Главная >> 5 >> 13

ЧТОБЫ ПОТРЕБИТЕЛЬ НЕ РАСПУСКАЛСЯ

"...Ну как там, в России? " -"Воруют...". Нет надобности вспоминать, из какого классического произведения эта фраза. Главное - увы, -она по-прежнему актуальна. В этом ваш корреспондент в очередной раз убедилась в ходе рейда, организованного ОАО "Владимирская энергосбытовая компания" в рамках работы по выявлению организаций и граждан, самовольно подключающихся к электроустановкам, умышленно портящих приборы учета электроэнергии или получающих ее в обход им.


Вязники. Магазин "Альянс". Все красиво, все пристойно. Но вот корпус счетчика разбит. Продавщицы искренне расстроены: "У нас же каждый месяц приходят снимать показания, и хоть бы кто сказал, что что-то не так! ". Платежи из магазина действительно идут исправно. Но прибор испорчен, и придется платить штраф. Официально это называется "дополнительная оплата за нарушение узла учета". А "дополнительная" в данном случае значит, что ляжет на их и без того невысокие зарплаты. Продавщицы детского отдела сетуют, что выручка после новогодних праздников резко упала - покупательная способность их земляков не самая высокая в области...


Центральный городской универмаг. Тоже, на первый взгляд, все в порядке. Участники рейда замеряют фактическое потребление опытным путем, сравнивают с показателями счетчика. Все сходится. Но трансформатор не опломбирован, а это дает повод думать, что в любой момент какой-нибудь дока переменит фазы или как-нибудь иначе "нахимичит". "Народ-то у нас для этого достаточно грамотный", - невесело шутит начальник Вязниковского участка энергосбытовой компании Владимир Волков. Тем более подозрительно выглядит поведение сотрудников "Торгового центра", которые рейдовую бригаду к своему счетчику вообще не подпустили. Весьма нелюбезным тоном нам было заявлено, что "ключ от помещения у хозяина, а хозяин в отъезде". Зря вот только тут думают, что от них так просто отстанут - рейды проходят еженедельно.


Но вообще с юридическими лицами в Вязниках, как правило, нет проблем. Главные "воришки" - жильцы домов. Сбор платежей с физических лиц составляет 85-87% от отпускаемой энергии. Стало быть, 13-15% электричества уходит по неучтенным каналам.


Квартиру N 10 в доме на ул. Ленина лет 20 не ремонтировали. Здесь явно живут люди, чья покупательная способность ниже средней. Рейдовая бригада, в составе которой на сей раз и участковый уполномоченный, долго стучит в дверь. Случается, что жильцы не открывают - либо нарочно (понимая, что нарвались на неприятности), либо крепко спят после пьянки. Но здесь в глазок видно, что свет горит. Наконец хозяйка уступает настойчивости энергетиков. Начинается далеко не оригинальная тирада: когда она последний раз оплачивала электричество - не знает, потому что платит не она, а дочь, электропроводку мимо счетчика не они сделали, а "так и было". Свет горит, телевизор и холодильник работают, а счетчик стоит...


А вот двухэтажный домик на улице Кутузова просто очаровал нас своей респектабельностью. На дверях подъезда - список жильцов. При входе - пол с мраморной крошкой, подъезд чисто вымыт, стены свежеокрашены, потолки побелены, на двери одной из квартир броская табличка - "дежурный". Сытые коты в компании с роскошным "персом" греют спины на заборе. Но стоило подняться на второй этаж, как бесхозяйственность резанула по глазам: вместо щитка с приборами учета здесь куча проводов, да в таком состоянии, что энергетики между собой называют словом, характеризующим насморк. А рядом - газовая труба.


- Неучтенное потребление опасно с двух сторон, -комментирует В.Волков. - Во-первых, это ведет к неплатежам. Во-вторых, нарушается техника безопасности. Представляете, что случилось бы, если бы тут заискрило? Пожар в многоквартирном доме -это беда не только для тех, кто спровоцировал этот пожар, но и для имущества и жизней многих их соседей.


- Поэтому, - развивает мысль своего коллеги начальник отдела обеспечения ограничения и аудита электроэнергии ОАО "Владимирская энергосбытовая компания" Олег Бушухин, - в ходе рейдов мы преследуем две главные цели: чтобы потребители, образно говоря, не распускались и чтобы суммы возможного ущерба минимизировать.


Как сообщает пресс-служба энергосбыта, с начала года в обход приборов учета жители области потребили 34464 кВт.ч электроэнергии и теперь должны вернуть энергоснабжающей организации около 48 тысяч рублей. Другой поставщик жилищно-коммунальных услуг поступил бы по старинке: "Да не буду я "париться" на этот счет! Заложу потери в тариф - и дело с концом! ". Или же рассудил бы так: "Внутридомовые сети - забота муниципалов, вот пусть у них голова и болит! " Но у энергетиков подход другой.


Да, у каждой горсети есть свои коммерческие потери электроэнергии, то есть невосполнимые убытки из-за недоучета потребления электроэнергии, а также ее хищений рядом недобросовестных потребителей. Часть этих убытков согласно решению правления департамента госрегулирования ТЭК областной администрации N 1/1 от 11.01.2005 г. теперь несет ОАО "Владимирская энергосбытовая компания". Для сокращения такого рода убытков в ОАО разработана специальная программа по снижению коммерческих потерь и внедрению энергосберегающих технологий в сетях муниципальных предприятий. Систематические рейды по выявлению недобросовестных потребителей - одна из сторон данной программы.


В целом на ее реализацию в 2005 г. запланировано потратить 16 млн. руб. Реализация программы будет осуществляться в два этапа: на первом этапе во всех многоквартирных домах этих городов будут установлены трехфазные счетчики, с помощью которых можно будет точно установить потери в электро- и внутридомовых сетях; второй этап предполагает замену в частных домах этих городов устаревших приборов учета. На выявленную в ходе рейдов сумму не возмещенного пока ущерба ОАО "Владимирская энергосбытовая компания" уже сегодня могло бы приобрести современные однофазные электросчетчики для своих потребителей, проживающих в 60-ти частных домах, одного из 10-ти городов Владимирской области, местные горэлектросети которых передали компании свои сбытовые функции.


Дорогие земляки! Не позволяйте другим подвергать вашу жизнь техногенному риску и воровать у ваших детей и внуков энергоресурсы. Сообщайте обо всех известных вам случаях порчи приборов учета электроэнергии, самовольного подключения и иных способах хищений электроэнергии по телефону "горячей линии": (0922)21-66-38.