Главная >> 5 >> 13

ГРАНИ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ туманнее истории государства Российского? Чем больше ею занимаюсь, тем лучше это понимаю и чувствую... Мы, наверное, столь богаты людьми и событиями, что можем позволить себе ничегошеньки о них не помнить. Не то что какая-нибудь Швейцария, где уже 200 лет живут воспоминаниями об Альпийском походе Суворова, потому как в последующие два столетия здесь ничего примечательного не происходило... У нас же - сплошная череда войн, революций, смут, цареубийств, реформ, нашествий и прочих событий, в хитросплетениях которых мало кому дано до конца разобраться.


День 7 ноября разные люди отметили по-разному. Одни - как официальный День согласия и примирения, другие - как 87-ю годовщину Великой Октябрьской революции, третьи - как День воинской славы, утвержденный законом от 10 февраля 1995 года. Однако теперь и с этой последней, самой нейтральной, скажу так, из перечисленных дат возникли недоразумения. Историки, ранее считавшие 7 ноября днем освобождения Москвы, предлагают перенести это событие на три дня.


Думается, большой ошибки в таком переносе не будет: точная дата освобождения Москвы вряд ли известна.


О предшествовавших тому событиях Смутного времени нашим читателям рассказывать не нужно. В конце лета - начале осени "Красная звезда" опубликовала материалы "круглого стола", проведенного в Институте Российской истории РАН "Русская смута - век семнадцатый", где все подробно описано. Поэтому коснемся лишь данного происшествия.


"В конце 1611 года, - пишет Василий Осипович Ключевский, - Московское государство представляло зрелище полного разрушения". Действительно, Новгород был взят шведами, а Смоленск - поляками, которые также сожгли Москву и сообща с русскими своими сообщниками засели здесь в уцелевшем Кремле. Зато прочие русские города стали "брать себе суверенитета, сколько могли", и в итоге, по словам того же знаменитого историка, "государство, потеряв свой центр, стало распадаться на составные части... преображалось в какую-то бесформенную, мятущуюся федерацию". В общем, все это было очень печально и почему-то до боли знакомо.


Между тем со стороны Нижнего Новгорода к Москве потихоньку двигалось ополчение -народу российскому в конце концов надоели безвластие, откровенный грабеж, хозяйствование иноземцев и прочие Смутные "прелести"... Путь, который сегодня на машине преодолевается за полдня, ополчение шло около полугода, зато на этом пути нижегородцы немало усилились представителями других городов и земель. Под Москвой же они встретили еще и казаков, но не привычных для нас стражей границы, а разного рода беглый и воровской народ, стоявший здесь с минувшего 1611 года. Кажется, что именно эти казаки, которым нечего было терять, вскоре и определили судьбу Москвы, но так как новая власть вскоре своих союзников уничтожила, о них позабыли...


21-23 АВГУСТА КАЗАКИ и ополченцы основательно потрепали находившиеся в Москве польские войска, так что на рассвете 24-го гетман Ходкевич покинул город, бросив за стенами Кремля и Китай-города большой польско-изменнический отряд, изнывавший от голода и лишений. "Голод до такой степени усилился, что мало-помалу стали выпроваживать из Кремля бесполезных там людей", - пишет биограф князя Дмитрия Пожарского В. Корсакова. Можно съязвить, что это был редкий случай в российской истории, когда кого-то из кремлевских обитателей сочли людьми бесполезными. Впрочем, вскоре оказалось, что и на сей раз "бесполезных" в Кремле не было: по свидетельству историка, люди ненужные шли в пищу осажденным - в самом прямом смысле слова.


Наконец 22 октября русские, основную массу которых составляли "воровские казаки", приступом взяли укрепления Китай-города. Несколько дней спустя сдался без боя и засевший в Кремле отряд. Причем ни один из доступных нам старых источников более точной даты, чем


"через несколько дней" не дает, так что возникающие сегодня "бесспорные числа" - очередные предположения.


Зато продвигаемую сейчас идею о том, что "взятие Москвы положило конец Смутному времени", даже и предположением назвать нельзя. Москва, конечно, столица, город заслуженный и любимый, но никто ж не говорит, что Отечественная война 1812 года завершилась бегством Наполеона из Кремля; пусть также в 1941-м стали крылатыми слова о том, что "отступать некуда, позади - Москва", но все-таки столица была подготовлена к уличным боям, а город Куйбышев - к выполнению столичных функций, ибо Великая Отечественная война не закончилась бы даже и с потерей священного города.


Так и освобождение "Москвы не могло окончательно прекратить Смуту, представлявшую собой явление политическое и социальное. Как говорили участники нашего "круглого стола", реально она продолжалась еще чуть ли не несколько десятилетий - пока утверждалась государева власть, усмиряли тех самых "воровских казаков", изгоняли поляков и шведов. Официально же, хотя и с определенным допуском, считается, что предел ей положило избрание на престол государя Михаила Федоровича - первого царя из династии Романовых. Кстати, проходившему в феврале 1613 года Земскому Собору предшествовал трехдневный пост для очищения от многих грехов Смуты. Вот какова история одного из тех памятных дней, о которых мы имеем весьма смутное, простите за каламбур, представление. Делать или не делать этот день праздничным - вопрос не к нам. Но если уж делать, то именно в тот день, в который он сегодня отмечается: 7 ноября. А уж кто тогда что будет праздновать - дело сугубо личное. Главное, чтобы стекла не били и подъезды лозунгами не пачкали...


СРЕДИ ОШИБОК большевиков, пришедших во власть, была и отмена привычных для народа праздников. Но если в странах Европы опыт советской власти изучили самым скрупулезным образом, постаравшись взять на вооружение многие ее достижения и избежать многих ее ошибок, то мы упорно начинаем все с чистого листа, а потом по-детски удивляемся тому, что Смута проходит красной нитью через всю туманную российскую историю, становится для общества чуть ли не привычным состоянием.


***


КСТАТИ


Фракция "Родина" готовит поправки ко второму чтению законопроекта о праздниках. Об этом РИА "Новости" сообщил член фракции, заместитель председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев. Он пояснил, что, в целом поддерживая концепцию законопроекта о продлении новогодних праздников с 1 по 5 января включительно, фракция высказывается за сохранение 2 мая праздничным днем. Вместе с тем депутаты фракции считают, что следует отменить празднование не только 12 декабря -Дня Конституции, но и 12 июня - Дня России.


Говоря о датах, которые вызвали наибольшие дискуссии на пленарном заседании палаты - 7 ноября и 4 ноября, Чуев отметил: фракция полагает, что исторически точным будет утверждение о том, что именно 7, а не 4 ноября Москва была освобождена от польских захватчиков.


"7 ноября следует оставить праздничным днем, а люди будут праздновать в этот день каждый свой праздник", - отметил депутат.


Материалы подготовлены отделом истории, литературы и искусства.