Завершающиеся сегодня январские каникулы лишний раз со всей очевидностью показали, что помимо всего прочего России предстоит пройти еще одно тяжкое испытание - испытание пошлостью.
"Вот мы сидим все перед телевизором - дедушка, бабушка, дети, внуки - и смотрим одни и те же порнушные фильмы", - такую сентенцию выдал незадолго до Нового года член Совета Федерации Николай Кондратенко, говоря о продукции, поставляемой населению голубым экраном. Интересно, какими словами оценил этот парламентарий то, что низверглось на россиян из "ящика" в минувшую декаду? Или он подобно большинству его коллег, проголосовавших за продление новогодних праздников, пребывал в эти дни на каком-нибудь уютном западном курорте, куда не смогли прорваться отечественные звезды эстрады и шоумены, специализирующиеся на тематике "ниже пояса"?
Удивительное дело! Когда в стране была цензура, когда многое было нельзя, тогда был Аркадий Райкин, а сама эстрада постоянно давала пищу для ума. Мало того, выходящие на нее люди, те же ранние Михаил Жванецкий, Геннадий Хазанов и даже Евгений Петросян, регулярно умудрялись наступать и на больные мозоли властной бюрократии.
То-то, казалось, развернутся наши гоголи и салтыковы-щедрины, когда стало все можно. Они и развернулись, как говорится, и стар, и млад, поближе к пупку и паху. Вот уже воистину великое завоевание российской демократии!
Млад - это признанный фаворит сегодняшней эстрады Максим Галкин, задававший тон во всех новогодних телепрограммах. Да еще какой тон! Помнится, год назад он отказался выйти на подмостки, когда одна вечно юная примадонна начала исполнять на них скабрезные частушки. Нынче же, видимо, в связи с наступлением года Петуха, наш вундеркинд оперился настолько, что взялся публично оправдывать матерщинника Филиппа Киркорова. Мол, Филя такой шутник, а вы вообразили бог весть что.
Напомню, как это было сделано на первом телеканале. Обратившись к неприглядной истории, когда певец покрыл нецензурной бранью ростовскую журналистку, Галкин разыграл целый спектакль на тему, как отреагировали по данному поводу различные артисты. Все было достаточно смешно, и за этим смехом куда-то на задний план отошла проблема неприкрытого хамства, процветающего в кругах нашего общества, относящих себя к творческой элите.
Если вездесущий кочет-сюрприз такими темпами будет расти и дальше (о Красной Шапочке, размечтавшейся о чем-то негритянском, он уже рассказал), то к следующим новогодним праздникам вполне сможет заткнуть за пояс даже самого... Впрочем, обойдемся впредь без каких-либо имен. В конце концов, каждый понимает юмор в меру собственной испорченности, и коли "Аншлаг" или смехачи, выступающие в свободном поиске, продолжают собирать полные аудитории зрителей, значит, поп-культура триумфально продолжает марш опрощения всего и вся до уровня банального площадного балагана, с каковым, согласно толковым словарям, и связано понятие "пошлость".
Опрощаются, естественно, не только эстрадные подмостки, чему мы опять-таки стали свидетелями в эти январские дни. Когда-то поэт мечтал о времени, когда "Белинского и Гоголя с базара понесут". Дождались, понесли, но только прямо в противоположном направлении - на телебазар, как это было проделано с "Сорочинской ярмаркой". Тот, кто читал это произведение и видел 2 января поставленный якобы по его мотивам музыкальный фильм с доброй тысячей ряженых пейзан и пейзанок, наверняка убедился, что Гоголем там и не пахнет. Впрочем, вполне возможно, что авторы этой ленты просто прикрылись его именем, дабы навязать публике собственные представления о малороссах гоголевской поры.
Но, пожалуй, еще похлеще операции опрощения подвергся роман Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев" в одноименном мюзикле, показанном по "1-му каналу". Здесь этот выдающийся не столько авантюрный, сколько социально-политический роман о не шибко патриотических нравах первого десятилетия советской власти, а потому долгое время не издававшийся, был вообще превращен в убогий вариант "Городка", по которому разгуливали Киса Воробьянинов (Олейников) и Остап Бендер (Фоменко). Как тут не вспомнить тех же Ильфа и Петрова: "Служил Гаврила режиссером, Гаврила фильмы поставлял"...
Разумеется, никакими запретами, а все чаще звучат и такие предложения, мутный поток примитивизма и пошлости на эстраде и телевидении не остановишь. Рынок есть рынок, и пока будут покупатели, будут и продавцы соответствующего товара.
Кстати, и отнюдь не бесталанные, как многие нынешние, они бывали во все времена. И при Пушкине с Гоголем, и при Ильфе и Петрове, и при Райкине. Однако они всегда знали и помнили, что их место только в прихожей храма по имени Культура. Дальше их, даже увешанных наградами, не пускала просвещенная общественность, сами деятели культуры и искусства, с презрением отворачивающиеся от балаганных поделок.
Сегодня же, наоборот, в храме, по крайней мере в его телевизионном приделе, вальяжно расположились коробейники с товаром именно подобного рода. Не пора ли наконец назвать его истинную цену, пока страна полностью не погрузилась в созерцание собственного пупка?
Может быть, это сделает создаваемая по инициативе президента Общественная палата, которая вскоре появится в России?В нее наверняка войдут и люди, принесшие настоящую славу отечественному искусству, и кому, как не им, следует в первую очередь озаботиться нравственным здоровьем нации.
...Ну а пока суд да дело, один житель Ейска, что на Кубани, взял и приватизировал на днях пролетающие над городом облака. Похоже, насмотрелся, бедолага, телевизора до такого изумления, что его тоже потянуло на эстрадные подвиги. Такие вот шутки в нашем балагане, господа присяжные заседатели!