Главная >> 5 >> 11

АЛЛА БУДНИЦКАЯ: НЕ НОЧУЮ В МОСКВЕ УЖЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ

"Когда-то я считала, что строю дачу", - говорит известная актриса и телеведущая Алла Будницкая. - "Достаточно было всего лишь раз переночевать в нашем доме во Внукове, чтобы понять - в городе жить больше не хочу!"


"ВКУСНЫЕ" НАПОМИНАНИЯ


Квартирный ряд: Говорят, человек вы сугубо городской?


Алла Будницкая: Я - коренная москвичка. Родилась на Арбате и потом полжизни провела в коммуналках в центре Москвы: на Малой Пироговской, на улице Воровского, в проезде Художественного театра. Это был особый мир, особый "коммунальный" образ жизни, учивший людей доброте, прощению, умению ладить с ближними. Следующим поколениям, родившимся и выросшим в отдельных квартирах, наверное, этого не понять. А я до сих пор благодарна коммуналкам за те уроки жизни, которые они преподали. Мне повезло с соседями - со многими из них до сих пор общаюсь, как с родными.


К.Р.: Зато в те "коммунальные" времена вы, вероятно, мечтали об отдельной квартире?


А.Б.: Ну, конечно! Особенно, когда вышла замуж и поселилась с мужем в нашей с мамой 16-метровой комнате в коммуналке. Прошел не один год, прежде чем мы с Сашей смогли обзавестись собственной кооперативной квартирой. И дело было даже не в отсутствии денег - попасть в кооператив было безумно сложно! С квартирой помог мой папа - он достал место в кооперативе и он же дал денег на первый взнос. И все равно квартирный вопрос мы долго не могли решить - все проходили бесконечные райкомы и профкомы. "Пробил" квартиру Ростоцкий - наш крестный отец в кино. Станислав Иосифович преподавал у нас во ВГИКе, а Саша еще и играл у него Лермонтова в фильме "Герой нашего времени".


К.Р.: Зато потом, спустя годы, Ростоцкий снялся у вашего мужа Александра Орлова в сериале "На ножах"?


А.Б.: Совершенно верно. Это была последняя работа Станислава Иосифовича. А тридцать лет назад, когда мы никак не могли выбить себе квартиру, Ростоцкий написал письмо в Моссовет. И мы все-таки попали в кооперативный дом на Славянском бульваре.


К.Р.: В Давыдкове? Неплохой район! "Продолжение" престижного Кутузовского проспекта.


А.Б.: И квартира была просто шикарная по тем временам: 26-метровая гостиная и две комнаты поменьше - 13 и 11 метров. Первое время мы бегали из комнаты в комнату и не могли поверить своему счастью. А какая лоджия! 12 метров!


К.Р.: Целая комната!


А.Б.: Целый ресторан! Наша лоджия прославилась в Москве как ресторан "Chez Vassily" - "У Василия". Там постоянно проходили застолья.


К.Р.: А кто был этот Василий?


А.Б.: Я. Саша прозвал меня Васькой за то, что я все время носилась с блюдом. И это прозвище быстро прилипло. У нас был очень хлебосольный дом и на редкость просторная для того времени квартира, поэтому сюда съезжалась вся Москва.


К.Р.: И кто же из знаменитостей у вас бывал?


А.Б.: Спросите лучше, кого не было! Бывали и Лиечка Ахеджакова, и Света Немоляева, и Саша Лазарев, и Никита Михалков, и Марчелло Мастрояни. И артисты, и художники - все-все-все! Та же Алла Пугачева сиживала в "Chez Vassily" постоянно. Мы познакомились с ней еще тогда, когда она была никому не известной начинающей певицей. Алла пела в Сашиных фильмах "Стоянка поезда две минуты" и "Удивительный мальчик". Мы подружились, и Алла приезжала запросто, а не только на праздники или дни рождения. Платья для выступления в Болгарии на конкурсе "Золотой Орфей" ей шила моя мама. И легендарное "Арлекино" Алла пела в мамином черном платье!


К.Р.: Ваша мама одевала звезд?


А.Б.: Моя мама очень хорошо шила. Когда папа ушел от нас, мама вынуждена была шить, чтобы заработать на жизнь. Потом, когда я стала актрисой, она обшивала всех моих подруг: и Настю Вертинскую, и Машу Вертинскую, и Аллу Пугачеву.


Надо сказать, что все пирушки организовывались быстро. Как только люди вбегали в дом, я зажигала духовку и тут же начинала метать еду на стол. В холодильнике всегда было что-то наготове - пельмени, которые мы делали сами, или спагетти. Однажды после какого-то концерта приехали к нам домой вчетвером - мы с Сашей и Инна Чурикова с Глебом Панфиловым. А я им раз - и луковый суп! Инна с Глебом ахнули: "Ну, это уж просто невозможно! Среди ночи луковый суп!" А я - "Луковый суп только и есть среди ночи!" Да, с этой квартирой у многих наших знакомых связаны очень "вкусные" воспоминания!


ЯЩИК ГВОЗДЕЙ


К.Р.: Но если в Давыдкове было так хорошо, отчего же вы решили оттуда съехать?


А.Б.: Мы с Лией Ахеджаковой давно мечтали купить домик в Подмосковье. С Лиечкой знакомы очень давно, но особенно сблизились на съемках фильма "Гараж". Наши мужья тоже тогда подружились. Нас четверых все время тянуло куда-нибудь за город. Сначала мы уезжали из города на машине, садились где-нибудь в лесочке у дороги и устраивали пикник. Потом стали снимать избушку в деревне или дачку. Во Внукове у нас жили друзья - Сережа Коковкин и Аня Родионова. Аня - сценарист "Карнавала" и автор многих пьес. Сережа - не только талантливый драматург, но еще актер и режиссер. Во Внукове нам понравилось, и мы с Лией стали снимать там дачки, рассчитывая со временем купить участок и построить собственный дом.


К.Р.: Во Внукове ведь живет немало людей искусства?


А.Б.: Эта часть Внукова раньше называлась поселком деятелей кино и литературы. Здесь были дачи Александрова и Орловой, Игоря Ильинского, Исаковского, Твардовского. Непосредственно там, где живем мы, селились писатели. Недаром наша улица называется Литературным проездом! Сейчас рядом с нами - дача Ольги Александровны Аросевой. Неподалеку живут Вася Лановой с Ирой Купченко. В "овраге" - Саша Абдулов. Мы снимали у трех разных хозяев и потихоньку тут обжились - обросли вещами и стройматериалами для будущего дома. Это было время тотального дефицита, когда заранее покупали все, что могло пригодиться. Первым делом раздобыли ящик гвоздей.


К.Р.: Почему именно гвоздей?


А.Б.: Ну, как же - чтобы строиться, гвозди нужны! А нам перепали не простые гвозди, а шиферные! Разве можно было отказаться? Представьте себе наше отчаяние, когда хозяева отказали от дома! Что делать? Неужели все бросить? Спасла нас Ольга Александровна Аросева, предложившая нам с Лией жить в ее доме. Она же продала нам часть своего участка. Еще один кусочек земли нам достался от Ани с Сережей. Но это было счастье, смешанное с ужасом. Денег на оплату участка и строительство дома не было. Сейчас-то сумма, о которой тогда шла речь, кажется смешной, но в начале 90-х это были чудовищные деньги! Чтобы заработать на дом, Лия бросилась в поездки и концерты. Я стала вязать кофты на продажу, и мои подруги лихо продавали эти кофты в Париже и Нью-Йорке. Из шкафов вытаскивали все, что можно было продать, и несли в комиссионный магазин. Доставать стройматериалы удавалось только благодаря нашей узнаваемости. Объездили с концертами все стройбазы в округе. Где-то выписывали унитазы, где-то - кирпич. Мы этот дом выстрадали!


ВОЕННО-МОРСКИЕ БАЛКИ


К.Р.: Ваши представления о загородном доме совпадали с представлениями Лии Меджидовны?


А.Б.: В общем-то, да. Хотя и спорили время от времени. Но при всех спорах именно Лия помогала воплощать в жизнь мои идеи. Она - замечательный добытчик. Придумала я сделать деревянные балки на потолке. Но нужно же было их где-то достать! В результате балки "нашлись" на подводной лодке, где выступала Лия Ахеджакова!


К.Р.: Где-где?


А.Б.: Лия выступала у подводников в Северодвинске и обмолвилась о том, что строит дом и ищет деревянные балки. Моряки тут же сказали: "Балки мы вам пришлем!" И машина с балками действительно приехала во Внуково из Северодвинска! На этих "военно-морских" балках держится второй этаж. А потолок первого этажа пришлось крыть рубероидом. По-моему, получилось совсем неплохо.


К.Р.: Неплохо, но шовчики можно подправить!


А.Б.: Это вы голову подняли и потолок специально рассматривали, а так - ничего не заметно! Зато все обращают внимание на панно в русском стиле на стене гостиной. Шла я как-то по Елисейским полям в Париже и увидела в магазине русскую ткань с народными сюжетами. Подумала: "Какая прелесть!" - и купила три метра этой ткани. Дома у меня еще не было, и ткань легла в шкаф до лучших времен. Когда же дошло дело до обустройства гостиной, вспомнила про свою парижскую покупку и сделала из нее панно и обивку на мягкий стол. Да! Это не диван без спинки, как многие думают, а "мягкий стол". На нем не сидят, а ставят подносы с аперитивом или кладут книги и журналы. Под эту ткань в зелено-голубых тонах я подбирала все остальное. Вот и камин в голубых тонах. Его зажигаем каждый вечер. Без камина в доме нельзя. У нас с Лией два камина с общей трубой: на ее половине и на нашей с Сашей.


К.Р.: Первый этаж у вас каменный, второй - деревянный. Это вышло случайно или было специально задумано?


А.Б.: Я хотела, чтобы нижняя часть дома была более прочной, а верхняя - более "здоровой". По-моему, спать в "деревянных" спальнях куда полезнее, чем в "кирпичных". Сначала подумывала о том, не сделать ли нам деревянным весь дом. Но тут Ольга Александровна рассказала страшную историю. Она летела на самолете с гастролей и, пролетая Внуково, увидела дым над нашим поселком. "Надо же, у кого-то домик горит!" - подумала Ольга Александровна. А это горел ее собственный дом! Послушав эту историю, я решила, что не стоит строить деревянный дом.


К.Р.: Какой же уголок вы больше всего любите в этом доме?


А.Б.: Закат солнца мы с Лией любим встречать в нашем зимнем саду. Там есть специальный диванчик, где мы сидим и наслаждаемся красотой. Утро проводим в кухне. Это называется "ленивый длинный завтрак". Если есть время, мы долго-долго пьем зеленый чай и говорим обо всем на свете. Вечером сидим перед камином. Ужинаем в гостиной, сидя на угловом диване. Собаки устраиваются рядом - все три. Тут же на диване - наш кот.Вообще я очень люблю "светелку" наверху. Это моя спальня и мой кабинет. Здесь я целый год писала книгу "Вкусные истории". Там не только рецепты, но и двадцать рассказиков-воспоминаний о людях, с которыми сводила судьба. С рецептами вышла отдельная история. Из трехсот блюд, описанных в книге, примерно девяносто нужно было приготовить и отснять. Несколько дней тут работали фотографы, снимавшие "за смену" по пятнадцать приготовленных мной блюд! Это была самая трудная фотосессия в жизни.


К.Р.: Пятнадцать блюд в день? Да тут можно было накормить все Внуково!


А.Б.: Так и было - знакомые ходили ко мне "есть книгу". Все были очень довольны.


ИЗ ЖИЗНИ ЖЕНЩИНЫ


К.Р.: Программа "Из жизни женщины", которую вы несколько лет вели на канале ТНТ, тоже снималась у вас в доме?


А.Б.: Конечно! Четыре с половиной года. Программа эта выходила ежедневно, поэтому два-три дня в неделю здесь обязательно были съемки. Каждая передача заканчивалась кулинарной рубрикой, и один из дней съемок проходил полностью на кухне. Частенько ко мне во Внуково приезжали мои друзья - актеры и художники, и я делала с ними сюжеты. У нас был самый высокий рейтинг на ТНТ, но новое руководство канала решило закрыть передачу. Новая версия прежней программы под названием "Жизнь женщины", очевидно, будет выходить на канале "Rаmblеr-телесеть".


К.Р.: И снова не будет покоя в этом доме? Кажется, вы по-прежнему готовы к "набегам" гостей? А ведь считается, что загородная жизнь делает человека более созерцательным и замкнутым!


А.Б.: Созерцательным - безусловно. Всю жизнь мечтала наслаждаться природой и завидовала тем, кто жил за городом: "Вот счастливые - они видят, как появляется травка, и распускаются листочки!" В городе жизнь проходит мимо нас! Живя на бегу, не успеваем ничего заметить - ни закатов, ни рассветов, ни зимы, ни лета. А теперь - какое это наслаждение ходить вдвоем с Лией по участку и восхищенно кричать: "Ой, посмотри, тут росток! А тут зацвело!" После того, как к нам приезжал Павел Лобков с программой "Растительная жизнь", тут есть на что посмотреть!


К.Р.: Неужто все это растет?


А.Б.: А как же! И сакуры, и какие-то особенные яблони и груши, и айва! Но для того, чтобы сохранить все эти "телевизионные" посадки, пришлось покупать специальный материал и укрывать все растения. Не знаю, что будет с ними после зимы! Хотя у нас тут лежат горы снега! Вот, кстати, к вопросу о созерцании: созерцать эти горы куда как хорошо, но выехать отсюда просто невозможно! В Москве все проще - всегда можно куда-то подъехать в случае необходимости. А отсюда просто не выбраться - и морально, и физически. Поехать поболтать к подружке уже не получается. Поэтому всем и говорю: "Приезжай-ка лучше ты ко мне!" И надо сказать - все приезжают сюда с удовольствием. Здесь царят покой и гармония, которых никогда не ощутишь в городе.Наверное, эта атмосфера позволила мне сосредоточиться на книге и довести ее до конца. Здесь - в тишине и на природе - книги и пишутся, и читаются совсем по-другому!


К.Р.: Вы не жалеете, что уехали из Москвы?


А.Б.: Что вы! Каждую минуту благодарю бога за то, что он управил нас с Лией построить этот дом!


К.Р.: Еще бы! Уж в городе вы вряд ли завели бы сразу трех собак!


А.Б.: Ну, подобрать-то трех собак там тоже не сложно. Другое дело - как с ними гулять? Три собаки на трех поводках? У нас ведь все собаки - подобранные. Зина - ветеран нашей стройки. Она здесь жила щенком, когда мы только начали строить. Внучка тоже подобрана здесь. Ее бросили работавшие у нас строители. Молли родилась от Внучки - это ее дочка. Единственная проблема - у нас три "девочки", и временами тут от дверей до ворот укладываются все псы Внукова, мечтающие с ними "подружиться".


А котик - наше недавнее приобретение. Он у нас совсем молоденький. Ему только полгода.


К.Р.: Оно и заметно - невоспитанный! У вас тут кругом антиквариат, а кот валяется на нем без всякого почтения к раритетам!


А.Б.: Старинные вещи - моя слабость. Собираю антиквариат уже много лет. Раньше в магазинах можно было купить удивительные вещи. А сколько их было найдено на помойках?У меня и городская квартира была обставлена старинными вещами. Я много лет ничего не перевозила из Москвы - думала, тут будет дача. А потом переночевала здесь - всего один раз - и больше уже не захотела жить в городе. Я не ночую в Москве уже десять лет!


Мы до сих пор с Лиечкой не можем опомниться. Нам здесь так хорошо, что не только в город ехать не хочется, но и вообще выходить из дома! А недавно обнаружили, что и гулять-то уже лень. Мы решили с Лией, что это ужасно. До чего дошли! Гости приезжают и сразу кричат: "Пошли гулять! У вас здесь такая красота!" А мы сидим в четырех стенах.


К.Р.: Многие "домовладельцы", как и вы, построившиеся лет десять назад, теперь рвутся переделывать свои дома. Вами еще не овладела жажда реконструкции?


А.Б.: Нет, переделывать мы ничего не хотим. Пусть все остается так, как есть. Хотя, честно говоря, места в доме не хватает. Столько живописи в "запасниках", которую можно было бы развесить! На целую выставку хватит!