Завтра вся страна будет отмечать День работников нефтяной и газовой промышленности. Сегодня наш рассказ о крупнейшей компании отрасли, действующей на калининградской земле - ООО "ЛУКОЙЛ - Калининградморнефть"
Ни для кого не секрет, что процветанием нефтяной отрасли наша область обязана именно 000 "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" Казалось бы, совсем недавно, отмечая 30-летие предприятия, калининградские нефтяники подсчитали за эти годы они пробурили 430 скважин, пройдя свыше одного миллиона метров горных пород, построили 350 километров нефтепроводов, открыли 12 месторождений нефти и добыли 28,7 миллиона тонн "черного золота". Однако нет предела совершенству, и сегодня к прежним победам пред- -приятия добавились новые.
Мечта, ставшая реальностью
Вы помните, сколько копий было сломано в спорах о нефтяном месторождении "Кравцовское" - Д-6? Этот "промрайон" наши нефтяники отыскали в Балтийском море более 20 лет назад, в 22,5 километра от калининградских берегов на глубине 25-35 метров Уже тогда стало ясно это месторождение по запасам нефти - самое крупное в Калининградском регионе и самое перспективное, ведь нефтяные залежи на суше не беспредельны, береговая добыча упала до 700 тысяч тонн в год Здесь же предполагаемые запасы оценивались примерно в 20 миллионов тонн причем речь шла о чистой и высококачественной нефти, с "выдержкой" около 580 миллионов лет
Больше всего в связи с Д-6 били в колокола природоохранные организации не грозит ли нефтедобыча на морском континентальном шельфе экологической безопасности Балтики и ее берегов, особенно Куршской косы?
Теперь все споры позади Лукойловским заводом металтоконструкций в Ижевском в рекордно короткие сроки закончено строительство "искусственного острова" - морской ледостойкой стационарной платформы, специалистами осуществлен ее монтаж, выполнены пусконаладочные работы А главное - пробурены первые две скважины, из которых уже добыто восемь тысяч тонн нефти, и начинается бурение третьей
Сама жизнь доказала беспочвенность каких-либо страхов: система экологического мониторинга "ЛУКОЙЛа", экопост на платформе позволяют оперативно отслеживать появление любых видов загрязнений. Мало того, ситуация в морской зоне производственной деятельности отслеживается из космоса. "По сути, рукотворный остров и дежурное судно, предназначенное для ликвидации возможных разливов, - это наш пограничный экоконтроль", -высказал свое мнение компетентный ученый, декан факультета географии и геоэкологии КГУ, доктор геолого-минералогических наук, профессор Вячеслав Владимирович Орленок.
По оценкам практически всех специалистов, проект Д-6 разработан с большой степенью ответственности за экологическую безопасность Балтики: предусмотрен так называемый "нулевой сброс", когда все стоки с платформы собираются и выводятся на берег, где они перерабатываются и превращаются в безопасный продукт - например, в те же стройматериалы.
Добавьте ко всему этому еще один факт: транспортировка нефти идет по подводному трубопроводу. Это самый безопасный способ: за последние 40 лет в мировой практике при эксплуатации морских дюкеров не зафиксировано ни одной аварии. Показательно, что в Декларации промышленной безопасности по оценке риска на Д-6 приводятся такие данные: авария на морской платформе гипотетически происходит реже одного раза в 333 года. Вероятность аварии на подводном трубопроводе еще ниже. Что же касается угрозы загрязнения Куршской косы, то она и вовсе ничтожна. И тем не менее, дабы избежать возможных нападок и обвинений, "ЛУКОЙЛ" заказал паспорт нефти с Д-6 в независимых научных центрах Канады и Норвегии. Он потребуется для идентификации нефтяных пятен в случае их появления в Калининградской акватории.
Опережая время
Примечательно, что нефтяной промысел является не единственной опорой развития "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефти". Кроме бурения скважин, здесь осуществляются океанские буксировки, перевалка нефти, развиваются многие современные производства, способствующие развитию экономики области и России.
Одно из новых направлений деятельности - строительство газонаполнительной станции неподалеку от поселка Нивенское, которая в прошлом году заработала на полную мощность. Лукойловцы по праву гордятся новыми технологическими решениями, благодаря которым по просьбе заказчика можно готовить сжиженные смеси пропана и бутана в различных соотношениях, принимать и отгружать их российским и зарубежным потребителям железнодорожным и автомобильным транспортом. Кстати, подобного многофункционального объекта в России еще не строилось. Ну а для области с ГНС связаны и новые перспективы: специалисты уже подумывают о создании в отдаленных районах раздаточных станций сжиженного газа. А это значит, что не будет нужды тянуть туда газопроводы. Экономия, да еще какая. И для бюджета, и для ЖКХ. . Раз заработала газонаполнительная станция, стало налаживаться и техническое обслуживание автомобилей, работающих на газе. С ростом цен на нефтепродукты перевод автотранспорта на газ особенно актуален - в Европе все больше автовладельцев выбирают этот экономичный вид топлива, который более приемлем и с точки зрения экологии. Стоит ли удивляться, что всегда работающий на перспективу "ЛУКОЙЛ" уже наметил строительство второй очереди ГНС на 2006 год.
Растет и число газовых автозаправок: если на сегодня их семь, то к концу года станет уже 11.
Коль зашла речь о развитии на "ЛУКОЙЛе" сопутствующих производств, то как тут не вспомнить о заводе по производству строительных металлоконструкций. Морской российский регистр судоходства настолько высоко оценил созданную его мастерами нефтедобывающую платформу Д-6, что присвоил заводу статус судостроительного. Честь - по заслугам, ведь параллельно с искусственным островом здесь были разработаны и построены мобильные буровые установки, танк-контейнер для перевозки сжиженного газа, которые отвечают всем международным нормам.
Теперь еще об одном достижении. Построенный несколько лет назад комплексный нефтяной терминал в Ижевском сразу стали называть уникальным, ибо при его создании использовались современные проектные решения, новейшее оборудование. Казалось бы, совершенствоваться больше некуда. Тем не менее на исходе прошлого года сданы в эксплуатацию восемь новых резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов общим объемом 48 тысяч тонн. Все они выполнены по современной безопасной технологии типа "стакан в стакане".
Можно еще долго говорить об успехах ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть", старания которого на благо всей страны и земли калининградской не остаются незамеченными, ведь недаром именно эту компанию признают лучшим предприятием нашего города. Однако в канун профессионального праздника хочется от души поблагодарить всех работающих на предприятии и пожелать им здоровья и счастья.
***
Цифры свидетельствуют
* С начала этого года компанией "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" добыто 418 тысяч тонн нефти
К концу 2004-го с месторождения Д-6 предполагается получить порядка 70 тысяч тонн, а к -2006-2007-му выйти на максимальный расчетный уровень в 600-650 тысяч тонн в год. Этот объем добычи нефти будет приблизительно равен годовой добыче нефти на суше в Калининградской области.
В канун профессионального праздника предприятием "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" достигнут 30-миллионный рубеж добычи нефти с начала промышленной эксплуатации нефтяных месторождений области.