Главная >> 5 >> 13

В Поднебесную выстроилась очередь

Россия всегда была одной из наиболее привлекательных для китайской туристической индустрии стран. В последние годы растет и интерес россиян к восточному соседу. Причем особенно быстро сегодня идет развитие таких направлений, как познавательный, экскурсионный, лечебный и пляжный туризм. О проблемах и перспективах российско-китайских взаимоотношений в сфере туризма и о том, как вообще организована туристическая отрасль КНР, корреспондент "Туринфо" побеседовал с директором московского представительства Государственного управления туризма (ГУТ) Китая Лю Тунмао.


- Господин Тунмао, первый вопрос продиктован российскими турфирмами, работающими с Китаем. Многие жалуются, что получение китайской визы в посольстве в Москве связано с большими трудностями. Туристические визы оформляются только два раза в неделю, и в результате в консульстве скапливаются огромные очереди. Некоторые даже отказываются от поездок...


- Очереди в посольство - это, конечно, плохо. Хотя сам факт говорит о том, что российские туристы все больше интересуются Китаем. Мы только что получили свежую информацию из посольства. Согласно этим данным, если в прошлом году в первые три месяца в консульстве в Москве было выдано 2, 8 тыс. туристических виз, то в этом году - уже более 5 тыс. То есть налицо двукратный рост турпотока. Что касается очередей, то мы недавно разговаривали с представителями посольства, и они признались, что такой рост был для них немного неожиданным, обещали исправить ситуацию.


- В прошлом году, по вашим официальным данным, число россиян, побывавших в Китае, составило 1 млн 790 тыс. человек. Не секрет, что большинство приезжает в вашу страну не с туристическими, а с коммерческими целями, в качестве шоп-туристов. Можно ли узнать, какую долю в этом количестве составляют именно туристы?


- Подавляющее большинство приезжает в Китай с туристическими визами. Конечно, трудно сказать, сколько из них приезжает именно с туристическими целями. Но могу твердо сказать, что по сравнению с тем, что было лет десять назад, ситуация сильно изменилась и доля шоп-туристов значительно уменьшилась.


- Чем непосредственно занимается китайский туристический офис здесь, в Москве?


- Мы помогаем устанавливать связи и деловые взаимоотношения туроператоров с российскими государственными ведомствами, а также ведем маркетинговые исследования российского рынка. И, разумеется, основной нашей задачей является продвижение Китая на российском рынке как туристического направления. Размещаем много рекламы в российских периодических изданиях, прежде всего в профессиональных, таких как "Туринфо". С этого года начали рекламную кампанию Китая и на Украине, а также впервые разместили щитовую рекламу на московских улицах. Недавно отсняли рекламный ролик, который шел на 500 видеоэкранах в московских крупных торговых центрах. Также организуем поездки российских журналистов и туроператоров в Китай, на туристическую выставку в Шанхай с последующими ознакомительными турами по стране. Например, в июне в Китай для съемок фильма поедет съемочная группа телеканала РТР. В целом ежегодный бюджет нашего офиса, предназначенный на продвижение Китая, составляет $400-500 тыс.


Другим важным направлением деятельности является участие в выставках. Так, на MITT в нашей делегации были 34 специалиста ГУТ КНР, представители управлений шести провинций и города Шанхая, крупнейших китайских туроператоров. Участвуем во многих рабочих встречах турфирм, а также в региональных выставках в Нижнем Новгороде, Новосибирске и т. д.


- Если можно, поясните, каким образом регулируется туристическая отрасль в Китае на государственном уровне?


- Существует госуправление по делам туризма в Китае. Это высший орган, курирующий туристическую деятельность. По статусу он не подчиняется ни одному из министерств - это независимое ведомство, так же как и ваш Ростуризм. Кроме того, в каждой из китайских провинций работают местные туристические управления. Их руководство назначают местные власти, но мы курируем их работу. Главные функции этих учреждений - политика освоения туристического рынка в Китае и продвижение Китая как туристического направления на международном уровне. Этим в том числе заняты и 17 зарубежных представительств ГУТ.


Другая важная функция: мы устанавливаем, по каким стандартам должна работать туристическая отрасль в Китае. Например, мы присваиваем звездность гостиницам, проводим их сертификацию. Правда, мы главным образом имеем дело с пятизвездными отелями, а всем, что ниже этого уровня, занимаются местные власти. Кроме того, мы от имени своей страны подписываем соглашения в области туризма. Например, в 2002 году подписали меморандум о турпоездках китайских туристов в Россию. Сейчас готовится очередной документ в этой сфере, остались чисто технические вопросы. Могу сообщить, что до конца этого года китайские граждане смогут нормально, без ограничений ездить в Россию в качестве туристов.


- Раньше турбизнес в Китае был сугубо государственным. Что меняется в этой сфере?


- У нас появляется много турфирм со смешанным капиталом, есть даже пять турфирм со стопроцентным иностранным капиталом, правда, русских среди них пока нет.Крупнейшие государственные туристические компании Китая сейчас преобразованы в акционерные общества. Так, акционерными обществами являются CITS (аналог советского "Интуриста") и CYTS (аналог советского "Спутника") . Есть еще турфирма "Комфорт" , которая работает по современным технологиям как на приеме, так и на выезде. Раньше она была государственной, теперь тоже стала акционерным обществом.


- Список российских турфирм, включенных в соглашение о безвизовых поездках, достаточно ограничен, и многие вынуждены пользоваться посредниками. Что предпринимается для расширения этого списка?


- Обычно наша сторона просит, чтобы российские власти предоставили список турфирм, который ваши ведомства рекомендуют в качестве наших партнеров. Важно, чтобы они имели опыт работы. Этот список меняется с каждым годом, кто-то уходит, кто-то появляется.


- Упростится ли посещение российскими туристами Китая? Например, я слышал, что в Китае до сих пор нельзя путешествовать на своих автомобилях, что было бы очень удобно россиянам. Кроме того, насколько я знаю, существуют ограничения на поездки российских туристов в Тибет. Так ли это?


- Иностранные туристы могут приехать в Китай на своей автомашине. Просто процедура оформления такой поездки сложнее, чем если бы вы просто приехали по туристической путевке. Что касается Тибета, то мы сейчас продвигаем это направление на внешних туристических рынках. Поехать туда нетрудно, например там уже побывали многие россияне, которые воспользовались услугами китайских турфирм. Но если вы захотите туда поехать как независимый турист, без посредничества турфирм, то вам придется получать специальное разрешение. Например, в Пекине такое разрешение можно получить в представительстве Тибетского района.


- Китайцы, по прогнозам ВТО, вскоре станут самой путешествующей нацией в мире. Уже сейчас туризм из Китая в Россию бурно развивается, и нет сомнений, что он будет расти. Как вы считаете, какие еще проблемы остаются у китайских туристов, путешествующих по России?


- Во-первых, существует проблема разницы в стандартизации гостиниц. Все-таки 3-4-звездочные гостиницы в наших странах неодинаковы, и из-за этого иногда возникает недовольство. Во-вторых, для китайских туристов очень важно, чтобы в номере был китайский телеканал, а этого в российских гостиницах не найти. И, в-третьих, нашим туристам очень важно иметь в номере кипяток, так как чай для нас - это святое.


***


По данным за 2004 год, на первом месте по количеству отправившихся в Китай туристов стоит Япония: 3 млн 340 тыс. человек; на втором месте обосновалась Южная Корея с 2 млн 850 тыс. туристов. Россиян в Китае в прошлом году побывало около 1 млн 790 тыс. человек. На четвертом месте США: 1 млн 300 тыс. туристов, на пятом Малайзия (740 тыс. человек) . Далее следуют Сингапур (640 тыс.) , Монголия (550 тыс.) , Филиппины (460 тыс.) , Таиланд (460 тыс.) , Великобритания (420 тыс.) . Всего в 2004 году количество иностранных туристов составило 16 млн 930 тыс. человек, что означает рост на 48 % по сравнению с прошлым годом. А с учетом приезжих из Макао, Гонконга и Тайваня количество туристов, которые провели в китайском отеле хотя бы одну ночь, составляет 41 млн 761 тыс. человек, что почти на 27 % больше, чем в прошлом году.


Валовой доход туриндустрии Китая по итогам 2002 года составил $68 млрд (5, 4 % ВВП страны) . В 2003 году в связи с эпидемией атипичной пневмонии поступления от туризма снизились до $59, 5 млрд. По итогам 2004 года валовой доход от туризма достиг $79 млрд (рост 40 %) . Китай занимает сейчас пятое место в мире по объему валютных поступлений и седьмое - по объему всех денежных поступлений от туристической отрасли. По приему туристов страна вышла на 4-е место в мире (в 1978 году КНР занимала лишь 41-е место) . ВТО прогнозирует, что к 2020 году Китай должен выйти на первое место в мире по приему туристов - через 15 лет в Китай приедет более 210 млн туристов, а валютные поступления от международного туризма составят $58 млрд. Между тем уже сейчас китайская туриндустрия насчитывает одних только гостиниц более 280 тыс. (правда, из них лишь около 10 тыс. сертифицированы по звездности) . В стране работают около 200 отелей 5* и более 700 отелей категории 4*. По этому показателю Китай вполне сравним сегодня с крупнейшими туристическими странами Европы. В стране работает около 13, 3 тыс. турфирм, в туристической отрасли занято около 39 млн человек. Количество лицензированных гидов составило больше 150 тыс. человек.


Особенно бурно в стране развивается внутренний туризм. В 1999 году правительство увеличило число выходных дней, что привело к появлению трех так называемых золотых недель, когда граждане могут отдыхать непрерывно в течение недели (на первомайский, национальный и новогодний праздники) . Таким образом жители Китая получили возможность больше ездить по стране: в прошлом году зафиксировано более 1, 1 млрд турпоездок китайцев по родной стране, а валовой доход от внутреннего туризма составил $57, 5 млрд. За рубеж в прошлом году выехало 28, 8 млн человек (рост на 43 % по сравнению с 2003 г.) Чаще всего китайцы посещали Японию (1, 020 тыс. туристов) , Россию (810 тыс.) , Вьетнам (780 тыс.) , Южную Корею (690 тыс.) и Таиланд (680 тыс.) . По данным за 2002 год, туриндустрия Китая получила около $50 млрд иностранных инвестиций. Почти $40 млрд из них пошли на строительство и модернизацию гостиниц и курортов. За последние годы переоборудованы 145 аэропортов крупных городов. Облегчены условия получения виз, в частности в Шанхае введен безвизовый режим для транзитных пассажиров, а в провинции Хайнань виза не требуется для иностранцев, прибывающих на срок до 15 дней. В 22 крупнейших городах Китая для иностранных туристических групп введен режим оформления виз на границе.