Признаюсь, что еще в январе нынешнего года, рассуждая о бесконечной череде новогодних праздников в нашем родном Отечестве, автор этих строк предложил ввести законодательным образом несколько дополнительных выходных дней после встречи Нового года. И вот теперь в Государственную думу вносится законопроект, в котором эта идея обрела черты инициативы. И мне вдруг почему-то сделалось не по себе. Одно дело - рассуждать о возможном длительном и вполне законном отдыхе зимой. И совсем другое дело проводить в праздности и неге чуть ли не две недели подряд. Хватит ли у нас всех здоровья праздновать Новый год столько времени? И не будет ли вся трудовая Россия раскачиваться еще полмесяца после празднования, чтобы войти в нормальный рабочий ритм?
Есть и еще одно пикантное обстоятельство, заставляющее осторожно относиться к "выходным" нововведениям. Называется оно стоимость вопроса. Умные люди подсчитали, что каждый дополнительный выходной день обойдется нашей стране в один миллион долларов убытка. Дорого? А что делать, если народ желает отдыхать, а не работать. Хотя у меня вызывает большое сомнение то обстоятельство, что все социальные группы с беззаветным восторгом воспримут поступившее в Думу предложение. Все-таки есть те сферы нашей жизни и экономики, где череда бесконечных выходных губительно сказывается и на работе, и на моральном состоянии. Например, отрасли непрерывного производства или медицина.
Обращает на себя внимание и то время, когда в общество была вброшена эта идея. С точки зрения пиар-технологий, это удачный ход по отвлечению внимания населения от реальной политической проблемы: реформы вертикали государственной власти в России. Недаром информация о проектах законов по реформирующим политическую систему предложениям президента поступила по каналам СМИ почти одномоментно с информацией об изменении системы выходных и праздничных дней. Любопытно, что первый пробный шар в сторону россиян запустили представители Православной церкви. И здесь, видимо, не обошлось без политики. Похоже, что кто-то умный решил дезавуировать скрытые инициативы, исходящие от власть имущих, и сделал ход со стороны, отвлекая внимание. Прием не нов. Еще в феврале-марте 1978 года по Советскому Союзу начала гулять неофициальная информация об НЛО в виде лекций профессора Ажажи. Как оказалось, такой интерес был неслучаен. Вскоре в СССР объявили о повышении цен.
Если внимательно вдуматься в другие предложения о замене одних праздников другими, то идеологическая подкладка становится видна невооруженным взглядом. Почему-то вновь дискутируется вопрос об отмене праздника Дня примирения и согласия (7 ноября). Вместо него с подачи церкви предлагается отмечать 4 ноября как национальный праздник. Мол, в этот день в 1612 году закончилось на Руси Смутное время. Проще говоря, ополчение Минина и Пожарского изгнало поляков из Москвы. Но кто об этом помнит? Если вспоминать о датах, связанных с победой русского оружия, то предлагаю объединить вместе 7 и 8 сентября, так как в одном случае это дата Бородинского сражения (1812), а в другом - день Куликовской битвы (1380). 7 ноября все-таки стоило бы оставить в праздничном календаре точно по тем же мотивам, по каким французы празднуют 14 июля, день взятия Бастилии, как национальный государственный праздник. События этого дня в 1789 году коренным образом изменили ход истории во Франции. Сегодняшняя Россия именно такова, какова она есть ровно потому, что в октябре 1917 года большевики взяли власть. Да и людям пожилого возраста в нашей стране удобней вспоминать о прошлом именно 7 ноября, а не в какой-нибудь другой день. Ведь откажись мы от этой праздничной даты, то сразу же встанет вопрос о главном государственном празднике.
Вряд ли таковым в массовом сознании является праздник 12 июня, который носит длинное и непонятное название - День принятия Декларации о государственном суверенитете России. Хотя в нынешнем году по инициативе президента именно эта дата была представлена в качестве главного праздника нашей страны и получила неофициальное название Дня России. Идеологи подобного подхода, видимо, поэтому предлагают отменить и празднование Дня Конституции 12 декабря как дату, свидетельствующую о роли Бориса Ельцина в отечественной истории и в деле утверждения новых праздников и выходных. Первый президент России, как помним, очень любил "работать c документами" и изобретал всяческие ухищрения, чтобы продлить сей приятный для себя процесс. Вспомните непонятный указ о переносе выходных, если они совпадали по календарю с праздничными датами.
Думские любители выходных и праздничных дней нам терпеливо разъясняют, что в случае принятия их предложений, количество общевыходных дней в нашем календаре увеличится только на один. Они выступают почти что в роли барона Мюнхгаузена, подарившего человечеству один лишний день. Однако даже тогда Россия окажется не такой уж отдыхающей и ленивой страной с ее 12 выходными. В Японии таковых, например, целых 15, а во Франции и Финляндии - 13. Нам есть куда стремиться. А уж повод не работать мы всегда найдем. Только жаль, что мы тратим на это драгоценное время и здоровье. Да и как не вспомнить присловье о том, что "праздность - мать всех пороков". Впрочем, если захотим, то можем и поработать засучив рукава. Жизнь заставит трудиться, а не отдыхать.