Горнолыжному курорту Буковель помогают развиваться выбор правильного места, ставка на быстрое развитие инфраструктуры и еще кое-какие «мелочи» общей стоимостью в 60 млн. евро. Окончательный результат будет виден в 2009 г., когда ежедневный доход комплекса, по прогнозам, будет превышать $2 млн.
Учитывая то, что Украина (в первую очередь Карпаты) может стать своеобразной изюминкой для туризма в Европе, одним из наилучших способов построения успешного туристического бизнеса является удовлетворение растущих потребностей клиентов через предложение рынку уникального или доселе не востребованного продукта. Ведь именно качество удовлетворения запросов клиентов сегодня — основной бич горнолыжных курортов Украины. А тех, кто пытается вырваться из этого «замкнутого круга» — единицы. Горнолыжный курорт Буковель — самый яркий представитель. ООО «Парктур» — управляющая компания горнолыжного курорта Буковель — начала три года тому назад с нуля реализовывать проект, общая стоимость которого достигнет к моменту завершения (в 2009 г.) $1 млрд.
Идея нескольких украинских инвесторов заключалась в том, чтобы дать полноценную возможность нашим гражданам комфортно отдыхать зимой у себя дома — в Карпатах. Ведь этот регион благоприятен для организации зимних видов спорта и традиционно является местом повышенной туристической активности.
***
«Народное» позиционирование
Горнолыжные программы — одна из наиболее востребованных услуг на отечественном рынке туристических продуктов. Однако спрос и предложение отличаются на порядок. Своих местных ресурсов в Украине пока явно недостаточно. Частично спрос удовлетворяется за счет европейских стран и Турции, а частично — за счет ресурсов Ивано-Франковской, Львовской, Закарпатской и Черновицкой областей.
После перехода на евро (в результате чего подорожали услуги) и расширения Евросоюза (введения виз в Польшу и Словакию) отдых за рубежом для большинства перестал быть столь же привлекательным. Поэтому многие украинцы стали обращать больше внимания на отечественные горнолыжные курорты. Данное обстоятельство, а также незначительное количество мест размещения в самом комплексе Буковель (300 мест) повлияли на то, что стоимость проживания здесь в сезон новогодних праздников составляла $60 с человека в день. Всего же те, кто живет и катается на курорте в «высокий сезон», тратят до $100-150 в день (проживание, питание, катание, другие услуги). Те же, кто приезжает кататься, останавливаясь в других местах, оставляют в комплексе $20-25 (питание и катание). Как говорит Андрей Шилин, директор ООО «Парктур», Буковель считается дорогим и престижным местом. Однако, развивая проект и увеличивая предложение, компания старается перепозиционировать его в сторону «народного курорта», чтобы охватить большую аудиторию, ибо премиум-сегмент в основном все же интересуется зарубежными курортами. В рамках этой политики уже в нынешнем сезоне были снижены цены на прокат лыж и пользование подъемниками. Значительно снижена стоимость проживания в посленовогодний период, а для разнообразия предложения будут созданы несколько зон катания для потребителей с различным уровнем дохода.
Такая стратегия вполне оправдана. Если сегодня ежедневный доход курорта составляет около $50-100 тыс., то после завершения всех плановых работ ежедневный поток отдыхающих, как ожидается, составит 40 тыс. человек, что должно приносить не менее $2 млн. в день.
***
В дорогой стране катание не может быть дешевым Стоимость проживания на различных горнолыжных курортах мира
***
таблица в бумажной версии издания
Источник: по данным турагентств.
***
Учет ментальности и борьба с сезонностью
«Несмотря на то, что в своем развитии мы ориентируемся на Австрию и Францию, был учтен опыт соседних Польши, Словакии и России, а также Украины. Это необходимо в связи с особенностями славянского менталитета. В частности, мы ввели на курорте VIР-карточки, позволяющие их обладателям пользоваться подъемниками вне очереди. Спрос на данную услугу повышенный, несмотря на то, что в западноевропейских странах такого нет. Там все люди, независимо от статуса, стоят в общей очереди. У нас же, наоборот, каждый пытается ее «обойти». Еще одно нововведение — изменение длительности курса обучения в лыжной школе. Если на Западе для того чтобы пройти один этап обучения, нужно потратить несколько дней и значительную сумму средств, то у нас каждый человек согласен пройти курс обучения за один день», — говорит Андрей Шилин.
Кроме того, для любого сезонного бизнеса очень важным является вопрос о том, что делать остальную часть года. Например, летом горнолыжные курорты Австрии и Франции зарабатывают не меньше денег, чем зимой. Правда, делают это всего 10% от их общего количества. Дело в том, что в пору всеобщего восхищения горными лыжами в этих странах многие курорты строились в виде «бетонных монстров». И если зимой все конструкции покрыты толстым слоем снега, то к лету вся «красота» остается неприкрытой и люди не хотят ехать туда на отдых.
Чтобы зарабатывать и летом, «Буковель», выстраивая программу маркетинговой коммуникации, подчеркивает свою всесезонность. Для этого наряду с развитием зимних объектов продвигаются типично летние развлечения (пейнтбол, горные велосипеды, конный спорт, параглайдинг, катание на роликах), а часть «зимней» инфраструктуры (подъемники) используется для обзорных экскурсий и в пешеходных маршрутах в горы. Таким образом, производится диверсификация финансовых поступлений и увеличивается капитализация территории (за счет развития инфраструктуры). Что позволяет больше зарабатывать как на профильной деятельности (эксплуатация горных склонов), так и за счет участия в других проектах (летний отдых, сдача в аренду территории комплекса, совместные инвестиции в сопутствующие бизнесы).
***
Партнерский маркетинг
Как показывает опыт Буковеля, доверив реализацию проекта всемирно известным фирмам, можно выиграть не только во времени выполнения работ (экономия средств) и их качестве (что является залогом получения высоких доходов и формирования позитивного имиджа в будущем), но и получить дополнительную известность за счет привлеченных партнеров. Именно поэтому проектирование курорта доверили австрийской фирме «Планальт», которая реализовала концепцию, аналогичную альпийским «лыжным деревням». А стенд с информацией о Буковеле разместили на одном из лучших мировых горнолыжных курортов — Шамони (Франция), с которым были налажены партнерские отношения. Добавляют престиж и известность курорту также эксклюзивные контракты на поставку оборудования с такими компаниями, как Rossignol (экипировка, горные и беговые лыжи), Leitner (горнолыжные канатные дороги), Prinorth (ратраки), Skldata (системы контроля билетов), Snows tar (снеговые пушки).
Андрей Шилин: «Мы стараемся закупать только конкурентоспособное оборудование лучших мировых производителей. Для этого часто пользуемся услугами международных консультантов. А основными подрядчиками являются немецкие фирмы, выполняющие задачи более ответственно и качественно по сравнению с украинскими компаниями».
Что касается местного населения, то оно задействовано в основном там, где нужна неквалифицированная рабочая сила. Это, как правило, персонал по уборке и обслуживанию территории, прокатчики инвентаря (поскольку тут можно быстро овладеть необходимыми навыками). Связано это с тем, что даже канатчики и энергетики должны иметь соответствующую квалификацию и разрешительные документы для того, чтобы обращаться с этим оборудованием.
***
Самое дорогое — кресельный подъемник Стоимость основных объектов инфраструктуры горнолыжных курортов
***
таблица в бумажной версии издания
Источник: Russian Alpine Ski Club.
***
Лидерство за счет развития инфраструктуры
Как отметил Андрей Шилин, «мы не ставим себе задачу заниматься всем. Основной наш бизнес — лыжи, подъемники, эксплуатация трасс, лыжная школа. Что касается бизнеса, связанного с приемом туристов, их питанием и развлечением, то мы пока вынуждены этим заниматься, поскольку находимся в процессе поиска серьезных финансовых структур, готовых стать нашими партнерами по данным направлениям». Одним из примеров является сотрудничество комплекса с сетью «Козырная карта», открывшей здесь свой ресторан «Козачок». Ведь ни один туристический объект без существования другого не может быть рентабельным или приносить максимальную прибыль.
В настоящее время в горнолыжный курорт Буковель вложено около 60 млн. евро. При этом 50 млн. евро были инвестированы на протяжении 2004 г., а их окупаемость ожидается через 7-8 лет. Скажем, только для того, чтобы построить один квадратный метр горной дороги, нужно затратить около $1 тыс., один мост для лыжников, соединяющий склоны, стоит около $80 тыс., три новых подъемника обошлись в 15 млн. евро, а оборудование для освещения парковок и лыжных трасс потребовало 300 тыс. евро.
«На сегодня основная нерешенная проблема — недостаток энергоносителей. Для того чтобы ее решить, мы прокладываем новую линию электропередач длиной 35 км, новый газопровод (8 км), водопровод (2,5 км). Эти затраты необходимы, поскольку к 2009 г. горнолыжный курорт Буковель будет насчитывать 40-50 подъемников, 270 км трасс (что выведет его в 20 самых крупнейших в Европе) и 40 тыс. мест для проживания», — отмечает А. Шилин.
Относительно свободной нишей в Буковеле является организация пунктов питания для туристов. По европейским нормам на каждый спуск должен приходиться не менее чем один такой пункт. Однако, несмотря на увеличение в прошлом году числа точек питания в 3 раза, их количество и система обслуживания не успевают за открытием новых склонов и увеличением числа туристов. В результате конкуренции в этой сфере почти нет, что приводит к повышению стоимости услуг.
Востребованна и сфера развлечений. Если еще два года назад катание на лыжах было практически единственной радостью в этой местности, то сегодня по аналогии с альпийскими курортами активно развиваются apres ski (развлечения после катания). Такая диверсификация бизнеса нужна потому, что обычно около 70% доходов горнолыжного курорта приносит не сам склон, а сопутствующая инфраструктура. Поэтому к существующему игровому залу для детей, солярию, сауне, ресторану, в нынешнем году планируется добавить казино, начать строительство развлекательного комплекса с бассейнами, барами, SPA, косметическим салоном и фитнес-центром и ряда других объектов.
***
Место как конкурентное преимущество
Само место, где находится курорт, дает компании преимущество над своими конкурентами. Андрей Шилин: «К выбору места строительства мы подходили очень тщательно. Курорт расположили на высоте 920 м над уровнем моря на участке 400 га в окруженной горами долине, которую местные жители называют «природный холодильник». Ветра в жилой зоне здесь практически не бывает, а снег на склонах обычно лежит с ноября по апрель, что позволяет увеличить сезон на 1-2 месяца. Кроме того, в расчеты принимали 5 тыс. спальных мест в находящейся вблизи Яремчанской курортной зоне (треугольник Яблуница-Яремча-Ворохта). Именно такое количество отдыхающих ежедневно могут быть потенциальными потребителями услуг курорта Буковель.
***
Ежегодный рост посещаемости — в 2,5-3 раза
Горнолыжный курорт Буковель расположен в с. Поляница в 30 км от г. Яремча и 110 км от г. Ивано-Франковск. Персонал — более 300 чел. Длина трасс — 14 км. Количество спусков — 10 (5 — «синие» трассы, 4 — «красные», 1 — «черная»). Ночное освещение — 1 трасса (750 м с углом наклона 25 градусов). Транспортная мощность подъемников — 5000 чел./ч. Количество мест на базе — 300 (отель 3*). Сезон катания — с ноября по апрель.
Количество туристов: сезон 2002-03 гг. —- 10 тыс., 2003-04 гг. — 30 тыс., 2004-05 гг. (прогноз) — 70-80 тыс. 90% туристов — жители Украины (Киев, Львов, Ивано-Франковск, города-миплионники).
В этом году в период рождественских праздников ежедневно в Буковеле катались на пыжах 2-2,5 тыс. чел., большинство из которых останавливались не на самом курорте, а в ближайших окрестностях. Большего числа туристов ждать пока не приходится. Связано это с тем, что туристическая инфраструктура в Карпатах только развивается. Так, если во всей Ивано-Франковской области в программу по развитию зеленого туризма объединены около 300 домохозяйств, то в Австрии населенный пункт с 2,5 тыс. жителей ежедневно принимает 25 тыс. туристов. Всемирно известный французский курорт Шамони при населении в 10 тыс. способен в день принять 100 тыс. туристов, а соседствующий с ним Межев — свыше 40 тыс. (при населении 4,5 тыс.). То есть в среднем на одного местного жителя приходится 10 туристов. Если учесть тот факт, что в среднем турист, например в Австрии, тратит ежедневно 100 евро, то доход альпийской деревни (с населением 2,5 тыс. чел.) составляет 2,5 млн. евро в день.
Что касается этого года, то перепозиционирование курорта из премиум-сегмента в «народный» (массовый) стало давать первые результаты. Отсутствие снега в начале нынешнего сезона на большинстве карпатских склонов, а также доступные цены на подъемники (один подъем на бугеле стоит 2 грн., на кресельном подъемнике — 4 грн.) привело к тому, что большинство туристов, отдыхавших в Яремчанской курортной зоне, устремились в Буковель. Приток был настолько мощным, что кассы в первые дни не справлялись с нагрузкой, а на подъемники выстраивались длинные очереди. Решить проблемы с пропускной способностью удалось за счет открытия в начале января новой трассы с бугельным подъемником и учебной школы для детей — Klnderpark, а также благодаря запуску в середине января нового четырехкресельного подъемника на две новые трассы («черную» — для профессионалов и «красную» — для любителей).
***
фото: В результате развития Буковеля стоимость земли в с. Поляница (возле которого находится курорт) за последние три года выросла в 50 раз, а бюджет села — с 36 тыс. грн. до 1,5 млн. грн.; Бизнес по-украински: VIР-карточки позволяют пользоваться подъемниками вне очереди; Местное население выполняет, в основном, неквалифицированную работу; Престиж и известность курорту добавляет не только импортное оборудование, но и отдых первых лиц государства и их гостей.