В Кирово-Чепецке прошла ставшая уже традиционной конференция экологов. Учителя области, энтузиасты экологической работы в школе, а также работники дошкольных учреждений делились опытом в экологическом воспитании детей. Признательности и благодарности заслуживает их труд. Однако хочется высказать свои соображения по поводу серьезных, на мой взгляд, упущений в этой работе.
Экология -это не просто уборка мусора
В частности, в учебниках по методике преподавания экологии обсуждаются возможности "доведения до ума" детей понятий об экосистемах и о синергетике. От таких рекомендаций в ужасе хватаешься за голову, как в песне получается -"кандидат наук и тот над задачей плачет". А у ребенка формируется отвращение к обучению.
Вместе с тем распространенной формой экологической работы в школе является исследование степени влияния человеческой деятельности на разные объекты природы. Дети делают анализы стоков, отходов промышленных предприятий, часами стоят на загазованных улицах и считают количество проезжающих машин, определяя по нагрузке автотранспорта степень загрязнения воздуха. А еще работа -ют на уборке территорий от мусора, очищают водоемы от грязи и хлама. Но от такой работы может получиться противоположный ожидаемому воспитательный эффект. Я спрашивала у студентов, какие чувства возникли бы у них при постоянном занятии очисткой территорий? Большинство ответило: бежать куда подальше, лучше за границу, предоставив чистить "свинарник" тем, кто его создает. Вот так -ни большого патриотизма, ни любви к "малой родине".
Другой основной просчет в нашей системе экологического воспитания, на мой взгляд, состоит как раз в предположении, что успех воспитания зависит от определенного объема и уровня осведомленности о законах природы.Однако знать, что это плохо, еще не значит не делать плохих дел. Человек не будет уродовать, загрязнять, истощать эту землю только тогда, когда он любит ее.
Любовь же проистекает не из знаний, а из чувств -чувства радости, восторга от общения с природой. Вот об этом чаще всего и забывают в экологической работе с детьми. Мы не даем возможности детям насладиться общением с природой. Я содрогнулась, когда услышала, как дошкольников убеждают, что искусственная елка на новогоднем празднике гораздо лучше, чем живая. Боже мой, какой радости лишают детей, какой ущерб их "экологическому воспитанию" наносят!
Мною прожита уже большая жизнь, но я до сих пор помню то замирание сердца, с которым мы входили в детском саду в ту комнату, где нас ожидала на новогодний праздник пушистая лесная красавица. Восторг охватывал нас, когда зажигались огни и мы видели ее в праздничном наряде. Но более, чем эти новогодние игрушки, нас завораживал песенный рассказ о том, что она, живая, пахнущая морозом и свежестью, пришла к нам из леса...
При экскурсиях на природу упускается также еще один момент. Детей "заорганизовывают", предписывая, диктуя им каждый шаг -это не трогай, а вот возьми это, не смотри туда, смотри сюда. Детям не дают возможности самим понаблюдать, поразмыслить над тем, что они видят, порадоваться тому, что им понравилось. И эффект от таких экскурсий получается обратный планируемому.
Словом, экологическое воспитание должно базироваться прежде всего на чувствах, через чувство радости от общения с природой -к любви к ней. Важнейшей формой общения с природой должны быть самостоятельные наблюдения детей.