Чем заставить субъекты выйти на рынки заимствований
Финансы регионов
В НАЧАЛЕ этого года на рынке ценных бумаг совершенно неожиданно сформировалось новое, довольно оригинальное отношение к региональным облигациям. Источник перемен - порядок назначения глав субъектов Федерации. Теперь, как озорно выразился один из брокеров: "Коль барин сам назначает, сам же и отвечать должен". В переводе на язык финансов это гласит, что в новых административных условиях ответственность за возможные риски по невыполнению регионами взятых на себя обязательств ложится на федеральный центр, назначающий соответствующего "менеджера" , а региональный госдолг теперь - это просто составная часть суверенного долга России.
Разумеется, что это всего лишь мнение. Законодательство никто не менял, и формально ответственность за свои заимствования по-прежнему несут сами регионы. Однако с мнением, прочно засевшим в умах, нельзя не считаться. В этой связи уместно вспомнить поучительную историю с так называемыми сельхозоблигациями. Скоро исполнится семь лет, как федеральные власти не могут решить проблему, связанную с их погашением.
В1997 году товарные кредиты в виде горюче-смазочных материалов для посевных компаний, предоставленные 69 регионам в 1993-1994 гг. , были переоформлены в региональные облигации. Планировалось, что бумаги будут погашены в течение трех лет несколькими траншами. Но планам не суждено было сбыться, поскольку представители регионов были твердо убеждены в том, что эти долги они возвращать не должны.
Дело в том, что в начале 90-х годов прошлого столетия кредиты на ГСМ лишь формально считались кредитами, а на практике их всегда списывали, поэтому требование о погашении "кредитов" за 1993-1994 гг. было встречено в регионах с непониманием. Причем в регионах секьюритизацию кредитов восприняли как некую формальность, необходимую якобы для законного списания долга в наступивших рыночных условиях.
В результате до сих пор имеют просроченную задолженность по облигациям 23 региона, а семь из них вообще не погасили ни одной копейки ни по одному из траншей (см. таблицу).
Удивительно, но все эти годы федеральный центр, в руках которого много рычагов влияния, так и не смог заставить регионы платить. Хотя бы себе, ведь минфин - крупнейший владелец пакета тех облигаций. Может, дело в том, что суммы долга чудовищно велики? Нет, в сравнении с годовыми расходами бюджета это всего-то от 0, 5 до 3 процентов. Возможно, у регионов все средства уходят на особо важные социальные выплаты? Тоже нет, большинство регионов-должников имеют профицитные бюджеты, причем остатки на счетах порой в десятки раз превышают сумму просроченной задолженности. В последние годы налоговые доходы регионов только растут, увеличиваются суммы получаемых ими дотаций, но сельхозоблигации они погашать не торопятся.
Может, дело в политике? Предоставление политически обусловленных трансфертов или каких-либо финансовых уступок со стороны федерального центра - явление вполне естественное. Опять нет, регионы с самым демонстративно отрицательным отношением к погашению долга ничем негативным на общероссийском политическом пространстве не выделяются.
Остается признать, что единственным объяснением описанного выше феномена является убежденность региональных чиновников в том, что долг им навязали. Так что появление нового убеждения, с описания которого началась статья, тоже вполне возможно. Последствия могут быть следующими.
Во-первых, по мере увеличения числа губернаторов, назначаемых по новым правилам, будут расти объемы субфедеральных заимствований. Они, правда, и сейчас растут по сорок с лишним миллиардов рублей в год, но в основном за счет Москвы и Санкт-Петербурга, а так на рынок смогут выйти новые эмитенты.
Во-вторых, инвесторы начнут оказывать явное предпочтение бумагам тех регионов, чьи главы имеют мандат доверия от президента России. Это отразится, в частности, на росте ликвидности соответствующих бумаг.
В третьих, фактически отпадет надобность в рейтинговании администраций субъектов Федерации, поскольку их финансовое положение уже не будет интересовать инвесторов. По крайней мере, до тех пор, пока размер Стабилизационного фонда будет превышать размер совокупной задолженности по субфедеральным облигациям.
Но самое интересное состоит в том, что все вышеописанное можно трактовать и как закамуфлированную попытку участия в распределении средств Стабилизационного фонда. В последнее время было высказано много идей относительно того, как потратить средства фонда, но все эти предложения были озвучены конкретными физическими лицами, а здесь мы имеем дело с обезличенным "активистом". Его цель, в отличие от всех прочих лоббистов, не в том, чтобы добиться направления денег в конкретную отрасль или на конкретное предприятие, а в том, чтобы направить финансовые потоки по определенному маршруту. Вот в нашем случае это рост региональных заимствований. В результате отдельные регионы вполне могут стать получателями косвенных дотаций из Стабилизационного фонда: самостоятельно привлекая заимствования, а потом вынуждая федеральный центр расплачиваться за них.
Еще одна тенденция последнего времени, но уже откровенно негативная, - прирост просроченной задолженности по заработной плате. За январь 2005 года в целом по России долги по зарплате выросли с 12, 2 миллиарда рублей до 14, 3 миллиарда рублей. Участие государства в этой задолженности относительно невелико, всего 8 процентов. Но из них почти 20 процентов, или 255 миллионов рублей приходится почему-то на Чечню. Ни у одного другого региона нет таких больших значений. Ближайшие к ней "лидеры" по размеру задолженности - Корякский АО (98 миллионов рублей), Волгоградская область (96 миллионов), Удмуртская Республика (87 миллионов) и Камчатская область (83 миллиона рублей).
Все логично - новогодние праздники кончились, и стимулов контролировать ситуацию с зарплатой нет. В отличие от января 2005 года, в декабре 2004-го органы власти сумели мобилизоваться и снизить задолженность ни много ни мало, а в два с лишним раза. Потому что был стимул - Новый год. Теперь же выправления январского прироста гражданам придется ждать, видимо, до очередной знаменательной даты. Скорее всего, до майских праздников.
Регионы с наибольшей задолженностью по "сельхозоблигациям"
(по состоянию на 1. 12. 2004 г. , млн. рублей) Источник: Минфин РФ.
[Графические материалы:
Материалы доступны в бумажной версии издания]
* - без учета задолженности по купонному доходу и пени; ** - просроченная задолженность по заработной плате из-за недофинансирования из бюджетов субъектов Федерации на 1. 02. 2005 г.