Главная >> 5 >> 13

Молчим, братцы!

В России, Молдавии и на Украине прошли акции протеста владельцев мобильных телефонов. Результат - нулевой


НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ В ТРЕХ СТРАНАХ СНГ - УКРАИНЕ, РОССИИ И МОЛДАВИИ ПРОШЛИ забастовки пользователей мобильной связи. Все участники акции (точных данных об их числе нет) отключили свои мобильные телефоны с 12 до 14 часов. Украина бастовала 1 сентября, Россия - 2-го, а Молдавия неожиданно присоединилась 3-го. Российские организаторы выдвинули семь лозунгов-требований: "Создание единой базы IМЕI-номеров", "Квалифицированные ответы абонентской службы", "Связь без обрывов", "Прозрачные" тарифы", "Номер - собственность абонента", "Связь без ограничений" и "Тариф обратной силы не имеет".


Надо сказать, что подобные акции проходили уже в Италии и Ливане. На Апеннинах забастовку поддержали 20 процентов абонентов. В Италии акция была организована национальной федерацией прав потребителей и имела вполне ясные и осязаемые экономические цели - снижение тарифов, в том числе на SMS, устранение ошибок биллинговых систем, проблем с тарификацией при роуминге. В Италии - стране с населением 58 миллионов человек - используются 57 миллионов номеров мобильных телефонов, а потому два часа простоя обошлись операторам, по некоторым оценкам, примерно в 620 миллионов долларов. Тем не менее операторы не поддались на требования забастовщиков, и организаторы планируют ее повтор, но в более жесткой форме: предполагается отключить телефоны на 24 часа.


В Ливане бастовал каждый второй владелец мобильного телефона. Суточная блокада сотовых операторов проводилась 15 июля сего года. Абоненты добивались снижения стоимости звонков на 30 процентов и отмены ежемесячной платы в 25, 5 доллара (в Ливане эфирное время оплачивается дополнительно - от 13 до 53 центов за минуту плюс 10-процентный налог, так что в среднем за месяц набегает долларов восемьдесят).


Надо сказать, что по сравнению с ливанцами российские абоненты живут весьма неплохо. Конкуренция заставляет операторов снижать цены на эфирное время, некоторые платные услуги становятся бесплатными. Этим и объясняется то обстоятельство, что среди требований российских забастовщиков отсутствуют экономические, понятные широким слоям абонентов. А анализ лозунгов отечественной акции показывает, что серьезных претензий к операторам нет.


"Прозрачные" тарифы"? Реклама тарифов регулируется Федеральной антимонопольной службой, и все операторы играют по правилам, установленным этим ведомством, и не упоминают НДС.


"Квалифицированные ответы абонентской службы"? Абонентские службы в большинстве случаев вполне адекватно реагируют на запросы. Возможно, иногда они не могут ответить на сложные технические вопросы особо продвинутых абонентов, но зато вполне успешно обрабатывают стандартные запросы. Для этих целей операторы устанавливают специализированные рабочие места, являющиеся своеобразными экспертными системами. Другими словами, сам сотрудник абонентской службы может и не быть экспертом, однако необходимый ответ на вопрос ему подскажет компьютер.


"Связь без обрывов"? Области покрытия и количество базовых станций у российских операторов не так уж малы. Сотовые сети московского региона являются крупнейшими в Европе, однако в городских условиях неизбежно появление мертвых зон или мест с ухудшенным приемом. Причем очень часто они возникают в результате нового строительства: высокие монолитные здания закрывают "видимость" для базовых станций.


"Номер - собственность абонента"? Выдвинутые предложения по закреплению за абонентом в собственности его телефонного номера в принципе поддерживаются некоторыми российскими операторами мобильной связи, хотя и без энтузиазма. Дело в том, что законодательно это никак не регулируется и по большому счету для телекоммуникационных компаний не очень интересно. Эта услуга, называемая number portability (переносимость номера), применительно к мобильной связи MNP (mobile number portability) позволяет не менять номер при переходе от одного сотового оператора к другому. Впрочем, кроме удобства, возникают и проблемы. Так, в Италии уже столкнулись с некорректной работой определителей номеров как раз в результате введения услуги MNP. На самом деле куда более необходимой является возможность сохранять телефонный номер проводной связи, хотя бы при переезде внутри одного географического региона (Москва является очень хорошим примером).


"Создание единой базы IМЕI-номеров"? Требование формирования единой базы IМЕI-номеров, конечно, любопытно. Ее создание позволит эффективно бороться с кражами мобильных телефонов. Напомним, что каждый телефон имеет уникальный IМЕI-номер, который он сообщает базовой станции при регистрации в сети. Это позволяет отслеживать перемещение конкретного аппарата даже при смене его владельцем SIМ-карты, а также при необходимости отказывать тому в регистрации в сети. Подобная практика введена в Великобритании, где она серьезно повлияла на динамику уличных краж. Но IMEI можно изменить путем перепрошивки аппарата (это недорого), а потому одних усилий операторов недостаточно, необходимо внесение изменений в уголовное законодательство. В частности, в той же Великобритании подобная хакерская деятельность наказывается теперь чрезвычайно сурово.


Таким образом, видно, что некоторые требования участников забастовки - не по адресу, а некоторые вообще не по делу. Российские мобильные операторы уже назвали акцию несерьезной и просто бессмысленной. Большинство абонентов, судя по опросам, не только не поддержали организаторов акции, но и, напротив, заявили, что качество связи их вполне устраивает. А на Украине по иронии день 1 сентября оказался одним из самых активных, сравнимым по количеству звонков с 8 Марта и новогодними праздниками.