем более, что сам напросился на эту встречу в лесу, на встречу с людьми, для которых лес - это жизнь. А сама их жизнь во многом подчинена никогда неисчерпаемым заботам о лесе, его здоровье и благополучии. Порой, как мне кажется, даже больше, чем о своем собственном. Около 1400 человек (вдвое меньше, чем не в такие уж и далекие времена) трудится сегодня в лесном хозяйстве государственного лесного фонда Белгородчины. И, похоже, энтузиазм, любовь к живой природе, а не материальный стимул (средняя зарплата в отрасли - одна из самых, если не самая низкая, как в России, так и в области), является их главной движущей силой на этом поприще. Техническая база - тоже не на высоте: если раньше она раз в 10 лет практически обновлялась, то сейчас об этом они даже и мечтать не смеют. Изношенность техники, механизмов достигает 90 процентов. Вот и получается, что работники восьми лесхозов и 40 лесничеств лесной службы Главного управления природных ресурсов по Белгородской области задачу по охране, защите и воспроизводству лесного фонда, как ни крути, решают, зачастую, на основе голого энтузиазма.
А голь на выдумки хитра. Причем настолько, что умудряется не только сохранять живым и здоровым имеющийся лесной фонд, но и расширять его - за последние 10 лет покрытая лесом площадь увеличилась в области более чем на 2 тысячи гектаров. Есть в этом заслуга и тех самых женщин с самодельными рубящими инструментами, которых я встретил в одном из массивов Белянского лесничества Шебекинского лесхоза.
...Лес - как лес, который, как мне казалось, всегда был таким и нисколько не нуждается в помощи человека. А потому, честно говоря, меня не "мечи" в руках лесокультурниц (одна из рабочих специальностей) удивили, а то, чем они здесь занимались, - рубили заросли молодняка. Все подряд, за исключением вошедших уже в силу дубков лет эдак под 15-20. Зачем, кому это надо? Неужто ради хвороста, который образуется после того, как высохнет аккуратно сложенная в стандартные кучки свежесрубленная зеленая поросль? Вряд ли. Тем более, что вывезти его отсюда не так уж и просто. Даже доставившему меня сюда "УАЗику" (признанному в России вездеходу) пришлось несколько "попотеть", прежде чем ему удалось, свернув у стоящего на опушке 25-го квартального столба на лесную просеку, преодолеть нечто, напоминающее глубокими колеями дорогу.
- Обычное заблуждение непрофессионала, - пояснил мне суть происходящего "хозяин" массива - лесник Юрий Николаевич Аксенов. - Высаженный руками человека лес всегда здоровее естественного. В природных условиях молодая поросль может пойти из пня, пропавшего от болезни дерева или от больного семени. Мы же высаживаем только здоровые саженцы и потом долго за ними ухаживаем. За дубом, в частности, до 25-летнего возраста. К этому сроку он набирает полную силу и уже мало нуждается в нашей помощи. На этом участке, к примеру, много лет назад была произведена рубка обновления вполне зрелого дуба. После этого участок, как положено, обработали и высадили на нем двухлетние саженцы. Теперь они, как видите, солидно вытянулись вверх. Однако не без нашей помощи. Вот и сейчас мы занимаемся тем, что помогаем им. Впрочем, как и всегда. Дуб ведь любит, когда голова на солнце, а сам он в шубе. Стараемся, чтобы так оно и было. Но особенно хлопотные, а точнее, беспокойные, первые годы ухода за саженцами. Мы очень довольны нынешним годом: приживаемость саженцев практически 100-процентная, все хорошо растут - душа радуется.
- Высадить саженцы, затем прополоть их, осветлить, прочистить, проредить, - включилась в разговор бригадир лесокультурниц Нина Васильевна Рязанова, - это все наша работа. В первый год после высадки двухлетнего саженца дуба пропалываем массив четыре раза, во второй - три и так до 5-летнего возраста, затем до 25 лет - осветление, прочистка, прореживание. Это наша основная работа, но хватает и другой.Как рассказали мне руководители Белянского и Ржевского лесничеств Н.Погибелова и А. Дрокин, - кроме дуба, а это главная ценность наших лесов, они высаживают и выращивают ясень, сосну, тополь, акацию, устраивают защитные лесополосы, засаживают овраги и балки, собирают желуди, шиповник, проводят различного рода рубки (санитарные, проходные, обновления), выращивают в питомниках саженцы, окультуривают родники, места отдыха для людей, производят в своих деревообрабатывающих цехах пиломатериалы, фризу (заготовка паркета), штакетник, выполняют различные услуги по заказам населения. Так и крутятся. И не только они, а все лесничества. Кто-то, дабы выжить, завел пасеку, кто-то - свиноферму, а в Ржевском лесничестве в специальном питомнике-теплице под пленкой выращивают пользующиеся потребительским спросом саженцы голубой ели, туи, можжевельника казацкого, ореха, кедра сибирского и корейского. Причем многие из них очень трудно, а зачастую и невозможно вырастить иначе, как методом окоренения. Например, голубую ель. Ржевцы освоили и этот довольно-таки хлопотный, требующий особого мастерства метод. Да и саженцы березы, как оказалось, получить не так уж и просто - нужна особая технология.
...Да, многое мне довелось повидать на своем веку, но так случилось, что столь величественный дуб увидел впервые. На территории
37-го квартала Ржевского лесничества. Высота - за 30 метров, крона - не всякий коттедж сравнится по объему, окружность ствола - при мне несколько человек (но не меньше шести - диаметр-то около 3, 5 метра) едва обхватили его, ну а возраст вообще не поддается осмыслению - 500 лет. Чуть поодаль от него стоял туристический автобус, который, как оказалось, и привез сюда весело танцующих под баян отдыхающих в Шебекино ветеранов. Они явно были в неописуемом восторге от увиденного (а по соседству с богатырем красовались сосна, ясень и дуб - хоть помоложе богатыря, но тоже с солидной биографией. Как сказали знатоки - трехсотлетней). А увидев подъехавших людей в форме работников леса, ветераны от души благодарили их за то, что они сохранили такую красоту, за труд на благо природы и человека. Меня же как журналиста просили высказать эту свою благодарность через газету. Что и делаю с огромным удовольствием.
Не с меньшим удовольствием подниму я завтра, в День работников леса, и бокал за здоровье, благополучие Нины Владимировны Погибеловой и всего возглавляемого ею коллектива, сумевшего к своему профессиональному празднику добиться наилучших показателей среди лесничеств ГУПР области. От всего сердца пожелаю того же заслуженному лесоводу России директору Алексеевского лесхоза Александру Дмитриевичу Долгополову - главе семейной династии лесоводов, бывшему руководителю Масловопристанского лесничества Владимиру Егоровичу Сухоносову, награжденному недавно знаком "40 лет службы в лесном хозяйстве" и всем другим работникам лесной службы Белгородчины - истинным энтузиастам своего дела, беззаветно (без преувеличения) сохраняющим, а зачастую и заново создающим бесценное богатство природы, коим издревле считается лес.
Уверен, этот мой тост поддержит и большинство земляков. Даже если они не видели многовековых дубов, Бикарюковского бора с его уникальными соснами, растущими на меловых отложениях, реликтовых дубрав или других подобного рода достопримечательностей лесов Белгородчины.
На снимке: 500-летний дуб...