Как бы подхватывая волну недавнего питерского карнавала, северный сосед Выборг - устроил собственный праздник. Мы тоже побывали на X музыкальном фестивале "Майское дерево" в Выборгском замке обравшись до Выборга, еще на вокзале замечаешь странно обряженных людей, движущихся к старинному замку. Попадаются девушки в шикарных барочных платьях, мрачные готы, закованные в кожу и черный шелк, и другие личности самого разного вида, но стекающиеся в одном направлении. Местные не очень-то обращают на них внимание: выборжцы привыкли, что их город стал местом регулярных фестивалей фолк-музыкантов и реконструкторов: по нескольку раз за лето в замке устраиваются такие праздники. И лишь меланхолически осведомляются: "А что, сегодня уже?"
Доходишь до замка и видишь: да, действительно. Сегодня. Вместо скучных каких-нибудь контролеров у ворот стоят роскошные, блистающие латами и скрипящие сандалиями римские легионеры. Они проверяют ваши билеты и ставят несмываемую печать. С ней можно свободно входить в замок и выходить наружу, сколько заблагорассудится.
Самое живописное происходит, конечно, в самом замке. Там по брусчатке узких переходов - буквально как в песне Высоцкого - "разные истории скитаются и бегают фантазии на тоненьких ногах".
Сначала это даже как-то оглушает: погружаешься в коловерчение красок, не очень-то привычное нам сегодня. Только успевай озираться: тут прошел высокий, красивый и босоногий шотландец в тартане; там - очень страшный темный эльф сверкает глазами. За прилавками торговых рядов сидят сонные викинги; лучники зазывают гостей пострелять по мишеням; прямо на мостовой сидит профессиональный гадатель с пригоршней древних рун; за порядком следят все те же орлы легионеры; и даже обычные наши милиционеры, тоже случившиеся в замке, смотрятся как пара оригинальных карнавальных фигур.
Мы попросили поделиться своими впечатлениями девушку с профессиональным фотоаппаратом, явно знающую, куда смотреть и кого снимать:
- Пару предыдущих лет я бывала на реконструкторских фестивалях, которые проходят в Выборгском замке летом, уже после "Майского дерева". Все больше и больше укреплялась во мнении, что, если ты видел один реконструкторский фестиваль, ты видел их все.
Вот этот майский фестиваль, в отличие от летнего, куда более разношерстный и веселый, а костюмы участников рассказывают не столько об исторической эпохе, сколько о богатой фантазии создателей. По людям, заселившим на два дня крепость и разбившим палатки на каждом квадратном метре земли вокруг замковой стены, очень ясно видно, для кого историческая реконструкция - серьезное хобби и стиль жизни, а для кого - повод потусить и выпить. Вот увидите: вторых станет заметно больше по мере того, как приближается ночь и градус веселья повышается.
Чуть погодя глаза привыкают к этому калейдоскопу, и начинаешь рыскать уже более осмысленно: подходишь и прицениваешься к очень красивому (и недешевому) бронзовому литью, тесьме и гончарным изделиям, которые предлагает ярмарка. На одной сцене играет странный ансамбль: средневековые волынка и скрипка плюс вполне сегодняшняя электрогитара. На другой - лихо пляшут ирландские танцоры: все в котелках и жилетках. Сквозь гущу толпы пролетают хороводы. В середине, в центре всего, - майское дерево, украшенное разноцветными ленточками.
И тут понимаешь, где видел уже все это: озорное, грубоватое веселье, сопровождаемое возлияниями, ярмаркой, гаданиями и танцами. Картины Брейгеля: "Крестьянская свадьба", "Крестьянский танец", "Страна лентяев", "Битва Масленицы и Поста", "Нидерландские пословицы". Все ровно то же самое. Значит, мы не замкнуты в своем времени; значит, из нашего "сегодня" открыты двери для веселья наших далеких предков. А если так - может быть, мы научимся и сами веселиться так, чтобы потомкам захотелось присоединиться к нам?
На самом деле "Майское дерево" - не продолжает, а скорее невольно противопоставляет себя нашему официальному карнавалу. То, что у нас затевается как можно с большей помпой, здесь происходит спонтанно, в охотку. И может быть, потому оказывается гораздо веселее.
Вечер наступает, на сцене начинают крутить огненные кольца и шары "файерщики" - мастера огня.
Толпа уже под хмельком; кто-то начинает веселиться, пожалуй, чересчур буйно. Можно подойти к уходящим посетителям и спросить, как, на их вкус, все было. Дева в плаще и льняной тунике, шитой бархатом, представившаяся как Эмиль Волчий Хвост: - Когда я училась в школе, я почему-то воображала, что поехать - хоть на ролевую игру, хоть на музыкальный фестиваль - это сложно, почти невозможно. По крайней мере для меня. Люди вокруг ездили сколько хотели, а я вечно готовилась к экзаменам. Честно верила, что, как только я отвлекусь от своей учебы на шитье эльфийского платья, произойдет конец света по-меньшей мере областного масштаба. А вот теперь стереотип сломан. Потому что на "Майское дерево" в Выборг я приехала за неделю до защиты диплома. Ночами сооружала себе маскарадный костюм. Кстати, о маскарадности. В какой-то момент я поймала себя на мысли, что вижу перед собой самый настоящий народный карнавал. Я и впрямь почувствовала себя деревенским жителем, впервые попавшим в город в ярмарочный день. Незабываемое ощущение для человека, выросшего в мегаполисе.