Главная >> 5 >> 13

Туристы схлынули вслед за цунами

После того как в результате цунами спрос на туры в Юго-Восточную Азию (ЮВА) резко упал, текущий зимний туристический сезон, по сути дела, можно считать законченным. Россияне отказываются от поездок не только в Азию, но и в другие пляжные регионы. Шансов на то, что за оставшиеся до начала летнего сезона месяцы в наших туристах снова проснется интерес к зимним пляжам, немного. Шансы на появление горящих туров также невелики: стараясь свести свои убытки к минимуму, туроператоры спешат по возможности незаметно поднять цены на путевки.


"Наши повели себя как европейцы"


В первые дни после цунами казалось, что в этот раз знаменитый туристический прагматизм россиян вновь возьмет верх и наши соотечественники немедленно поедут отдыхать в потрепанный стихией и оттого здорово подешевевший регион. И действительно, отказы от путевок стали поступать в турфирмы лишь на третий или четвертый день. Процент аннуляций, как и ожидалось, был до смешного мал. Туроператоры тайского направления единодушно уверяли, что речь идет о 7-10% от общего количества проданных туров. В компаниях, работающих с Мальдивами и Шри-Ланкой, говорили, что у них он и вовсе не превышает отметки в 5%.


Оптимизм турбизнесменов был, как вскоре выяснилось, преждевременным. К 30 декабря под давлением властей все новогодние чартеры на Пхукет были отменены, и перед туроператорами встал вопрос возврата денег за путевки. Чтобы не выплачивать стоимость туров полностью, компании стали предлагать туристам отправиться на другие курорты. Часть отдыхающих согласилась и поехала в Паттайю, на остров Бали, Кубу и даже в Объединенные Арабские Эмираты.Результатом подобного обмена стало то, что новогодние чартерные рейсы в регионы, от цунами не пострадавшие, оказались заполненными под завязку. Затем последовал провал. В принципе для первых посленовогодних недель ничего удивительного - в это время спрос на пляжных направлениях всегда резко падает, чтобы восстановиться к февралю. Однако в этот раз схема не сработала: продажи и не собирались расти. "Наши повели себя как самые настоящие европейцы - они испугались ехать в проблемный регион", - говорит коммерческий директор компании "Тэз тур" Александр Буртин.


Причины туристического кризиса на азиатском направлении в российских турфирмах видят по-разному. "Все дело в том, как и в каких объемах СМИ освещали эту трагедию. Им удалось убедить людей, что ехать в Азию сейчас опасно, - считает гендиректор компании „Натали Турс" Наталья Воробьева. - Масштаб трагедии никто не ставит под сомнение, но все же последствия цунами не настолько катастрофичны, как показывают СМИ". "Наши туристы не боятся терроризма и военных действий, они боятся эпидемий, которые якобы должны вскоре вспыхнуть в пострадавших регионах, - отмечает гендиректор компании „Коннайсанс тревел" Ирина Озерова. - Хотя никаких объективных причин для опасений нет, страх россиян за свое здоровье, подогретый соответствующими сообщениями прессы и заявлениями официальных лиц, делает свое дело - в Азию люди не едут".


Есть и другие версии. "Была бы там египетская публика, все бы быстро забылось, - уверена гендиректор турфирмы „Ванд Интернешнл" Татьяна Ванд. - Но Пхукет, Мальдивы, Шри-Ланка, Бали - одни из самых дорогих курортов, там отдыхают богатые люди, среди которых немало крупных бизнесменов, чиновников и депутатов Госдумы. Именно эти люди так или иначе инициировали столь продолжительную антирекламную кампанию ЮВА в прессе. Вспомните, какой резкой была реакция на цунами у думцев: Госдума обсуждала этот насущный для них вопрос на одном уровне с законом о монетизации льгот".


Низкие цены пошли в рост


Так или иначе, но сегодня никто уже не вспоминает не то что о чартерах на Пхукет - снимают рейсы даже в расположенный в глубине материка Бангкок. Именно так поступил "Аэрофлот", с 1 февраля вдвое сокративший количество еженедельных рейсов в тайскую столицу - с восьми до четырех. Свои действия авиакомпания объяснила общим снижением пассажиропотока на направлении после цунами. "Первый раз в новейшей российской истории наш туристический рынок оказался напуган сильнее, чем европейский, - поражается президент группы компаний „Мальдивиана" Артур Липов. - Мне известна статистика рейсов, которые сейчас выполняются на Мальдивы из Европы: по сравнению с российской их динамика внушает гораздо больше оптимизма".


Разумеется, набравшийся смелости турист в такой ситуации всегда может рассчитывать на серьезную скидку. По оценкам туроператоров, в конце января - начале февраля туры в Паттайю стоили на 25-30% ниже обычной для этого времени цены. Так, 11-дневный тур с размещением в трехзвездной гостинице, который в обычных условиях стоил бы $700-800 (здесь и далее приводятся цены на человека в двухместном номере), можно было купить за $490.


Путевки на Мальдивы подешевели примерно на треть, а падение цен по Шри-Ланке достигало и 40%. По словам Артура Липова из "Мальдивианы", десятидневная путевка с проживанием в четырехзвездной мальдивской гостинице подешевела с $1500 до $1000. Интересно, что со скидкой продаются туры в регионы, от цунами никак не пострадавшие. Например, на индонезийский остров Бали. "Происшедшее в ЮВА заставило многие авиакомпании проводить гибкую ценовую политику, - рассказывает генеральный директор компании „Русский холидей" Виктор Загребин. - В частности, Emirates и Qatar Airways дают очень хорошие цены, которые позволяют слетать на Бали на несколько сотен долларов дешевле, чем обычно". По его словам, десятидневный тур с проживанием в четырехзвездном отеле на Бали можно купить за $1169 вместо $1500. Пятизвездная гостиница будет стоить $1366 вместо $1700.


В турфирмах не скрывают, что после Нового года отправляют туристов в ЮВА себе в убыток. "Пока продажи по Таиланду идут с убытком - на каждом клиенте туроператоры теряют $100-150, - констатирует Александр Буртин из „Тэз тура", - Делается это для того, чтобы удержать продажи, чтобы хотя бы кто-то поехал в Таиланд, увидел, что там все спокойно, приехал и рассказал об этом друзьям". "Мы сократили объем перевозки на Мальдивы вдвое, но полностью останавливать полеты не будем: сейчас наша задача не заработать деньги, а вернуть объемы на прежний уровень", - соглашается с ним Артур Липов.


Тем не менее не стоит рассчитывать, что низкие цены на туры в проблемные регионы продержатся долго. "В феврале, когда объемы перевозки сократились под реально имеющегося клиента, который готов заплатить за путевку ее настоящую цену, стоимость путевок должна потихонечку начать расти", - рассчитывает Александр Буртин. По его наблюдениям, дорожать на $50-70 в неделю туры в Таиланд начали уже к началу февраля. Туроператоры прогнозируют, что к апрелю, когда турист начнет задумываться о том, как провести майские праздники, ситуация нормализуется. Разумеется, речь не идет о полном восстановлении потока. "То, что ЮВА как направление этой зимой скончалась, не вызывает сомнений, - говорит медиадиректор холдинга „Туральянс" Богдан Курилко. - Речь идет о некотором оживлении спроса и возврате цен на путевки к прежнему уровню".


Цунами докатилось до Египта


Последствия цунами, как ни странно, ощущают на себе не только азиатские курорты. "Без видимых причин упал спрос на все без исключения пляжные направления, - констатирует Сергей Агафонов, исполнительный директор сети турагентств „Магазин горящих путевок" (МГП). - Последствия цунами - единственное внятное объяснение этому". "Люди почувствовали, что в мире небезопасно, и стали чаще откладывать свои поездки даже по России, не говоря уже о Европе и Египте", - сетует Наталья Воробьева из "Натали Турс".


Особенно ощутим спад на египетском направлении. Участники рынка считают, что природная катастрофа в Азии лишь усугубила нестабильность этого рынка. "Падение объемов по Египту стало заметным еще до новогодних праздников, во второй половине декабря. Но тогда все старались не обращать на это внимания, рассчитывая на приближающийся новогодний ажиотаж, - рассказывает Сергей Агафонов из МГП. - Сейчас, когда он закончился, продажи упали особенно заметно".


Основной причиной падения спроса в компаниях называют рост цен. Из-за серьезного подорожания авиационного топлива стоимость туров выросла на 25-30% к уровню прошлого года. "Не будь такого резкого роста цен на топливо, россиян в Египте этой зимой было бы на четверть больше", - считает Александр Буртин из "Тэз тура". "Египет сейчас продается тяжело, туристов гораздо меньше, чем планировалось, - рассказывает исполнительный директор компании ICS-group Леонид Голенков. - Основная масса постоянных клиентов египетских курортов в России далеко не самые состоятельные люди, и многие из них оказались не готовы платить за такой же, как и в прошлом году, отдых, на 25% дороже". В такой ситуации туроператоры, по словам господина Голенкова, вынуждены работать в ноль. "С начала декабря, за исключением Нового года, участники рынка продают туры в лучшем случае по себестоимости, а то и ниже ее, - говорит он. - Поэтому рассчитывать, что цены на Египет упадут, я бы не стал".


В очередной раз подросла и стоимость путевки в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Причина подорожания не меняется несколько лет. "Уже который год в стране ощущается острая нехватка гостиниц, - отмечает Наталья Воробьева. - Международный турбизнес проявляет к ОАЭ все возрастающий интерес, количество иностранных туристов растет быстрее, чем строятся новые отели". По ее словам, в условиях ограниченного предложения цены растут как на дрожжах. Причем никаких закономерностей этого роста установить невозможно. "Он связан не со звездностью или какими-либо другими параметрами, а исключительно с аппетитами собственника, - отмечает она. - Один считает, что номер в его отеле должен подорожать на 10%, а другой поднимает цену на 50%".


"В среднем цена путевки из-за этого поднялась на 20-30% к прошлогоднему уровню", - констатирует Богдан Курилко. И этот показатель, по его мнению, мог бы быть еще выше, если бы на эмиратское направление этой зимой не вышла "Натали Турс": "В начале сезона они выставили цены на 10-15% ниже среднерыночных, и другим компаниям пришлось корректировать свою ценовую политику с оглядкой на „Натали"".


Единственное направление, где российский турист все-таки может рассчитывать на горящую путевку, - Доминиканская Республика. В прошлом году туда летал всего один еженедельный чартерный рейс. Этой зимой чартеров уже три. "Третий рейс на Доминикану был поставлен после того, как цунами в ЮВА привело к резкому перераспределению турпотока в пользу Карибского бассейна", - говорит гендиректор компании "Капитал-тур" Инна Бельтюкова. А по словам Александра Буртина из "Тэз тура", который также держит рейс в Доминикану, этот остров в Карибском море "сейчас можно рассматривать как замену Пхукету". Другие участники рынка не сомневаются, что сегодня в Доминикану летает явно избыточное количество чартерных рейсов. "Столь резкое увеличение объемов неизбежно приводит к демпингу, который мы и наблюдаем сегодня на этом направлении", - отмечает Татьяна Ванд из "Ванд Интернешнл". Организаторы чартеров между тем отрицают наличие проблем с загрузкой, утверждая, что "колебания цен происходят в плановых рамках". Поскольку конкретных цифр стороны не называют, можно предположить, что масштабы "горения" пока невелики - $100-200 для десятидневной путевки стоимостью $1700-1800.


[Графические материалы:


Цены на путевки в феврале-марте


Материалы доступны в бумажной версии издания]