Главная >> 5 >> 11

ДЕНЬ ГОРОДА

Большие именины


Когда на душе стало грустно, родился праздник всех киевлян


Совсем "взрослым" стал наш День Киева. Нынче этому празднику уже 21 год! Самое время вспомнить, как же он родился и кто его отцы-основатели. О том, откуда берет свое начало эта славная традиция, рассказывает экс-мэр Киева, Герой Социалистического Труда, академик Валентин Арсентьевич ЗГУРСКИЙ.


ХОЖДЕНИЕ В КРЕМЛЬ


- Все начиналось чуть ли не четверть века назад, когда родилась идея отметить 1500-летие нашего древнего и вечно молодого города. Правда, на это требовалось специальное решение ЦК КПСС и Совета Министров. Заполучить его было очень непросто. Ведь в те годы только Москва и Ленинград праздновали свои юбилеи и однажды, помню, свое 2000-летие отметил Ташкент. Кстати, официальные московские товарищи тогда очень ревниво относились к истории "матери городов русских". Рассказываю, например, им о "Повести временных лет", о киевском князе Юрии Долгоруком, основавшем Москву, и вижу - им не очень-то нравится, скептически улыбаются.


Нам надо было доказывать московским чиновникам, что Киев существует более 2, 5 тысячи лет. Они же говорили: нет, он намного моложе. Два года, 1980 и 1981, ушли на переписку - готовились различные информационные материалы, справки, докладные записки. Мы протоптали дорогу в институты истории и археологии Академии наук СССР. При поддержке первого секретаря ЦК КПУ Владимира Васильевича Щербицкого, а он всегда внимательно относился к проблемам нашего города, начал захаживать в кремлевские кабинеты и я. Наконец-то пришли к компромиссу, и Политбюро ЦК КПСС и Совмин издали совместное постановление о праздновании 1500-летия Киева.Для подготовки к юбилею был создан оргкомитет, его возглавил первый секретарь горкома партии Юрий Никифорович Ельченко, хотя всей практической работой занимался, конечно, горисполком.


ЛАДЬЯ И АРКА


Денег из союзного бюджета на этот праздник не выделили ни копейки. Пришлось изыскивать резервы в городе на строительство и восстановление памятников истории и архитектуры, благоустройство и реставрацию старого центра города. Каждый район, каждое промышленное предприятие и организация готовились к юбилею.


Нам удалось украсить столицу замечательными памятниками. На берегу Днепра, словно на волнах, появилась ладья - скульптурный монумент основателям города Кию, Щеку, Хориву и сестре их Лыбеди. Это талантливое произведение скульптора Василия Бородая сразу стало исторической эмблемой Киева. Накрыли павильоном древние Золотые ворота, обновили колонну в честь принятия городом Магдебургского права. Сооружались и новые памятники - арка Воссоединения возле филармонии, монумент героям-матросам Днепровской речной флотилии.


Особенно дорог мне Андреевский спуск. Нам удалось вдохнуть в эту летописную улицу новую жизнь, превратить ее в музей под открытым небом, разместив там художественные мастерские, театры, выставочные залы, кафе. Помню, каких трудов стоило переселить обитателей домов-развалюх в новое жилье, газифицировать здания, проложить водопровод и канализацию, перестелить мостовую в старинном стиле, заменить уличное освещение.


ОТЧЕКАНИЛИ МЕДАЛЬ


На празднование юбилея города прибыли члены Политбюро ЦК КПСС, делегации Москвы и Ленинграда, столиц всех союзных республик и зарубежных городов-побратимов. В честь гостей в мэрии был устроен официальный прием. Хорошо запомнилась такая деталь: колонный зал, где обычно проходили сессии Киевсовета, изменил свой облик. Мы убрали привинченные к полу ряды именных кресел депутатов, вдоль зала поставили столы, а на небольшом подиуме - рояль. Состоялся небольшой концерт, во время которого все, кроме членов Политбюро, стояли. В те времена подобная вольность была на грани фола.


Тогда же мы вместе с Ельченко "пробили" в Москве учреждение медали "В пам'ять 1500-рiччя Києва", которую специально чеканили на Монетном дворе. Президиум Верховного Совета СССР поручил мне как депутату Верховного Совета подписывать наградные документы и вручать такую медаль всем киевлянам, которые проработали в городе более десяти лет. Я также вручил памятную медаль в Кремле Генеральному секретарю ЦК КПСС, членам и кандидатам в члены Политбюро ЦК КПСС.


Много сил потратили мы и на создание Музея истории Киева. С трудом пришлось отвоевывать здание Кловского дворца у республиканской прокуратуры, а потом с нуля создавать уникальную экспозицию. Для этой работы были привлечены 37 предприятий республики. Удалось подыскать на должность директора музея энтузиаста своего дела Тамару Евгеньевну Хоменко, которая и сейчас там работает.


МИЛЛИОН КАШТАНОВ


Отшумел юбилей, и знаете, стало на душе как-то грустно. Подумалось: а что, 1501-й год любимого города уже не будет праздноваться? И возникла мысль: а почему бы ежегодно, в последние выходные мая, не проводить такой праздник, когда буйно цветут каштаны, а их тогда "Киевзеленстрой" насчитал в городе более миллиона. Ведь в московском постановлении конкретной даты проведения 1500-летия не указывалось, а значит, мы ничего не нарушали. Но опять же: ни Москва, ни Ленинград своего дня не праздновали. Как быть? В верхах скажут: киевляне снова хотят быть впереди всего Союза!


Кто-то вспомнил, что праздник города проводят только в Ереване. Командировали туда за опытом моего зама - Галину Николаевну Менжерес. Приехала она оттуда и говорит: будем делать все по-своему. Решили сохранить идею, заложенную в программе празднования 1500-летия. День города должен был стать праздником всех киевлян, проходить без официальной помпезности - на бульварах, площадях и в парках. Людям нужен был праздник, красоты и творчества. Так, начиная с мая 1983 года, была заложена традиция ежегодно отмечать именины Киева. О тех днях я сохраняю самые светлые воспоминания.


КСТАТИ


Киевлянин N1


Традиционно в канун городских именин столичные власти присваивают нескольким самым достойным гражданам звание "Почетный гражданин города Киева" и награждают их шикарной латунной медалью. Однако ныне мало кто знает, что в 1982 году первым этого почетного звания был удостоен Леонид Ильич Брежнев.


ДЕТАЛИ


Евгению Доге было стыдно


Известно, что где-то в начале 80-х годов прошлого столетия городское руководство заказало ряду известных композиторов, в том числе Александре Пахмутовой и Евгению Доге, песню о Киеве. Что-то они сочинили, но ни один из "киевских гимнов" не прижился.


Рассказывает Галина Менжерес:


- Помню, как во время приема по случаю праздника подошла я к Евгению Доге, чтобы поблагодарить его за вальс из кинофильма "Мой ласковый и нежный зверь". Именно под эту мелодию на стадионе цвела и меняла свои причудливые цвета "живая ваза", которую изображали 25 тысяч воинов и студентов. А Евгений в ответ: мне, дескать, так стыдно за песню, написанную для Киева, когда я увидел, как он велик и могуч, какие в нем чудесные люди, то понял - моя песня совершенно не нужна такому великому городу.


ОТВЕРГНУТАЯ ИДЕЯ


А ХОТЕЛОСЬ НА ДНЕПР...


Сегодня уже почти никто не помнит, что 21 год назад в Киеве родилась безумная для застойного периода идея: провести в День Киева ночной праздник-феерию на Днепре и его набережной.


- Я предлагала пустить по реке десятки речных судов, сотни яхт и лодок, украшенных гирляндами цветных огней, - сказала "ВЕДОМОСТЯМ" Галина МЕНЖЕРЕС. - На всю жизнь киевлянам запомнилось бы массовое гуляние под звездами и огнями фейерверков на днепровской набережной. Но бдительные партайгеноссе из ЦК на корню зарубили этот проект. Они выдвинули убойный аргумент: кто-нибудь обязательно свалится с какого-то моста и утонет.


Может быть, идея праздника-феерии на Днепре когда-нибудь все же воплотится?


Напуганные Чебурашкой


ОПЫТ ЭРЕБУНИ


- Меня частенько спрашивают друзья и знакомые: кому первому пришла в голову идея проведения Дня Киева? Тогда она буквально витала в воздухе - ею были заражены многие, - рассказывает "Ведомостям" бывший зампред Киевского горисполкома, а ныне директор "Дипсервиса" Генеральной дирекции по обслуживанию иностранных представительств Галина МЕНЖЕРЕС. - Надо было каким-то образом сохранить и развить тот душевный подъем киевлян, который столь весомо и зримо проявился в юбилейный год. Направили за опытом делегацию в Ереван, единственную столицу союзной республики, где тогда стали ежегодно проводить так называемый День Эребуни. Меня поразило, что праздник у них практически сводился к прославлению своих партийных вождей. Приехала я оттуда и сказала членам горисполкома: "Будем все делать от обратного!"


ВЕРНИСАЖ НА АНДРЕЕВСКОМ


- Гвоздем праздника, - продолжает Галина Николаевна, - должны были стать и таки стали тогда отчеты перед киевлянами творческих союзов и организаций. Помню, как впервые на Крещатике и главных площадях города устроили книжные выставки, возле которых "дежурили", подписывая свои книги, известные писатели. Люди впервые увидели так близко Олеся Гончара, Павла Загребельного, Виталия Коротича, Дмитра Павлычко и других корифеев. У меня даже сохранилось фото, как мне подписывает свою новую книгу стихов "Ти - хто поруч" Светлана Йовенко. Писатели светились от счастья: это же надо, как нас любит и разглядывает народ!


Каждый театр специально готовил ко Дню Киева премьерный спектакль. Десятки маститых художников, среди которых были Татьяна Яблонская и Григорий Васецкий, Людмила Жоголь и Сергей Григорьев, Татьяна Галимбиевская и Николай Шелест, несли, волнуясь, на уличные вернисажи свои новые работы.


Галина Менжерес подчеркивает такую существенную подробность: на Андреевском спуске в те дни выставлялись произведения только профессиональных мастеров разных жанров изобразительного искусства. Причем многие мэтры показывали киевлянам, как создаются картины, эстампы, гравюры.


К празднику тогда были открыты кафешки, Театр на Подоле с Виталием Малаховым, Семейный театр, где киевлян, кроме камерного спектакля, угощали домашним квасом. Людей развлекали фольклорные ансамбли. Уже через год-два на Андреевском спуске выставляли свои картины художники из Москвы, Ленинграда, Кишинева. И тогда впервые о нем стали говорить: это настоящий киевский Монмартр!


А вот самодеятельные мастера выставляли свои вышивки, вязанье, холсты, скатерти, макраме совсем в другом месте - на аллеях Городского парка, там, где теперь стоит "ракушка" для симфонических оркестров, тоже, кстати, построенная к одному из Дней Киева.За эту выставку отвечали профсоюзы.


НАМ ПОМОГУТ НЕБЕСА


Завершался праздник ночным карнавалом на Крещатике. Боже, как мы готовились к нему! Постановщик карнавала Борис Шарварко буквально сутками не спал, выдумывая все новые и новые живые сцены. Каждый район Киева выставлял открытые грузовые машины, превращенные в передвижные сцены. Скажем, Дарницкий шелковый комбинат растянул на машинах яркие полотнища своих тканей. Потом двигались какие-то крокодилы, жирафы, сказочные чебурашки и винни-пухи. Важно вышагивали живые топтыгины из Киевского цирка.


- Галина Николаевна, и это так просто разрешили организовать?


- Отнюдь. Против карнавала категорически выступали некоторые работники ЦК партии. Говорили, что обязательно кто-то напьется, могут произойти любые ЧП. Потому что в темноте, мол, да еще под музыку происходит неконтролируемое ликование. Требовали отказаться от этой праздничной изюминки, но мы настояли на своем. Для организации карнавала пригласили специалистов-пирофакельщиков из Харькова. И вот стоим мы на центральной площади, откуда начиналось карнавальное шествие, а в ухо мне гудят высокие партфункционеры: вот увидите, сейчас что-то случится... Но как только хвост колонны подтянулся к Европейской площади, разверзлись небеса и словно из ведра хлынул ливень. И тогда я, безбожница, подумала: там,