Из первых уст
НЕМНОГИМ более года назад спутниковая телекомпания "НТВ-Плюс" объявила о начале крупномасштабной акции по борьбе с пиратами. Смена системы кодировки совпала со сменой топ-менеджмента. Телекомпанию возглавил Александр Орджоникидзе, в течение восьми лет руководивший департаментами маркетинга и PR в ряде зарубежных нефтегазовых компаний. Перед новой командой были поставлены серьезные задачи - единственная в России спутниковая телекомпания была "стабильно убыточной", и, чтобы вывести ее на уровень самоокупаемости, нужно было в кратчайшие сроки увеличить вдвое абонентскую базу. Г-ну Орджоникидзе это удалось.
- Ваш приход в компанию был связан с потребностью в антикризисном менеджменте?
- Я не могу назвать это антикризисным менеджментом в классическом понимании. Ситуация была не самой благоприятной, но предыдущей команде менеджеров удалось достичь очень многого - реструктуризации задолженностей, было принято принципиальное решение о переходе на новую систему условного доступа для защиты от пиратства. Мой приход на "НТВ-Плюс" был связан с необходимостью развивать маркетинговую составляющую работы телекомпании - мой профессиональный опыт лежит как раз в сфере маркетинга, PR и продвижения бренда на рынке. Акционерами было принято решение о более активной политике развития абонентской базы. Тактика руководства оказалась верной: с момента прихода новой команды на "НТВ-Плюс" - за год и три месяца - абонентская база компании выросла в два раза и на начало сентября составила 305 тыс. абонентов. Доходы соответственно тоже увеличились вдвое, и мы вплотную подошли к моменту", когда телекомпания станет прибыльной.
Результатами года работы нашей управленческой команды я в целом доволен, но считаю, что останавливаться на достигнутом нельзя. У платного ТВ в России большой потенциал, рынок практически в самом начале развития. И хотя "НТВ-Плюс" - безусловный лидер в сегменте платного ТВ, борьба за новых и существующих абонентов продолжается. У нас - амбициозные планы по привлечению новых подписчиков, по сотрудничеству с кабельными сетями, по улучшению контента, предлагаемого абонентам, и по повышению доходов компании и ее акционеров.
- С каких шагов вы начали свою работу в должности генерального директора "НТВ-Плюс"?
- С самого главного - со смены кодировки. В 2000 г. кодировку сигнала "НТВ-Плюс" взломали пираты. В результате мы начали терять не только потенциальных абонентов, но и уже имеющихся. Какие бы гениальные рекламные акции мы ни придумали, граждане все равно предпочтут заплатить сто долларов и сэкономить на последующей абонентской плате, а это фактически единственный источник дохода нашей компании. На любом радиорынке можно было купить нелегально изготовленные карточки для безлимитного просмотра "НТВ-Плюс". Естественно, что ни о каком развитии в такой ситуации и речи быть не могло, поэтому нашей первой задачей было ликвидировать пиратство. Для этого мы провели смену системы условного доступа: так, как это делают большинство зарубежных спутниковых операторов.
Разослали за свой счет всем абонентам карточки доступа, работающие в новой, защищенной от пиратства системе, а затем перешли на вещание только в ней. И те, кто приобретал пиратские карточки, лишились возможности просмотра. Выяснилось, что зачастую люди даже не знали, что пользуются нелегальной карточкой. В этой ситуации большинство сделали правильный выбор - подключились легальным путем.В результате сегодня мы имеем более трехсот тысяч абонентов. Но если сравнивать с другими странами Восточной Европы, той же Польшей, или с Турцией, с которыми мы находимся примерно в одинаковой экономической ситуации, - это только начало. В этих странах спутниковое ТВ смотрят более миллиона человек. А ведь в России населения на порядок больше! Вторым важным направлением было и есть развитие системы продаж и проведение активной политики в области сервиса. Мы постоянно улучшаем качество абонентского обслуживания. Наш круглосуточно работающий саll-центр, штат которого насчитывает более двухсот пятидесяти человек, ежедневно-обрабатывает четыре тысячи звонков. Год назад для удобства москвичей мы открыли Центр продаж и обслуживания на Покровке, 38. Третье - агрессивная маркетинговая политика, захватывающая реклама, постоянный вывод на рынок новых специальных предложений по подключению.
- Вы упомянули о сотрудничестве с кабельными операторами. Каким образом вы планируете взаимодействовать с ними?
- Мы тесно сотрудничаем с ними уже сейчас. Первое соглашение было подписано с известной московской кабельной сетью "Комкор ТВ". В соответствии с договором мы предоставляем этому оператору свои лучшие каналы
- три спортивных и два киноканала. В выигрыше и абоненты кабельной сети, которые получают качественный продукт, и обе компании. Кроме того, "НТВ-Плюс" стала более активно работать с корпоративными клиентами и жилым сектором. Уже на этапе строительства нового дома заключается договор с застройщиком и устанавливается одна "тарелка", к которой и подключаются квартиры.
- По традиции начало сентября - открытие нового телевизионного сезона. Какие сюрпризы готовит "НТВ-Плюс" свои зрителям?
- Сюрпризов будет много. Начиная с сентября и вплоть до новогодних праздников зрителей ожидает коллекция настоящих кинохитов, которые до этого ни разу не демонстрировались по телевидению: "Страсти Христовы" Мэла Гибсона, "Реальная любовь" с
Хью Грантом и Эммой Томпсон, "Кровавая работа" с Клинтом Иствудом, две части киноэпопеи "Властелина Колец", "Затоiчи" Такеши Китано и многое другое.
- Помимо колоссального количества новых фильмов, какие еще преимущества есть у платного телевидения в сравнении с эфирным?
- Это, конечно же, цифровое качество изображения и звука. Еще один важный фактор для наших абонентов - отсутствие рекламных блоков, которые сильно раздражают зрителей. Принцип работы эфирного ТВ заключается в получении доходов от рекламы, спутникового телевидения - от абонентской платы.
Что такое эфирное телевидение? Это - новости, фильм, развлекательная передача, какое-нибудь спортивное событие, мультфильмы. Любой эфирный канал должен угодить всем - и женщинам, и мужчинам, и молодым, и пожилым. Если какой-то канал будет целый день показывать автогонки
- ни одна женщина его не станет смотреть. А молодому человеку неинтересны сериалы. Спутниковое ТВ предлагает каждому абоненту тематические каналы, которые будут интересны именно ему, и, значит, каждый может выбрать то, что ему хочется смотреть. Ну и, наконец, мы транслируем российские эфирные каналы, но в цифровом формате. То есть с несравненно более высоким качеством изображения и звука, без каких-либо полос или ряби на экране. Наше главное преимущество - свобода выбора телезрителя. Вы не обязаны смотреть то, что вам показывают. Вы можете выбрать то, что вы хотите.
- Есть ли принципиальные различия между развитием спутникового телевидения в России и на Западе?
- Основные тенденции - те же. За исключением одного общепризнанного факта: российское эфирное телевидение - лучшее в мире, и "НТВ-Плюс" приходится конкурировать в первую очередь не с другими операторами, а с общедоступным ТВ. Для сравнения скажу, что в ряде европейских стран - Англии, Италии, Испании
- на бесплатных телеканалах чемпионаты по футболу этих стран не транслируются. А новый фильм, к примеру, "Охотники за разумом", премьера которого прошла в кинотеатрах летом, в Соединенных Штатах вы увидите на платном ТВ только спустя год, а на эфирном через два. На "НТВ-Плюс" этот фильм показали 3 сентября.
Кроме того, в нашей стране не принято платить за телевидение, и наша задача - сформировать новую систему потребительских предпочтений. Фактически зритель обычного телеканала все равно в косвенной форме платит за просмотр - своим временем, которое он тратит на рекламные блоки или на ожидание интересной передачи. Согласитесь, еще неизвестно, что дороже - деньги, которые можно заработать, или время, которое уходит безвозвратно. Ну а в целом ситуация с платным телевидением точно такая же, как и с платной медициной или платным образованием. Тот, кто хочет получить более качественное обслуживание, предпочитает платить.
- А вы сами, Александр Сергеевич, смотрите "НТВ-Плюс"?
- Конечно. У меня "тарелки" стоят и дома, и на даче. Смотрю с удовольствием. Я очень люблю спорт и стараюсь не пропускать самые интересные трансляции, хотя свободного времени совсем мало. И, кстати, абонентом "НТВ-Плюс" я стал еще до того, как меня назначили гендиректором телекомпании!