Главная >> 5 >> 11

ПОСЛЕ ПАУЗЫ

Телеканалы отметили 80-летие кинорежиссера Татьяны Лиозновой


ЛИОЗНОВСКИЙ ЮБИЛЕЙ - СОБЫТИЕ особое. С одной стороны, речь идет о личности такого масштаба, каких у нас в кино сегодня почти не осталось. Лиознова - это эпоха, огромный мир, оставшийся на пленке как память о великой стране и великом кинематографе. С другой стороны, в последние годы Татьяна Михайловна почти не появлялась на телевидении, отказывала в интервью газетам и журналам. То ли неважное самочувствие тому причиной, то ли скверный характер, самокритично признаваемый самой юбиляршей. Тем ценнее череда сюжетов и программ, посвященных юбилею.


Два федеральных телеканала в день рождения режиссера показали специально снятые фильмы. На Первом фильм назывался "80 мгновений Татьяны Лиозновой" (режиссер Мария Визитей), на "Культуре" - "Дожить до светлой полосы" (режиссеры Юрий Алавердов, Дмитрий Золотов). На Первом получилось эмоциональнее и теплее, на "Культуре" - академичнее и подробнее. В первом случае телевизионщики собрали друзей и учеников Лиозновой в ресторане, испекли праздничный торт и внимательно наблюдали за каждым участником праздничного застолья. Кульминация фильма - поразительные крупные планы Вячеслава Тихонова. Постаревшее лицо актера и живые молодые глаза, в которых застыли слезы. Единственно верные в этом случае ассоциации с легендарными крупными планами Штирлица - Тихонова подсказываются зрителю деликатно и мягко. Другая оставшаяся в памяти точка фильма - финал. Лиознова напевает любимую тему из бетховенской симфонии, а потом, танцуя, уходит от камеры. Несколько мгновений подлинного телевидения, ради которых зрителю приходится пересматривать десятки и сотни часов экранной макулатуры. Картина "Дожить до светлой полосы" объемнее и, пожалуй, аналитичнее. Это полноценный фильм-портрет с подробно прописанными биографией и характером. Жемчужины этой работы - многочисленные интервью. И с самой Лиозновой, и с теми, кого мы не видели уже много лет, как, например, Екатерину Градову, легендарную радистку Кэт из "Семнадцати мгновений...".


У Лиозновой, трогательной маленькой женщины, - мужской характер. Можно не соглашаться с ее взглядами на мир и сегодняшнюю жизнь - жесткими, часто непримиримыми. Но нельзя отрицать, что именно благодаря бойцовскому характеру Лиознова смогла поднять громаду "Семнадцати мгновений весны" - фильма великого, но невероятно трудоемкого и тяжелого. "Железная леди" нашего кино, она сняла один из самых трогательных в его истории фильмов о любви -"Три тополя на Плющихе". Одинокая женщина, всю жизнь прожившая с матерью, сумела передать ощущение одиночества и тоски от непонимания в самом праздничном и ярком своем фильме "Карнавал".


В кинематографе Татьяны Лиозновой огромное значение имеют паузы. В одном из юбилейных фильмов она формулирует один из своих принципиальных постулатов: пауза как действие. Можно вспомнить молчащего на крупных планах Штирлица и не объяснять более ничего. Пожалуй, Лиознова и сама умеет держать паузу, не прерывая ее случайными словами и необязательными поступками. Все, что она делала, сложилось в прямую и очень точно выстроенную линию жизни.