Главная >> 5 >> 13

Планы лыжников

В этом сезоне есть вещи, которые произойдут впервые. Впервые многие операторы, специализирующиеся на горных лыжах, выйдут на "Отдых" с готовыми пакетными ценами, включающими стоимость перевозки. Впервые они готовы прогнозировать приблизительный рост потока по основным горнолыжным направлениям. И впервые накануне сезона на рынке такое количество вместительных "Боингов".


По мнению большинства крупных операторов, объем столичного рынка выезжающих в Европу горнолыжников составляет около 70 тыс. человек. Большинство туристов выберут Альпы. Австрия, Франция, Италия - вне конкуренции. К такому выводу пришли в туристических фирмах, анализируя итоги прошлого сезона и учитывая поступающие уже с середины июня заявки на популярные альпийские курорты. И если на сентябрь-октябрь, как ожидается, придется пик спроса и фактических продаж по высокому сезону, то вполне возможно, что уже в ноябре на отдельные позиции придется объявлять stop-sale или же искать возможность добрать комнат, что в это время уже маловероятно. Наряду с бюджетным размещением в Альпах туристы интересуются дорогими гостиницами, которые и в сезон забронировать достаточно сложно.


Отдельно стоят Германия и Швейцария. Если от Германии больших изменений не ожидается - последние годы ситуация достаточно стабильная в отношении цен, объемов и распределения потока, то оценить перспективы Швейцарии достаточно трудно. Страна безусловно пользуется спросом, и объем продаж по операторским компаниям растет в среднем на 5-9% за сезон, но еще больше увеличивается присутствие на швейцарских горнолыжных курортах российских индивидуальных туристов, которые не прибегают к услугам турфирм вообще. Исключение здесь составляют одна-две новогодние даты, когда главным образом в Женеву летят дополнительные чартерные рейсы.


Относительно потоков в страны "второго" эшелона - Болгарию, Словакию, Турцию и стоящую особняком Андорру - также существуют вполне сформировавшиеся прогнозы, однако в каждом случае разные. Так, если ожидается, что вырастет поток на Болгарию, на курортах которой за последний год-два построены новые отели и обновлялись подъемники, то Андорра, например, многими расценивается как аутсайдер в этом своеобразном "предсезонном" рейтинге: она слишком подорожала и второй год переживает стагнацию. Лидеры на направлении, впрочем, отмечают, что несмотря на подорожание размещения, Андорра по всем прочим показателям останется вполне конкурентоспособным направлением. Весьма перспективной в этом сезоне выглядит Турция, в частности курорт Паландокен, и, по оценке некоторых операторов, Словения, которая может предложить в дополнение к неплохому катанию оздоровление на термальных источниках.


Высоко оценивают перспективы Норвегии в РАС Group и "Лабиринте". Чего стоит один Лиллехаммер с олимпийскими трассами, инфраструктурой и гарантией снега. Конечно, горы здесь поскромнее, но, в отличие от той же Австрии и Франции, где русские новогодние праздники уже сами по себе означают высокий сезон, цены в Норвегии куда лояльнее. Длительных скандинавских программ для горнолыжников - таких, чтобы цепочку ставить до марта, не планируется, но рост очевиден. Растет, по оценкам РАС Group, и шведский курорт Оре, хотя до сих пор продажи по нему идут достаточно сложно. Тем не менее есть предпосылки к тому, что и на Оре в этом сезоне увеличится объем перевозки и, надо надеяться, туристов. Несколько особняком стоит Финляндия: страна не очень интересна для опытных лыжников, но вполне подходит для активного семейного отдыха и празднования Нового года и Рождества.


Достаточно скептически оценивают операторы перспективы другого популярного направления - Словакии: цены растут, отельная база обновляется слишком медленно. Стандартный пакет в прошлом сезоне мог стоить столько же, сколько тур в Австрию, особенно когда последняя начинает "гореть". Скорее всего, аналогичную ситуацию можно будет наблюдать и в этом году.


Прошлогодние принудительные каникулы с 1 по 10 января привели к корректировке продолжительности программ. Операторы отмечают, что в этот период 6-8-дневные туры продаются не хуже, чем двухнедельные. И наряду с десятидневками, которые в прошлом году отдельные компании пытались продавать и на протяжении основного сезона. Поэтому не исключено, что в этом сезоне "короткие" программы будут одним из самых ходовых товаров на рынке.


Многие агентства и клиенты опасались резкого повышения цен в этом году. Туры, безусловно, подорожали, но в целом не больше чем на 10-15%. Причем удорожание в альпийских странах объясняется тем, что европейские хотельеры, проследив динамику активности российских лыжников, скорректировали свои ценовые предложения. Размещение в пиковые даты - традиционный Новый год, конец января и первые две недели февраля - предлагается по более высоким ценам, чем в прошлом году. Впрочем, повышение цен на "землю" - несущественное. Пакеты подорожали главным образом за счет авиабилетов. Пожалуй, стоимость перевозки - единственный фактор, несколько беспокоящий операторов, так как цена билета зависит от стоимости топлива, и операторы не в силах повлиять на эти показатели.


Вообще ситуация с авиаперевозкой довольно любопытна. Никогда на рынке не было такого количества "Боингов" и такого рода предпосылок к их использованию. Фактически это единственная рабочая машина, которая сможет выполнять рейсы в Европу этой зимой. В этом есть безусловные преимущества, но есть и недостатки. Тот же "Боинг-747" на 468 кресел в расчете на основной сезон скорее не будет задействован - с ним не совладают ни небольшие европейские аэропорты, ни операторы, которым эти кресла надо продавать. В одиночку никто 747-й в течение сезона грузить не сможет. Необходима договоренность крупных игроков, а у них это с трудом получается.


Положение усложняется грядущим запретом на полеты Ту-154. Хотя операторы выдают противоречивую информацию: кто-то утверждает, что полеты самолетов этого типа в Европу запрещены окончательно и бесповоротно, кто-то, напротив, уверенно заявляет о том, что дополнительные рейсы в новогодние каникулы будут осуществляться исключительно на Ту-154. Так или иначе, на первый план выдвигаются авиакомпании, сделавшие ставку на использование западной техники. У "ВИМ-Авиа", например, к зиме будет 15 "Боингов-737", все унифицированы в объеме 220 кресел. У калининградской компании KD-Avia сейчас три таких же борта и оформляется четвертый, а в течение зимы компания получит еще четыре самолета.


Только вот опыт заканчивающегося лета наряду с востребованностью машин данного типа наглядно демонстрирует "неловкость" в управлении графиком полетов как минимум в той же "ВИМ-Авиа". А между тем именно на эту авиакомпанию делают ставку многие операторы по горным лыжам. Сумеет ли перевозчик обеспечить наличие резервных бортов и своевременное выполнение рейсов с учетом того, что наверняка будет плотно задействован и на пляжных направлениях, - вот в чем вопрос.


Операторы единодушно предсказывают весьма тяжелый высокий сезон: даже если Ту-154 допустят в Европу, самолетов все равно может оказаться меньше, чем нужно. Пересаживать туристов на регулярные рейсы в большинстве случаев будет сложно. Прежде всего они дороже, чем чартеры. Однако могут возникнуть проблемы другого рода. Например, вполне разумным кажется предложение включить в программы по Австрии - одной из лидирующих стран на рынке - перелет на рейсах Austrian Airlines в Инсбрук (новый рейс авиакомпании из Москвы в зимнем расписании). Но слоты австрийского национального перевозчика слишком неудобные для туристов - самолеты вылетают в пять утра, поэтому от этой мысли пришлось отказаться. Единственное, что могут сделать операторы на данном этапе, - договориться об одних датах своих вылетов, чтобы можно было подстраховать друг друга и при необходимости перераспределить потоки. Получилось ли, можно будет судить после "Отдыха".


***


Мнение


Евгений Судьбин, заместитель генерального директора компании "Асент Тревел"


- Надо сказать, в последние два года мы наблюдали резкий рост спроса на горнолыжные направления. Не перераспределение потоков внутри сформировавшегося рынка, а именно рост. Возьмите Болгарию. Казалось, она должна была умереть как горнолыжное направление - визы ввели, перевозка дорожает, инфраструктура не развита. И тем не менее чартерные рейсы в Болгарию возобновились. Понятно, что не из Австрии туда поток переместился, а это новые клиенты.


Темпы роста всего горнолыжного рынка составили не 10% за сезон, как мы осторожно закладываем в свои расчеты, а все 30-40%. В результате за два последних года поток практически удвоился. Иначе просто невозможно объяснить объемы чартерной перевозки, которая в целом заполняется. Благодаря такому спросу "Асент" практически удвоил свой поток на Австрию. И это при том что на рынок вышли такие агрессивные новые игроки, как "Санрайз", стоически выдержавший весь сезон с минимальными ценами и хорошей загрузкой. Конечно, мы приятно удивлены. Однако в линейные загрузки на предстоящий сезон закладываем меньший объем. Причина - законодательное введение в нашей стране новогодних каникул.


Де-факто в какой-то степени они и раньше существовали. И новогодний пик всегда был головной болью туроператоров. Выручало то, что люди, не привязанные к школьным каникулам, выбирали более низкие даты, ждали спецпредложений, ехали не в толпе, и таким образом решалась проблема линейной загрузки чартерных цепочек после новогодних праздников. А теперь всех обязали идти отдыхать одновременно! Так что сложности, присущие новогодним датам, проявятся в этом году максимально, и на более-менее равномерную загрузку после Нового года рассчитывать можно с большой осторожностью. Не думаю, что все наши коллеги и конкуренты отдают себе в этом отчет.


Возникают проблемы и с отельной базой. Что касается серьезных, крупных игроков, я думаю, они в целом справятся. Другое дело, что хотельеры вносят коррективы в свою ценовую политику с учетом особенностей русского рынка, и не в нашу пользу. Если раньше высокий сезон заканчивался на первых выходных после Нового года, то теперь все отели продлили его до 14 января. Они говорят: "Мы цены не изменили, мы изменили сроки", - но это и есть скрытое повышение цен, и весьма ощутимое для потребителя.


Кроме того, во многих швейцарских и австрийских отелях не хотят подтверждать минимальные по датам пребывания туристов бронирования на новогодние и посленовогодние дни. 10-12 дней - и не меньше. Самая востребованная дата у нас с понедельника по понедельник 2-9 января. Туда можно было бы ставить столько самолетов с хорошими отелями, сколько можно продать. Но хотельеры предпочитают, чтобы брали со 2 до 14 января (до субботы), так им удобно перейти на обычный режим check in - check out.


Конечно, все равно появятся предложения и на 2-9 января, и 26-30 декабря будут заезды, и 27-го, 28-го. Однако об окончательном расписании чартерных перевозок на основной сезон вплоть до марта-апреля можно будет говорить только в 20-х числах января, после новогодних каникул. Потому что многие сейчас начнут выдавать короткие цепочки за длинные. А ведь Новый год сам по себе не показателен. Каждый раз всплывают "щипуны", как я их называю: ставят перевозку и перелет исключительно на высокую дату и фактически не играют весь остальной сезон - ни жестких блоков, ни своей чартерной программы. В этом году, по причине, которую я уже назвал выше, таких будет особенно много.


[Графические материалы:


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТОКОВ ГОРНОЛЫЖНИКОВ (версия Евгения Судьбина)


ПРОДАЖИ ГОРНОЛЫЖНЫХ ТУРОВ В "АСЕНТ ТРЭВЕЛ"


Материал доступен в бумажной версии издания.]


***


Мнение


Илья Иткин, генеральный директор компании РАС Group


- По итогам прошлого года горнолыжный рынок в целом вырос, по нашим оценкам, на 20-30%. В основном это произошло за счет - увеличения спроса на альпийские курорты.


Любопытно, что горнолыжники в целом все чаще обращают внимание на популярные альпийские курорты, и при этом для размещения они выбирают недорогие апартаменты или демократичные отели 3*. И эта тенденция, я полагаю, только укрепится в этом году.


По сравнению со спросом на альпийские страны, все прочие, на мой взгляд, не демонстрируют столь бурного роста продаж. Например, последние два года заметно падение спроса на Андорру в связи с тем, что поездка туда стоит примерно столько же, сколько бюджетные туры в Австрию и Италию. Словакия и Болгария показали умеренный рост в прошлом году, и в этом сезоне едва ли стоит ожидать тут каких-либо существенных изменений.


Тенденция к увеличению потоков сохранится, но, на мой взгляд, не выйдет за рамки 5-10% на каждом направлении. Очень хорошие результаты в сезоне 2004/05 показал а Турция. За счет низких цен и популярной у россиян системы all inclusive рост потока горнолыжников в эту страну за последние два года увеличился практически в три раза. Наша компания работает с горнолыжными курортами Турции с 1998 года, и в этом году исходя из данной тенденции мы заключили контракт с основной гостиницей на курорте Паландокен - Dedeman Palandoken 4* и поднимем две длинные еженедельные чартерные цепочки.


Что касается Скандинавии, то могу отметить, что довольно успешно продавалась в прошлом году Норвегия, и, скорее всего, на этом направлении в текущем сезоне будет увеличен объем перевозки. Точно так же вырастет и Швеция, которая, впрочем, как горнолыжное направление пока в России продается достаточно вяло. Тем не менее поток растет и здесь, что позволяет увеличивать емкость перевозки.


Увеличение пакетных цен в этом сезоне возможно в основном из-за роста стоимости авиаперевозки. Уже сегодня по заключенным контрактам с авиаперевозчиками видно, что стоимость авиабилетов за счет повышения цен на топливо увеличилась на 15%. Но поскольку стоимость наземного обслуживания остается на уровне прошлого года, то в целом цена горнолыжных пакетов не должна вырасти больше чем на 5-10%. Впрочем, использование более современных и комфортных иностранных "Боингов" на основных чартерных программах позволит в некотором роде психологически компенсировать клиенту эти издержки.


Если говорить о пиках спроса на горнолыжный отдых, то здесь сохранятся тенденции, наметившиеся в прошлом году. Самым популярным периодом для горнолыжного катания будут две первые недели января. Российских туристов не смущают даже достаточно высокие цены в этот период. С каждым годом все больший спрос наблюдается в середине-конце января и в начале февраля, когда на горнолыжных курортах традиционно цены опускаются до самой нижней планки. Следующий пик спроса приходится на "золотое время", конец февраля - начало марта, когда на склонах лежит много снега, а погода становится солнечной, что создает отличные условия для катания.


[Графические материалы:


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТОКОВ ГОРНОЛЫЖНИКОВ (версия Ильи Иткина)


ПРОДАЖИ ГОРНОЛЫЖНЫХ ТУРОВ В РАС GROUP


Материал доступен в бумажной версии издания.]


***


Мнение


Наталья Головленкова, генеральный директор компании VKO Travel


- В предстоящем сезоне спросом в первую очередь будут пользоваться Австрия, Андорра и Франция. Там больше возможностей: огромные районы катания, прекрасно подготовленные трассы, самые современные подъемники, много вариантов размещения. В эти страны поедут и опытные лыжники, и те, кто уже сделал первые шаги и теперь сориентирован на более интересное катание.


До 54% продаж горнолыжных туров VKO Travel приходится на Андорру. Несмотря на некоторый общий спад спроса по этому направлению, мы не только сохранили свои объемы, но и увеличили их на 10%. В новом сезоне снова рассчитываем на небольшой рост. Предпосылки к этому есть. Сейчас Андорра развитый горнолыжный курорт европейского уровня, сопоставимый с курортами Франции, Австрии. Андорра остается самым экономичным из европейских горнолыжных направлений: кроме стоимости самого тура, следует учесть затраты на ски-пассы, прокат снаряжения, питание, прокат машины, - все это в Андорре дешевле, чем в Альпах. Почти каждый год открываются новые отели. В этом году это Magic La Massana 4*, который построен рядом с новым подъемником. В Сольдеу к сезону будет открыт новый отель 5* Sport Hermitage с термальным комплексом.


В Австрии по-прежнему пользуются большим спросом десятидневки, поэтому VKO будет предлагать 10-дневные программы в Инсбрук, успешно стартовавшие в прошлом году, с размещением на самых популярных курортах Тироля Майерхофене и Зельдене. Рост потока на Австрию планируем в пределах 10%.


Интерес горнолыжников к Франции продолжает расти, ведь такого разнообразия возможностей катания, как во французских Альпах, нет больше нигде. Несколько сдерживает спрос высокая ценовая планка. К сожалению, на французских курортах не строится много новых отелей, и поэтому даже спрос на Куршевель уже в прошлом сезоне значительно снизился. А вот к Шамони интерес, наоборот, возрастает: стоимость туров на этот курорт сравнительно с другими невысока, а тусовочная жизнь полностью отвечает потребностям клиентов. Мы прогнозируем повышенный интерес к новому курорту Арк 1950 - его открыли в прошлом году, акцент здесь сделан на качественное размещение с хорошим обслуживанием. Традиционным спросом будут пользоваться курорты Трех долин - Мерибель и Валь-Торанс.


Существенным является вопрос стоимости горнолыжных туров. В целом рост цены размещения по Франции и Австрии составит 2-3%, пакетное удорожание - 4-5%. В Андорре - 5-7%. Связано это с ростом стоимости авиаперевозки и коснется всех направлений. Уже сейчас очевидно, что она подорожает не менее чем на 10-12%.


Летать в Андорру, Францию, Австрию VKO Travel в этом зимнем сезоне будет на самолетах Boeing "ВИМ-Авиа" и "Трансаэро". Планируем увеличить на 15-20% емкости по традиционным программам (длинные цепочки). Отвечая на повышенный спрос на индивидуальные программы, берем блок мест на регулярных рейсах.


[Графические материалы:


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТОКОВ ГОРНОЛЫЖНИКОВ (версия Натальи ГОЛОВЛЕНКОВОЙ)


ПРОДАЖИ ГОРНОЛЫЖНЫХ ТУРОВ В VKO TRAVEL


Материал доступен в бумажной версии издания.]


***


Мнение


Ксения Рекшинская, коммерческий директор компании UTE Megapolus Group


- В стратегию чисто операторских компаний прошлый горнолыжный сезон практически никаких изменений не внес. По другому обстоят дела в операторских холдингах, где развивающаяся собственная розничная сеть требует расширения ассортимента и, как следствие, появления новых горнолыжных стран в предложениях. И этот вопрос касается не только нас, думаю, что, например, для VKO Group он также актуален.


Меняется тактика работы операторов. Как и в прошлом году, начало сезона выпадает на не самые удобные дни и даты, учитывая традиционный график заездов для курортов, скажем, в альпийских странах. Добавьте принудительные десятидневные каникулы для всей страны и то, что именно на начало января приходится львиная доля всего объема отправляющихся кататься за рубеж россиян, и получится очень непростой период для любой компании. И каждая будет решать его по-своему. С учетом прошлогоднего опыта.


Существенных изменений в отношении контрактных цен на размещение в Альпах не произошло. Увеличение стоимости проживания по сравнению с билетной составляющей можно вообще не учитывать - оно минимально, в пределах нескольких евро. А вот за счет перевозки стоимость пакета, конечно, вырастет: по альпийским странам - на 40-50 евро на человека.


Самым сложным в этом сезоне будет вопрос перевозок - предпосылок к этому много. Во-первых, запрет на полеты в Европу Ту-154 - в прошлом самого популярного типа самолета на горнолыжных чартерных направлениях, особенно в высокий сезон. Ходят разговоры о том, что отдельные компании планируют "выбивать" разрешения на разовые вылеты этих самолетов в январе, но последствия этой рисковой затеи непредсказуемы. В целом перевозка должна сосредоточиться на "Боингах" и Ту-204, которых не так много. Поэтому возможности расширять объем перевозки будут ограничены. Для операторов это скорее плюс - можно рассчитывать на хорошую загрузку рейсов, для конечного потребителя - минус, так как я практически уверена, что не будет спецпредложений, которые появлялись в прошлом году даже в январе.


Безусловно, не останется без внимания и появление "Боингов-747". С одной стороны, экономически это, может быть, наиболее привлекательный тип самолетов. С другой - эту машину сложно обслуживать европейским горным аэропортам. Надо учитывать, что все они небольшие, принять и обслужить единовременно почти 500 человек с лыжами в них очень сложно. Уверена, что Инсбрук, например, вряд ли примет "Боинг-747".


Кроме того, "Боинг-747" весьма неудобен с точки зрения "распиливания" операторских емкостей. Ни одно из горнолыжных направлений, даже и все вместе они недотягивают ни до Турции, ни до Египта, ни даже до Хорватии - емкость рынка гораздо меньше. И эта машина практически на любом направлении будет диктовать одно условие - все операторы должны будут сесть на этот борт. К примеру, измеряя совокупный объем отправки по Зальцбургу, можно сказать, что более или менее хорошей загрузки по длинным цепочкам реально добиться, только если все операторы будут летать одним этим самолетом. Вероятность этого почти нулевая, причиной чему и уже сложившиеся пулы, и противоречия, и амбиции.


Другое дело - высокие даты. Я думаю, что на заезды 2-9 и 2-12 января даже один крупный опытный оператор сможет загрузить весь "Боинг-747". Но даже и в этом случае, равно как если представить, что все договорились и расселись, что будет, если он сломается?! Вывезти 468 человек в субботу будет очень сложно. И найти два "Боинга" по 220 кресел на замену в пиковый период нереально.


[Графические материалы:


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТОКОВ ГОРНОЛЫЖНИКОВ (версия Ксении Рекшинская)


ПРОДАЖИ ГОРНОЛЫЖНЫХ ТУРОВ В UTE MEGAPOLOS GROUP


Материал доступен в бумажной версии издания.]