В Детской художественной школе N 1 им.Митинского в обычае устраивать выставки - к праздникам и памятным датам, но чаще всего без внешнего повода, а из одного лишь желания явить миру плоды учения и творческих исканий. В очередной раз это желание воплотилось в экспозиции, имеющей целью показать, как ребята освоили основы композиции...
У школы плотный выставочный график, так что демонстрация основ, названная "Мир фантазии", продолжалась лишь немногим больше месяца... В фойе, служащем "художке" выставочным залом, сменяют друг друга собрания произведений, созданных руками учеников того или иного преподавателя, для которого подобные показы есть отчет о делах его. Результат трудов учителя-художника нельзя ни взвесить, ни измерить, ни пощупать, ни лизнуть, но можно увидеть в возросшем мастерстве подопечных и почувствовать в том, как изменилось из отношение к миру и самим себе.
Пусть школьная галерея мала, но здесь, как принято нынче говорить, все по-взрослому. На торжественных открытиях и закрытиях звучат речи и приветствия, устраиваются зрелища, присутствуют гости - родители, пресса...
На стенах не было ни красочных пейзажей, ни сочных натюрмортов, ни улыбчивых портретов - только маленькие кирпичики, из которых все это строится. Сказано же: основы композиции. Но есть у "Мира фантазии" еще один подзаголовок, подпольный: выставка дизайна.
Преподаватели - организаторы показа - нарочно не назвали выставку дизайнерской, хотя на закрытии, которое состоялось на прошлой неделе, только о дизайне и говорили. Уж больно, решили слово громкое... к тому же в последнее время беззастенчиво затрепанное всеми кому не лень. Уж и дизайн ногтей появился - куда дальше-то? Не хотелось вливаться в ряды бездумных подражателей, твердящих, аки попугаи, друг за другом модное словцо: дизайн, дизайн, дизайн...
А основы композиции едины для всех видов изобразительного искусства и сложились задолго до того, как о дизайне стали кричать на каждом перекрестке. Тем более что ДХШ N 1 - школа академической направленности. Ребята здесь рисуют гипсы и натюрморты, учатся управляться с цветом, пространством. И композицией, разумеется.
Классическую базу школа потерять не должна. И не потеряет, если ученики сумеют почувствовать сущностное единство академического и современного, если, усвоив присущий дизайну способ мышления и творческого самовыражения, соотнесут его с образцами высокой классики и поймут, что старое и новое зиждется на одном фундаменте.
"Любое классическое произведение, будь то "Явление Христа народу" Александра Иванова или "Девочка на шаре" Пабло Пикассо, строится на основе простейших форм, на принципе восприятия геометрических фигур - плоских и объемных..." - поясняют педагоги.
Основам композиции можно обучать и так и эдак - на разные лады. Например, через учебные натурные постановки. Или через ощущения, как бы странно это ни звучало. Через создание составных стилизованных изображений. Через систему модулей. Самых маленьких - через игровые задания, возню с фантиками и коробками из-под конфет, изготовление игрушек, масок, даже целых костюмов из целлофана, фольги и прочих подручных материалов. Так происходит знакомство с проектной композицией - а это тоже бесконечное разнообразие техник, приемов, материалов.
Для начала главное - не забывать о совместимости материала и формы. Многое придется изучить, испробовать, уяснить.Не с наскока, конечно. Постепенно. Двигаясь от простого к сложному.
Пока что юные художники постигают азы, проходят вводный курс, иначе называемый пропедевтикой (от греческого propaideyo - "обучаю предварительно"). Это мудреное слово, за которым скрывается введение не только в дизайн, но и в любую другую науку, дети усваивают вприкуску с азами - слышат из учительских уст, тем самым незаметно воспринимая иной стиль мышления, каковой и есть дизайн...
Но надо ли забираться с детьми в дизайнерские дебри, когда и термин лишний раз трепать не хочется, и нет намерения отринуть классические каноны? Не лучше ли оставить все, как есть?
Нет, дружно считают педагоги Ирина Макарова, Ольга Трофимова, Евгения Киселева, Галина Неупокоева, Анна Мелентьева и Светлана Лихошерстова - работы, выполненные под их руководством, и были представлены на выставке. Необходимость перемен витает в воздухе... "Сейчас такое время, что заниматься чистым искусством уже не очень-то интересно и не слишком выгодно".
С первым утверждением можно поспорить - со вторым, увы, не получится.
Кроме того, вдохновляет пример иных держав, где дизайн преподают не то, что в специальных, а в самых обычных общеобразовательных школах, отчего и экономике страны, и общественному сознанию, и подкованным гражданам лично происходит большая польза.
Вообще экономику и дизайн надо развивать параллельно, убеждена Ирина Макарова. В пример ставит англичан, дизайном особенно сильных. Оказывается, в 70-80-е годы в Соединенном Королевстве действовала специальная программа, согласно которой юных британцев начинали знакомить с основами дизайна еще в детском саду, в возрасте 3-5 лет, а продолжали - в школе, где дизайн преподавался, наряду с математикой, в качестве основной дисциплины.
"Педагоги московской студии "Старт", - рассказывает Ирина Валентиновна, - разработали собственную программу, которую можно применять и в общеобразовательной школе, потому что эта программа предусматривает тесное сотрудничество преподавателей естественных наук и дизайна. Предположим, нужно создать какой-то персонаж... летающий объект. Ребенок идет к биологу - изучает строение тела мухи, стрекозы. Идет к физику - изучает принцип действия крыльев, физические законы, которые позволяют насекомому подниматься в воздух. Потом идет к проектировщику, к конструктору - и вместе с ним конструирует объект.
В Англии в этот процесс были вовлечены даже промышленные предприятия. Ребята целыми классами приходили на заводы, и с ними серьезно работали специалисты - технологи, химики.
При таком подходе дети с ранних лет понимают, что они занимаются очень серьезным делом".
Но начинается все с игры, с забавы... Хотя программа, придуманная преподавателями ДХШ N 1, рассчитана прежде всего на старшеклассников и должна помочь им подготовиться к поступлению в специальные учебные заведения, не обойдены вниманием и более младшие ребята. Выставка получилась разновозрастная - рядом соседствовали творения малышей- подготовишек, 12-13-летних подростков и без пяти минут выпускников. Если дело пойдет, появятся программы для средних и младших классов.
В прошлом году с ребятишками 8-9 лет из промышленные отходов - всякого сорта упаковок, обрывков проволоки, кусочков ткани, фольги, целлофана, скотча и другого хлама - мастерили "загадочных существ". Необычайные игрушки дали вторую жизнь использованному материалу, которому иначе была прямая дорога на свалку. Это раз. А еще способствовали развитию у детей "творческого, новационного мышления". Это два.
И то и другое - важно. Вернее, первое, по замыслу педагогов, неотделимо от второго. А английский опыт и английские достижения вкупе с родной действительностью приводят к мыслям и выводам, устремленным далеко за пределы школьных стен. Например, к очевидному умозаключению о том, что, "оптимизируя" культуру и образование, государство роковым образом ошибается. И к менее очевидному - "если ввести преподавание дизайна в школах, будущие поколения будут совершенно по-другому управлять страной", - таково мнение Ирины Макаровой.
Кто-то, возможно, посмеется и сходу назовет десять причин, которые помешают исполнению благих пожеланий, а, чуть подумав, прибавит еще двадцать. Но не столь уже редко случается так: покуда скептики ворчат да кривятся, увлеченный мечтатель достигает успеха. Особенно когда он знает свое дело... Может статься, энтузиасты из "художки" (в их числе и пропагандисты дизайна) помогут становлению людей, которые будут по-другому управлять своей жизнью.
Эти люди не обязательно найдут себя в творческих профессиях, но чем бы они не занялись, творческое начало, умение разглядеть прекрасное, а, не исключено, и мышление "проектировщика" останутся с ними, исподволь влияя на отношение к жизни и на поступки...
"Мир фантазии" - первая выставка, целиком посвященная дизайну. Хотя над "дизайнерской" программой педагоги работают уже года три "ответственно и плодотворно". А такое упражнение по проектной композиции, как изготовление карнавальных костюмов, школьники выполняют лет пять кряду.
Как-то решили устроить для детей новогодний праздник, а к празднику - маскарад... Стоит ли удивляться, что в создании карнавальных нарядов ребята выказывают куда больше рвения, нежели в занятиях академическим рисунком?
Особый способ мышления, который учителя стараются привить детям, должен родить тягу к самостоятельному творчеству. "Наша школа отличается тем, что мы детей опекаем, ведем как мамочки за ручку... А здесь они сами обращаются к творчеству и начинают нас удивлять, - радуются педагоги. - Даем им схему, показываем, как надо делать - а они делают по-своему, так, как сами понимают. Идет индивидуальный творческий процесс. Именно творческий - то, чего от искусства всегда и ждут".
А от детского искусства - вдвойне. Когда на городских выставках ученики специальных школ показывают неумелые работы, учителей за это журят, но истинно детское видение, творческую оригинальность, свежесть восприятия поощряют, сетуя на то, что с годами все это утрачивается. Искусственность, заданность, ранняя "взрослость" детям не к лицу...
Мир нов и неизведан - познавая его, ребенок, не научившийся еще опираться на чужой опыт, торит собственные пути. Пока для него все впервые... Но чужой опыт подступает со всех сторон - рвется с телеэкранов, из радиоприемников и компьютеров, с дисков и кассет, насаждается армией поучающих взрослых - и так легко под его давлением воспринять готовые постулаты, образ мысли и поведения, сделаться уставшим, пресыщенным, равнодушными, циничным, еще ничего толком не узнав, не испытав, не изведав.
"Мы часто проходим мимо интересных вещей, которые валяются у нас под ногами, не задумываемся над тем, что из этих вещей можно сделать что-то другое, интересное, - обращается к ребятам Светлана Лихошерстова. - Вы ходите гулять на улицу? А чем вы там занимаетесь? Просто гуляете... Слоняетесь? Бегаете? В пору моего детства уличные прогулки были более разнообразными. Мы строили шалаши, домики из ветвей, досок, кирпичей, палок, скалывали сосульки, собирали из них хрустальные дворцы. Дети должны везде искать, во все включаться, видеть интересное в природе, в жизни. Дети с самого начала - это проектировщики. Они любят строить, создавать что-то собственными руками - они должны это делать. Как мы делали с ребятами в прошлом году..."
А самым приятным итогом творческих занятий стал для Светланы Борисовны приход в школу мамы одной из учениц, рассказавшей, что дочка просто заразилась ручной работой - все время что-то мастерит, находит применение каждой безделице, каждой обертке и коробочке, ничего не дает выбрасывать.
"Ребенок больше дорожит игрушкой, которую сделал собственными руками, - подхватывает Ирина Макарова. - Он вкладывает в нее душу, мысли, желания, ему интересно... Кроме того, умение самостоятельно изготовлять игрушки может пригодиться в жизни. Помню, как я пришла в гости к бабушке. У меня не было куклы - и она сделала мне куклу из полена и платка, и я весь день с нею играла. Это тоже пример, по сути, проектного мышления.
Знаете историю про Урфина Джюса и его деревянных солдат? Моя старшая дочь сама выпилила на даче деревянного солдатика, сама сколотила, раскрасила. И бережет его как самую любимую игрушку. Детям это больше всего нравится, скорее всего они этим живут..."
Под потолком висит костюм из фольги. Мальчик сделал, да не надел.
Было лето. Экспериментировали с материалом - использовали мешки для мусора, пищевую фольгу, фантики, обрывки бумаги, пленки, пластика... Кульминацией цикла занятий стало создание костюмов. Вышли в них на улицу, не побоялись - сфотографировались на память, а фотографии теперь показали на выставке.
В таких нетривиальных занятиях дети не только сполна проявляют творческую свободу, но и приобретают дополнительный опыт - очень разнообразный, неожиданный и, главное, свой собственный.
Ребята оказались в шкуре модельеров. Рисовали модели на бумаге. Придумывали, продумывали, что из чего делать, как крепить все это между собой, старались учесть каждую частность. Потом плоские рисунки превратились в объемные одеяния. "Мы вырвались из плоскостного в объемное. Это очень важно для ребенка. Порой на уровне художественной школы пространственное мышление не проклевывается".
Ученики ДХШ N 1 смогли почувствовать форму, пропорции... прежде всего пропорции своего тела. Ведь надо все сделать так, чтобы потом можно было надеть, и не раз! Сначала изготовляли каркас из проволоки, на него натягивали фольгу - наряжали друг дружку, примеряли детали чужих костюмов. Впечатления - незабываемые.
Дефиле в самодельных нарядах из "промышленных отходов", раскрепощенное, вольное творчество, умение мыслить нешаблонно - это хорошо, приятно, весело. Но так недолго и палку перегнуть. Не все же ходят в школу сугубо для удовольствия. Многие ребята рассчитывают продолжить образование в художественном училище, в вузе, а на экзаменах одним самовыражением проходной балл не заработаешь. Да и, в конце концов, должен же кто-то поддерживать традицию!
Забывать классические основы недопустимо, повторяют педагоги. Но сами увлечены дизайном и погружены в дизайн. Не в последнюю очередь оттого, что сами - Ирина Макарова, Анна Мелентьева, Ольга Трофимова - как раз заканчивают институт дизайна при Тюменском колледже искусств...
Макарова как-то спросила одного из своих выпускников, который поступил в Уральскую государственную архитектурно- художественную академию: "Пригодились тебе задания, которые я давала? ". - И получила ответ: "Еще как. Особенно упражнения по стилизации. То же самое требуется при выполнении заданий по архитектуре - стилизовать формы, потом из них выводить какие-то объекты..."
В ДХШ N 1 это называется "задание подрезки". Сперва дети как следует изучают природную форму... Форму и пластику конкретного животного, птицы, пресмыкающегося прорабатывают, прорисовывают тщательно и подробно, а потом упрощают до сочетания геометрических фигур. "Фактуру" шерсти, перьев, чешуи передают с помощью модульной сетки - мелких повторяющихся геометрических элементов. Каждый обозначается прорезью на листе бумаги, а все вместе они создают ажурную форму, в которой угадывается стилизованный крокодил, птица, лошадь, лягушка...
Рисование модулей - задание, на первый взгляд, скучное. Но без модулей в дизайне не обойтись, это основа основ. Уличная плитка, на которой так легко поскользнуться, - вот наглядный пример модульной сетки.
Из простых одинарных модулей можно составить сложные модули и целые композиции. Этим ребята тоже занимаются. Попутно изучают качества цвета и параметры, уместные на уроках физики: статика-динамика, движение-покой, большое- маленькое, пятно-линия, плоскость-объем, вертикаль- горизонталь... Из цветовых переходов возникает объем. В программе есть специальный курс работе по с объемами.
Что такое задания по стилизации? Например, создание букв, гарнитур шрифтов, нередко на основе образа. Вот прижались друг к дружке пингвины, раскинули крылья... Так развивается ассоциативное мышление, а заодно умение отсекать лишнее. Надо, чтобы читались и шрифт и образ.
Все это - задания на основе простых геометрических форм. А как, собственно человек воспринимает форму? Как воспринимали ее люди разных эпох и народов, художники разных направлений? А форму на плоскости? ..
Что такое треугольник? Что такое круг? Почему Солнце круглое? Почему Земля круглая? Вникнуть в суть. Осознать свои ощущения. Понять, откуда они берутся.
Результатом этих формальных упражнений и этого глубинного самопознания становится композиция.
Дети рисовали холод и жару - вернее Холод и Жару, всеобъемлющие понятия, постигаемые через ощущения - вживались в образ, словно актеры. "Смотрю, сидит девочка - ее всю трясет. Я, говорит, замерзла. А другой, наоборот, жарко. Она внутренне переживают это задание, а рука выдает ощущения. Человек творит..."
Теперь привыкла, так что не сразу и вспомнилось, как несколько лет назад, впервые побывав на детской выставке, я дивилась изобилию и разнообразию проявлений творчества. Гуашь, акварель, карандаш, тушь, пастель, гравюра, керамика, соломка, композиции из природных материалов, коллажи из ткани и ниток, аппликации, куклы, батик, бумажная пластика... сложные геометрические построения, проекты фантастических домов и городов будущего, самодельная бумага...
И это все - дети? Отчего же нас в детстве так не учили? ..
И о дизайне никто не кричал, а не слишком многочисленные проектировщики, конструкторы и художники-оформители тихо занимались своим делом...
"Представьте себе, что соска была бы мохнатой... - предлагает Евгения Киселева. - Или что вы с разбегу падаете на железный диван? Или пьете из бархатной чашки? .. Все это возможно только в качестве дизайнерской шутки, потому что сделанные подобным образом вещи теряют свое предназначение... Вы пока делаете первые шаги. Узнаете, для чего нужен тот или иной материал, учитесь ощущать пространство, получать удовольствие от того, что земля круглая, а деревья - шероховатые...
Первые шаги нелегки. Это познание пространства... Оно отличается от живописи. Живописью мы наслаждаемся, вникаем в художественный образ, сопереживаем увиденному. А дизайн делает удобным и приятным наслаждение живописью, прослушивание музыки, отдых... при этом дизайн не должен мешать восприятию красоты природы, окружающего мира..."
Вот послушаешь и удивишься: как только люди прежде без дизайна жили? Спали, выходит, на железных диванах, пили из ворсистых чашек... Нет, конечно же, нет. Это всего лишь наглядная иллюстрация значимости дизайна в современно мире. В былые же времена его роль исполнял, и вполне успешно, вековой опыт человечества (опять опыт! а куда без него? ), который вырабатывал оптимальные сочетания форм, пропорций, конструкций, материалов.
В изменившемся мире - динамичном, глобальном, унифицированном - дело благоустройства нашего быта берут на себя дизайнеры. Не все с нею успешно справляются... В любой профессии достаточно халтурщиков, верхоглядов, конъюнктурщиков, карьеристов и просто дураков. И чем профессия популярней, тем их больше. Бывает и так, что дизайнер, увлекшийся выявлением эстетических качеств объекта, реализацией некой абстрактной идеи, забывает о практической функции "подопытной" вещи и о первейшей своей задаче - сделать использование этой вещи удобным и приятным...
Возможен ли дизайн ради дизайна, подобно искусству ради искусства? Да, если дизайн это "новый вид искусства", "третья культура", как сегодня говорят - "и спорить об этом не надо". Тогда, пожалуй, стоит различать дизайн прикладной и дизайн художественный, принципиально отделенный от всякой практики. И тогда...
Но стоп. Трудности, вопросы, сомнения, споры, а то и разочарования, - все это потом, через годы. Пока же - радость творчества, открытие удивительного в знакомом, увлеченное постижение мира и собственных возможностей под водительством не менее увлеченных педагогов. Поиски... неожиданные находки... фантазирование... новые замыслы... новые работы...
"Я знаю, вы - ребята очень творческие, - обращается к ученикам "художки" Евгения Киселева, - но порой задания на уроках не позволяют вам в полной мере себя проявить. Если у вас есть собственные задумки, нестандартные идеи, если вам хочется что-то попробовать, обращайтесь к нам. Мы вам подскажем, поможем, подумаем с вместе с вами, "посотворчествуем", и непременно изобретем что-то новое..."