Президент России В.В. Путин подписал указ "О присуждении Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года". Сегодня же президент России своим указом наградил художественного руководителя Государственного академического русского народного ансамбля "Россия" Людмилу Зыкину орденом Святого апостола Андрея Первозванного за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и музыкального искусства.
Государственная премия стоит совершенно отдельно от остальных премий и наград разного рода, которые сегодня во множестве вручаются во всех областях искусства. Она давно уже воспринимается как почетный знак, как наделение определенным статусом, как оценка творчества художника (в широком смысле слова) с совершенно особенной точки зрения.
Государственная премия - это не столько (и не только, уж во всяком случае) оценка как таковых ярких, оригинальных, интересных явлений в искусстве, но скорее попытка рассмотреть область художественного творчества с государственной точки зрения. Солидность, масштаб и эпический размах здесь играют отнюдь не последнюю роль. Отмеченные Государственной премией произведения далеко не всегда действительно самые интересные, популярные и актуальные. Скажем, романы Василия Белова успели благополучно забыть, равно как и его одиозные выступления; фильм "Кукушка" заставил говорить о себе больше года назад, и "Новая опера" тоже была создана не вчера. Так что показательно, - если уж искать в Государственной премии логику и закономерности, - почему именно сейчас оказался востребован, скажем, национал-патриотизм Белова, с одной стороны, и замечательная переводческая работа Григория Кружкова - с другой. Государственную премию, таким образом, получили авторы, не сопоставимые не только по характеру творчества, но и по мировоззрению, взглядам, эстетике.И если чему и удивляться, так это тому, что два этих имени оказались рядом и что тем самым "космополитическая" и "интеллигентская" деятельность переводчика и поэта Кружкова, Государственной премией уравнена с романными творениями "нового славянофила" Белова. А значит, и английская поэзия в системе государственных ценностей занимает, по крайней мере, такое же место, что и роман, густо замешенный на народнической традиции.
Впрочем, говоря о закономерностях (даже самого общего характера) применительно к Государственной премии, легко ошибиться. Механизм вручения Государственной премии для подавляющего большинства граждан - вещь достаточно загадочная. Понятно, что основа его бюрократическая, а следовательно, неповоротливость и инерционность - едва ли не доминирующие черты.
***
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕМИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА 2003 ГОДА ВРУЧЕНЫ:
В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Белову Василию Ивановичу, прозаику, - за трилогию "Час шестый";
Ибрагимову Канте Хамзатовичу, прозаику, - за роман "Прошедшие войны";
Кружкову Григорию Михайловичу, переводчику, - за переводы английской и американской поэзии пяти веков;
В ОБЛАСТИ АРХИТЕКТУРЫ
Белошниченко Владимиру Николаевичу, Бычковской Галине Юрьевне, Редькину Анатолию Павловичу, архитекторам, Копылову Александру Васильевичу, инженеру-конструктору, - за здание торгового комплекса народной компании "СИТИ" в г. Хабаровске;
Борисовой Елене Андреевне, Стернину Григорию Юрьевичу, искусствоведам, Пальмину Игорю Анатольевичу, фотографу, - за книги "Русский модерн", "Русский неоклассицизм"; Швидковскому Дмитрию Олеговичу, историку архитектуры, - за труды по проблеме исторического своеобразия русского зодчества и его места в мировом процессе развития строительного искусства;
В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА
Акопову Валерию Сергеевичу, дизайнеру-графику, - за серию комплексных произведений графического дизайна для объектов культуры и туризма;
Воронову Никите Васильевичу (посмертно), искусствоведу, Михайлову Сергею Михайловичу, архитектору, Назарову Юрию Владимировичу, дизайнеру, - за серию книг по истории дизайна "Российский дизайн", "История дизайна", "Постсоветский дизайн";
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Голицыну Иллариону Владимировичу, художнику, - за серию живописных и графических произведений "Дом в Новогирееве";
Суворову Александру Борисовичу, художнику-графику, - за цикл офортов "Старые дома";
В ОБЛАСТИ КИНОИСКУССТВА
Погребному Алексею Ивановичу, режиссеру, автору сценария, Услову Владиславу Николаевичу, оператору, Коробейникову Владимиру Алексеевичу, звукорежиссеру, Казаковой Вере Васильевне, героине фильма, - за телевизионный документальный фильм "Извините, что живу..."; Резцову Михаилу Ильичу, режиссеру, Савиной Елене Борисовне, автору сценария, Чернецову Дмитрию Николаевичу, режиссеру, оператору, Макарову Михаилу Николаевичу, оператору, - за документальный фильм "Дионисий";
Рогожкину Александру Владимировичу, режиссеру-постановщику, автору сценария, Сельянову Сергею Михайловичу, художественному руководителю, Жегалову Андрею Алексеевичу, оператору-постановщику, Светозарову Владимиру Иосифовичу, художнику-постановщику, Павлову Дмитрию Александровичу, композитору, Гудковскому Анатолию Леонидовичу, Соколову Сергею Николаевичу, звукорежиссерам, Бычкову Виктору Николаевичу, Хаапасало Виллэ, Юусо Анни-Кристине, исполнителям главных ролей, - за художественный фильм "Кукушка";
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Колобову Евгению Владимировичу (посмертно), основателю и художественному руководителю театра, Попович Наталье Григорьевне, главному хормейстеру, председателю художественной коллегии театра, Лысенко Сергею Александровичу, хормейстеру, дирижеру, - за создание Московского театра "Новая опера";
Покровскому Борису Александровичу, режиссеру-постановщику, Оссовскому Льву Моисеевичу, дирижеру, - за спектакли Московского государственного академического камерного музыкального театра "Сорочинская ярмарка" М. Мусоргского, "Юлий Цезарь и Клеопатра" Г.Ф. Генделя;
Рудину Александру Израилевичу, виолончелисту, - за концертные программы 2000-2003 годов;
В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Астафьеву Виктору Петровичу (посмертно), писателю, Брусникиной Марине Станиславовне, режиссеру, Колесниченко Янине Евгеньевне, Трошину Валерию Владимировичу, Чекмазову Эдуарду Валентиновичу, исполнителям главных ролей, - за спектакль Московского художественного академического театра имени А.П. Чехова "Пролетный гусь" по рассказам В. Астафьева "Пролетный гусь" и "Бабушкин праздник";
Вовненко Елене Витальевне, Сиятвинде Григорию Дэвидовичу, Смолякову Андрею Игоревичу, Суханову Денису Валерьевичу, Хаматовой Чулпан Наилевне, артистам, - за исполнение ролей классического и современного репертуара;
Женовачу Сергею Васильевичу, режиссеру-постановщику, Боровскому Александру Давидовичу, художнику-постановщику, Бочкареву Василию Ивановичу, Глушенко Евгении Константиновне, Леоновой Ирине Юрьевне, Подгородинскому Глебу Валерьевичу, Поляковой Людмиле Петровне, исполнителям главных ролей, - за спектакль Государственного академического Малого театра России "Правда - хорошо, а счастье лучше" по пьесе А. Островского; Фокину Валерию Владимировичу, режиссеру-постановщику, Боровскому Александру Давидовичу, художнику-постановщику, Десятникову Леониду Аркадьевичу, композитору, Грицаю Сергею Ивановичу, хореографу, Девотченко Алексею Валерьевичу, Паршину Сергею Ивановичу, исполнителям главных ролей, - за спектакль Государственного академического театра драмы имени А.С. Пушкина (Александрийского) "Ревизор" по пьесе Н. Гоголя;
Яковлеву Валерию Николаевичу, режиссеру-постановщику, сценографу, Казакову Николаю Ниловичу, композитору, Андреевой Светлане Владимировне, Большакову Геннадию Арсентьевичу, Ситовой Валентине Петровне, исполнителям главных ролей, - за спектакль Чувашского государственного академического драматического театра имени К.В. Иванова "Свет далекого счастья" по пьесе А. Тарасова;
В ОБЛАСТИ ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА
Бутману Игорю Михайловичу, саксофонисту, руководителю "Джаз-оркестра", - за концертные программы "Карнавал джаза", "Триумф джаза";
В ОБЛАСТИ
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Андреевой Галине Борисовне, Билыку Николаю Николаевичу, Бенедиктову Владимиру Юрьевичу, Волковой Татьяне Евгеньевне, Дивовой Нине Глебовне, Петюшенко Витольду Михайловичу, Родионову Валентину Алексеевичу, Синеву Геннадию Никитовичу - за проект Государственной Третьяковской галереи 1999-2003 годов "Золотая карта России"; Венгерову Александру Владимировичу, Владимиру Соболю (Гринфельду Владимиру Александровичу), Добриянику Александру Георгиевичу, Михайловой Ирине Георгиевне, Плугатыревой Елене Глебовне, Толубееву Андрею Юрьевичу - за цикл телевизионных передач "Малые музеи Санкт-Петербурга", "Петербург: время и место";
Виноградской Ирине Николаевне, Ефремову Олегу Николаевичу (посмертно), Смелянскому Анатолию Мироновичу, Соловьевой (Базилевской) Инне Натановне - за многолетнее научное исследование и публикацию творческого наследия основателей Московского художественного театра; Задерацкому Всеволоду Всеволодовичу, Казенину Владиславу Игоревичу, Соколову Александру Сергеевичу - за программу "Академия музыки "Новое передвижничество".
***
Андрей Смоляков. Актер:
ПРАЗДНЕСТВО для ДРУЗЕЙ я УСТРОЮ НА ОТКРЫТИИ СЛЕДУЮЩЕГО СЕЗОНА
- Служить русской сцене - большая радость, дай бог, чтобы мне хватило здоровья служить ей и дальше. Премию присудили за "На дне", "Лицедей" и "Бег". Как есть настоящие любови, так это они и есть. Я и то, и другое, и третье играю с большим удовольствием. Театральные премии как таковые - они профессиональные, и спектральный разброс в них более широкий. А здесь я не знаю принципов, по которым люди выдвигаются. Кто-то на что-то обратил внимание, и это очень приятно. Сумма премии традиционная. Сколько - не скажу. Она, поверьте, невелика. А на что потрачу
- я живой человек: буду есть, покупать бензин для своей машины. Празднество для друзей я устрою на открытии следующего сезона. Надо и коллег поблагодарить за то, что они позволяют такое вытворять
***
Игорь Бутман. Джазмен:
МОЖЕТ, НАМ ЕЩЕ ОДНУ ПРЕМИЮ ДАДУТ
- Для меня это огромная честь. Дело в том, что прошлый год действительно был очень удачным. У нас вышла хорошая пластинка, мы выступили в Нью-Йорке в "Линкольн-Центре" с оркестром Уинтона Морсалеса, провели несколько джазовых фестивалей в Москве и в России, много гастролировали по Сибири и Уралу плюс наши зарубежные поездки и с большим оркестром, и с Ларисой Долиной. Так что мне очень приятно, что государство оценило нашу работу. И что награду вручил президент, который знает о твоих успехах. Вчера в Кремле он как раз вспомнил наше выступление в 2000 году перед Клинтоном. Вспомнил, как Клинтон ему говорил, что я там самый лучший. Путин нашел теплые слова для всех лауреатов - а там были великие люди: Юрий Яковлев, Глеб Панфилов, Валерий Гергиев, Олег Табаков...
Как я распоряжусь премией? На законную премию куплю автомобиль "Москвич"! (смеется). Вы знаете, я сижу пока и думаю, что сделать. Потому что хочется потратить их на что-то хорошее и полезное. Задумок-то и без премий достаточно. Много денег приходится тратить на свой оркестр. Поэтому, может быть, куплю кому-то из ребят инструмент. Хочу сделать какой-то подарок своему училищу музыкальному Ленинградскому имени Мусоргского, моему педагогу Геннадию Гольдштейну. Что-то оставить там, где прошло мое становление как музыканта. Много чего хочется раздать, но раздать хочется так много, что, думаю, придется к премии докладывать свои. Хотя мой конверт был самый большой, потому что в области эстрадного искусства больше никто не выдвигался. Каков размер премии? Триста тысяч рублей.
Формально мы были выдвинуты за две последние программы "Карнавал джаза" и "Триумф джаза". Но на самом деле, мне кажется, был номинирован наш оркестр за то, что мы сделали - подняли российский джаз на очень высокий международный уровень. Надеюсь, что сделаем еще больше. Сейчас вот работаем с лучшими отечественными джазменами над совместной пластинкой, на которой прозвучат импровизации на темы мелодий из классических наших мультфильмов. Возможно, поедем на Олимпиаду поддержать наших спортсменов. Так что, может, нам еще одну премию дадут.
Художественного театра, его отношения с Немировичем-Данченко, вся суть его открытий. Мы начали этим заниматься. В результате было издано десятитомное собрание сочинений с беспрецедентными документами и комментарием. Это обретение полноты нашей истории, нашей памяти. Была память советская, досоветская, постсоветская, но мы-то одни, и мне кажется, сейчас отмечено то, что мы делали и делаем для всех нас сегодня. Вы сейчас засмеетесь, но я даже еще не открывал конверт, а там это сделать было неудобно, поэтому я даже не знаю, сколько там. Но поскольку нас четверо, включая покойного Ефремова, я не думаю, что мы сильно обогатимся. Если честно, эта премия совершенно не вопрос материального вознаграждения. Когда работаешь много-много лет, то это вопрос государственного признания. В таком многолетнем и многотрудном марафоне деньги играют самую последнюю роль.
***
Анатолий Смелянский. Ректор школы-студии МХАТ
Я ДАЖЕ ЕЩЕ НЕ ОТКРЫВАЛ КОНВЕРТ
- Это событие в жизни любого долго работающего человека. Когда дали премию Михаилу Леоновичу Гаспарову - нашему замечательному переводчику, античнику, ученому, то он сказал на вручении: "Поскольку мне премию дали за переводы, а Пушкин, кажется, называл переводчиков "почтовые лошади истории", то спасибо, что вы этой лошади дали немножечко овса". Наша группа - Соловьева, Виноградская, покойный Ефремов, я - получила за многолетнее исследование публикаций наследия Художественного театра. Это работа не одного года. У двух из них это работа пожизненная, полувековая. У нас вместе - это два десятилетия, библиотека книг. Когда мне сейчас Владимир Владимирович вручал эту премию, я хотел, как и другие, подарить книгу, но у меня не одна книга, а пятьдесят. Я сказал, что не смог принести и мы пришлем. Он засмеялся. Эти исследования начаты в довольно темную пору конца советской цивилизации. Ефремов придумал, что нужно заново издать полное собрание сочинений Станиславского, потому что предыдущее издание при всех его плюсах было страшно деформированным, идеологизированным, основные документы жизни Станиславского считались закрытыми - их не давали даже специалистам. Деформирована была и вся история
***
Валерий Фокин. Режиссер: НЕЛЬЗЯ по ГОСПРЕМИИ ИЗМЕРЯТЬ СВОЙ ТВОРЧЕСКИЙ РОСТ
- Для меня эта премия прежде всего важна в связи с Александрийским театром, потому что театр сегодня решительно начал новую творческую жизнь, и "Ревизор", за который мы получили премию, как раз является первым таким спектаклем. Программа эта очень серьезная, рассчитана на несколько лет. Очень важной вехой для нас будет юбилей 2006 года - 250 лет Александринке. Для меня самое главное то, что удалось после долгих лет изменить ситуацию в театре и с такой театральной окраины двинуть его в сторону центра. Здесь я имею в виду сам творческий процесс. А что касается самой Государственной премии, то я думаю, что ее авторитет в последнее время укрепляется, становится более серьезным. Конечно, бывают ошибки, кто-то бывает доволен, недоволен - это обычное дело для любой премии. Госпремия становится художественной оценкой того, что мы делаем, именно государством, президентом. Это всегда очень важно, и как бы мы ни делали вид, что нам, творческим людям, все равно, на самом деле это не так. Другое дело, что нельзя зависеть от этого и нельзя по этому измерять свой творческий рост. Надо быть очень бдительным и иметь иронию, но тем не менее я считаю, что авторитет Госпремии очень вырос за последнее время. Мы получили премию, разделив ее еще с одним старейшим театром - с Малым, и там, кажется, $10 000 делится на 10 человек, по $1000 на каждого. Хотя сегодня, мне кажется, у всех больше желания иметь эту награду, а не деньги.
Борис Покровский. Оперный режиссер:
ВЫШЕ ОПЕРЫ НИЧЕГО НЕТ
- Я счастлив, что государство оценило работу Московского государственного академического камерного музыкального театра, который я создал 40 лет назад. Наш театр признан в своем отечестве, что особенно приятно. Я всегда считал, что оперное искусство - ярчайшая драгоценность, которой обладает человечество. Выше оперы ничего нет, и если люди перестанут посещать оперные спектакли, страна придет в упадок, потому что они облагораживают чувства человеческие и борются с той пошлостью и безвкусием, которое пропагандируется с экранов телевизора и радиоприемников. Мы получили премию за "Сорочинскую ярмарку". А что это такое? Это Гоголь и Мусоргский - величайшие писатель и композитор России. Таких спектаклей в Москве мало, но москвичи должны овладеть классическим искусством, а не удовольствоваться третьесортной продукцией, которую им предлагают на каждом углу.
Сергей Сельянов. Продюсер
"КУКУШКА" УКРЕПИТ РАВНОВЕСИЕ В РОССИИ
- По-моему, по-настоящему хорошие фильмы делятся на успешные и классические (многие думают, что классическое искусство было в XIX веке, но это не так, оно и сейчас продолжает появляться). Успешные картины могут жить год и сгореть как фейерверк, ярко и молниеносно, а могут оставаться актуальными и популярными десять-пятнадцать лет, и это здорово, потому что век фильмов очень не долог. Но есть классические фильмы - те, которые определяют культурную жизнь нации на века. "Кукушка" - классическая картина. Благодаря ей русское искусство XXI века обеспечено козырем, нет, очень весомой гирькой, которая будет поддерживать равновесие в стране в целом. А раз этот фильм так тесно связан с жизнью России, то и получение им Госпремии я считаю совершенно логичным. А что касается призовых, то мы их сейчас тратим - слышите тосты и звон бокалов?