В ЗАЛАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ДОМА ХУДОЖНИКА с 1 по 10 СЕНТЯБРЯ БУДЕТ ПРОХОДИТЬ ПЛАКАТНЫЙ ЧЕМПИОНАТ МИРА "ЗОЛОТАЯ ПЧЕЛА", ОФИЦИАЛЬНО НАЗЫВАЮЩИЙСЯ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЕННАЛЕ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА"
3олотая пчела - огромная выставка. Сотни участников со всего мира, тысячи плакатов, допущенных до экспозиции, еще тысячи отсеянных и неведомо сколько застрявших на таможне.
Первая "Пчела" состоялась в очень далеком, с точки зрения дизайнеров, 1992 году и оказалась большим профессиональным праздником. Мир вокруг нас был еще сер и уныл, всякая красочная бумажка радовала глаз, отечественная реклама делала первые, чудовищно неуклюжие шаги, дизайнеры-графики жаждали встречи с эталонными плакатными образцами, стремились приобщиться к высокой визуальной культуре. Затем прошли еще четыре "Пчелы", а на последней, пятой, пришедшейся на последний год прошлого века, была показана роскошная ретроспективная выставка из премированных за десять лет плакатов. После этого Сергей Серов, придумавший "Золотую пчелу", решил закрыть ее навсегда.
Спросить его "почему?" - значит, нанести тяжелую травму. Серов будет долго и нервно вспоминать, как ходил по дизайнерским бюро с шапкой, собирая по паре сотен долларов на организацию биеннале и приезд членов международного жюри (суперзвезд, разумеется). Как пустовали залы лучшей "пчелиной" выставки, потому что наши художники бросились зарабатывать деньги и перестали не только штурмовать мировые дизайн-высоты, но и интересоваться ими - работы и так в достатке. Зачем делать как лучше, если просят "как всегда"? И к чему равняться на высокие образцы, если наш рекламный рынок предпочитает яркие картинки, грубые шутки и избыточную изобретательность? И вообще идеал - враг коммерции.
Но прошло четыре года, и "Золотую пчелу" опять запустили. Потому что не может существовать профессия без соревнований и смотров. Кино - без фестивалей, спорт - без Олимпиад, а машинному доению нет жизни без слета мастеров машинного доения. Потому что надо и опытом обмениваться, и тенденции отслеживать, и приемы заимствовать, иначе впадешь в кризис, скиснешь, заматереешь, да и просто скучно станет. А со скуки что хорошего придумаешь?
На этот раз "Золотую пчелу" завалили работами. (Вообще участвовать в плакатной выставке легко - собираешь оттиски, кладешь в тубус и идешь на почту.) Кроме наших количественно отличились украинцы, поляки, японцы, китайцы, корейцы и, что неожиданно, иранцы. Оказывается, иранский плакат переживает взлет, арабская вязь покрывает листы черным кружевом или вьется по изображению изящной змейкой. О чем она говорит - непонятно. Но, уверяет Серов, мировая тенденция такова, что текстовая информация на плакате в глаза теперь не бросается. Что именно плакат рекламирует или о чем информирует - сейчас не важно. Современный плакат, особенно рекламный, но и социальный тоже, - это завораживающе красивая картинка. И никакой броскости. Раньше в плакате различались два направления: японское и европейское. Японцы создавали фантастическую и малопонятную полиграфическую красоту (опять же иероглифы), и не было им равных в плакате коммерческом. Европейцы - французы, швейцарцы, поляки - лидировали в плакате социальном, с нарочито простой, грубой картинкой и дерзким смешным текстом. Теперь все работают, условно говоря, как японцы.
Сергей Серов считает, и можно верить этому фанату графического дизайна, что современный плакат переживает энергетический кризис. Становится нежнее и сентиментальнее, феминизируется. Живописность, эмоциональность, образность сменяют графичность, рациональность и знаковость. Такая тенденция существует уже несколько десятилетий, но сейчас она особенно очевидна. Наверное, люди устали от громких, бьющих в глаз наповал картинок, и нежный мелодичный визуальный щебет милее им, чем старый шершавый плакатный язык.
Кроме главного конкурса в программе "Золотой пчелы" состоится показ студенческих работ и будет специальный раздел "Антитеррор". По поводу главной проблемы современного мира художники удачных решений не нашли. Кроме работ израильтянина Давида Тартаковера, который вписывает свое изображение с обозначением "художник" на спине в реальные снимки последствий израильских терактов. Эти плакаты получились такими сильными, что от них хочется немедленно отвернуться. Но это не спасает, только взглянешь - надолго запомнишь.
Будь моя воля, я бы отправила в принудительном порядке на "Золотую пчелу" всех директоров рекламных агентств и их заказчиков. Пусть видят лучшее и повышают критерии. Ведь все мы, жители глобальной деревни, живем в мире, где листву на деревьях заменяют плакатные листы разных размеров. И пора начать бороться за визуальную чистоту окружающей нас среды, за высокую культуру потребления изображений. -
Автор - обозреватель "Российской газеты"