Чтобы уехать за границу поездом, теперь далеко не всегда нужно посещать Москву. "Российские железные дороги" развивают региональное сообщение с другими странами. В этом году жители Нижнего Новгорода, например, смогут уехать прямо из своего города в Румынию, Болгарию, Германию. Скоро же появится возможность из Иркутска в Пекин отправиться с местного вокзала прямым поездом, а не московским. Из Санкт-Петербурга летом можно будет выезжать в Варну.
Открыть новый регулярный маршрут железнодорожная компания может лишь в том случае, если имеется устойчивый спрос на направление в течение всего года. Спрос на разовые или сезонные перевозки, будьте новогодние праздники или период массовых отпусков, в расчет не берется. Для такого случая "Российские железные дороги" открывают маршрут на определенный период или предоставляют поезд, если наберется группа человек в 200 - 300. Например, зимой в Финляндию, помимо ежедневного регулярного поезда, ходит 10 дополнительных. Прицепной вагон, поезд или несколько поездов - все зависит от устойчивого спроса. Но в первом случае трудности заключаются в том, что вагон нужно к какому-то составу прицепить. А если из России следует целый поезд, ему, естественно, необходимо время и место для прибытия. Но если по российской территории самый длинный поезд можно составить из 24 вагонов, то в Китае, например, состав длиннее 17 вагонов не принимают. Таким образом, если к поезду Москва - Пекин прицеплять вагон в Иркутске, из Москвы состав уйдет короче на один вагон, что сокращает количество желающих уехать, а значит, и прибыль компании. И поскольку в Иркутске желающих поехать в Пекин достаточно, то будет курсировать специальный поезд. А в поезде, формирующемся в Москве, займут места те пассажиры, которые приобретут билеты на участке от столицы до Урала.
"Объем зарубежных перевозок примерно 650 тыс. человек в год", - уточнили в департаменте пассажирских перевозок ОАО "РЖД". Это не так и много. Тем не менее зарубежные маршруты для компании рентабельны - международный тариф в полтора раза выше внутреннего. Несмотря на это, разница цен с авиацией большая. Так, авиабилет от российской столицы до Софии стоит более 11 тыс. руб., поездка туда же по железной дороге в купе обойдется менее чем в 3 тыс.
Но портят впечатления от поездки в поезде таможенные досмотры, которые проводятся не всегда в удобное время. Эту проблему, говорят в департаменте дальних пассажирских перевозок, разрешить трудно, она находится в ведении нескольких ведомств. Кроме того, в дополнение к въездным визам необходимо оформлять транзитные. Для поездки, например, в Болгарию, кроме въездной визы в эту страну, нужна транзитная по Румынии, а для граждан Латвии - по России и Украине.
И тем не менее за границу теперь не только летают. А приобрести билеты на международные железнодорожные маршруты теперь можно на любой из 2 тысяч станций, предоставляющих такую услугу.