Главная >> 5 >> 11

Путь к Полу Маккартни

СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ ВХОДИТ В МОДУ


Поездки на фестивали и праздники никогда не пользовались таким же спросом, как стандартный отдых на пляже. Но в последние несколько лет российские туристы стали все чаще приобщаться к европейским развлечениям. На некоторые события можно не только заказывать индивидуальный тур, но и покупать стандартный турпакет в агентстве.


Российские концерты Пола Маккартни или Rolling Stones, будь они в Москве или в Санкт-Петербурге, собирают немало поклонников из других городов и регионов страны. Чтобы увидеть своих идолов, фанаты из Челябинска, Нижнего Новгорода или Саратова какими угодно способами добираются до столиц. В Европе концерты и праздники давно включены в туристическую индустрию. Офисы по туризму различных государств заранее рассылают анонсы событий, а турагентства стремятся заработать на синефилах и меломанах. В России эти граждане пока не столь плотно обрабатываются турбизнесом. Правда, заинтересованные компании постепенно поворачиваются к ним лицом.


Пиво популярнее оперы


Главная проблема для туристической компании, клиент которой хочет попасть на европейский концерт, достать билет на это мероприятие. Ведь без него вся поездка теряет смысл. Если выступление предполагается на большой площадке и заранее анонсируется, то входной билет достать проще - его можно забронировать через Интернет. Когда клиент боится расплачиваться через Сеть карточкой, то за него это делает турфирма. Менее анонсированное и известное мероприятие заставляет агентов искать билеты через своих партнеров в других государствах. Правда, как отмечают в компаниях, концерты или узкоспециальные фестивали (положим, оперный или джазовый) желают посетить не слишком много клиентов. "Мало кто едет именно на событие. В основном туристы пытаются спланировать отпуск так, чтобы одновременно отдохнуть и попасть на какой-либо значимый концерт. Например, отправляются летом в Австрию на озера и два-три дня уделяют оперному фестивалю", - рассказывает Борис Блинов, генеральный директор компании "Альтус", специализирующейся на турах в Европу.


Гораздо проще турагентствам отправлять желающих на открытые фестивали, где не требуют входных билетов. В этом случае туристов необходимо доставить в страну, поселить в отеле и, возможно, организовать небольшую экскурсионную программу. Одним из самых удачных для себя событий российские турбизнесмены называют мюнхенский пивной фестиваль "Октоберфест". Три-четыре года тому назад желающие выпить в октябре пива в Баварии могли забронировать лишь индивидуальный тур, сейчас количество поклонников "Октоберфеста" позволяет операторам формировать турпакеты на это мероприятие. "Мы выкупаем заранее определенное количество мест на рейсах "Аэрофлота" и "Сибири". Конечно, это риск, поскольку нужно вносить 100% предоплаты. Года четыре тому назад мы вообще бы не пошли на такой шаг. А сейчас спрос позволяет развивать бизнес в этом направлении. К тому же для группы туристов проще организовать какие-нибудь экскурсии. Ведь пить пиво неделю - утомительно, а индивидуальный гид выливается в круглую сумму", - говорит Блинов. Стоимость подобных поездок для туристов в среднем колеблется от 650 до 900 евро. До того, как развлечение приобрело относительно массовый характер, цены стартовали с отметки в 750 евро.


Баварский пивной фестиваль пользуется мировой популярностью и уже попал в категорию тех событий, с которыми у потенциальных туристов ассоциируется целый регион. Формируя поездку на "Октоберфест", туркомпании рекламируют не само мероприятие, а именно возможность уехать от такого-то агентства. Мировой славой могут похвастаться не так много праздников: карнавалы в Рио-де-Жанейро и Венеции, праздник тюльпанов в Голландии. На самом же деле событий подобного уровня гораздо больше - в одном только Берлине ежегодно проводится около 1500 мероприятий, - но не все широко известны. Их продвигают и рекламируют туристические офисы различных стран. "Нередко мероприятия придумываются именно национальными туристическими организациями, которые хотят увеличить популярность своих государств среди туристов", - говорит Алексей Крылов, генеральный директор компании UTS, специализирующейся на событийных и индивидуальных турах. Заявления Крылова подтверждает представитель берлинского офиса по туризму Сюзанна Шрайбер. По ее словам, туристическая администрация германской столицы пытается рекламировать на отраслевых выставках самые разнообразные события, неважно, к какой области культуры, искусства или развлечений они относятся.


Себя показать, на других посмотреть


Помимо пивных фестивалей и карнавалов к разряду событийного туризма относятся выставки. По словам генерального директора компании "Итал Трэвел" Нелли Ионкиной, только половина россиян, посещающих выставку в Милане по охоте и рыболовству, заядлые охотники и рыболовы. Вторая половина визитеров - бизнесмены, которые зарабатывают на этой страсти. Британская экспозиция, посвященная ландшафтному дизайну, привлекает и того меньше профессионалов. "Туда отправляются жены бизнесменов, которым очень нравится копаться в саду, а самих дизайнеров практически нет", - рассказывает Крылов.


Первые места в выставочном рейтинге у российских туристов занимают Германия и Италия, но клиенты перепадают и Франции, Швейцарии, Англии и др. Количество туристов зависит от каждой экспозиции. По словам Бориса Блинова из "Альтуса", в мае на полиграфическую выставку в Дюссельдорфе его компания отправила около 280 человек, всего же туда поехали более тысячи бизнесменов. Специально для этого события турфирмы организовывали дополнительные чартеры.


Основной вопрос, который предстоит решить турагенту, - где достать гостиничные номера. Проблемы с жильем возникают всегда - и во время крупных праздников и карнавалов, и во время значимых выставок. Россияне слишком поздно начинают планировать поездку и собирать чемоданы. Как правило, за несколько месяцев до начала мероприятия номера во всех гостиницах уже забронированы. Невозможно найти даже одну комнату. "Недавно к нам обратился клиент, желавший посетить известную ювелирную выставку в швейцарской Люцерне. Свободных номеров уже давно нигде не было, удалось найти только одну двухзвездочную гостиницу. Оказалось, что это отель-тюрьма, рассчитанный на любителей острых ощущений. Там на окнах решетки, вечером спрашивают, закрыть ли вас на засов или нет", - рассказывает Валерий Шагин, президент компании MITS, которая специализируется на индивидуальных турах. Несмотря на то что даты крупных выставок и прочих событий всегда известны заранее, в России в отличие от Европы нет традиции бронировать гостиницу и билеты за год до начала мероприятия. А ведь во многих случаях это единственный способ остановиться в выбранном отеле. Например, по словам Шагина, на выставке Vtnexpo, проходящей во Франции раз в два года, свободных номеров в гостиницах нет уже за шесть месяцев до ее начала.


Оформляя поездку на выставку для больших бизнес-делегаций, туркомпании не много зарабатывают на каждом участнике группы. Однако, по словам руководителя службы по связям с общественностью группы "Ист Лайн" Юлии Мазановой, подобными заказами заниматься выгодно. Во-первых, большая группа компенсирует минимальную прибыль с каждого участника, во-вторых, при успешном выполнении проекта корпоративный заказчик в дальнейшем становится постоянным клиентом и бронирует у той же туркомпании менее сложные туры.


Заработать на выставках и фестивалях, как правило, могут две категории туристических компаний. Операторы, которые занимаются организацией массовых туристических программ в различные страны, и туркомпании, специализирующиеся на индивидуальном туризме. "Если турфирма круглый год отправляет клиентов в Германию, то у нее там уже есть определенные договоренности с хотельерами. И, положим, перед "Октоберфестом" они только меняют свои программы - к примеру, вместо тура по замкам Баварии делают пивной тур, - говорит Алексей Крылов из UTS. - С такими турфирмами мы не можем соперничать, поскольку у них выгодные контракты с гостиницами". Но зачастую компании, которые сильны в определенных направлениях, например, в Германии, Австрии и Швейцарии, не возьмутся за организацию туров во Францию. Поскольку там нет соответствующих партнеров.


Турфирмам, специализирующимся на индивидуальных туристах, достается своя доля узкого событийного сегмента. Они востребованы в том случае, если массовый оператор не может выполнить каких-либо особых пожеланий заказчика, отправляющегося на праздники или на бизнес-мероприятия в Европу.