Популярный кинорежиссер отметил свое 80-летие
«Без статистики вообще не жизнь. Так, каторга какая-то», — говорил в «Служебном романе» Анатолий Ефремович Новосельцев. Поверим в справедливость этой мысли и попытаемся с помощью цифр разобраться в творчестве Эльдара Александровича Рязанова...
Если запросить в интернете информацию по Рязанову, то открывается почти полмиллиона страниц, пишут izvestia.ru. Наберешь в поисковой строке только имя — добавится еще информация о деятельности киноклуба «Эльдар», где Рязанов — главный. Удачно назвали родители сына в честь своей службы в Тегеране...
Эльдар в переводе с персидского языка — «владеющий миром». Миром не миром, а с 1 января 1976 года и до сих пор рязановский фильм «С легким паром, или Ирония судьбы» неотделим от новогоднего праздника...
С детства Эльдар любил много читать. Чтобы записаться в городскую библиотеку, подделал справку и из третьеклассника превратился в пятиклассника. А чтобы ускорить получение аттестата, за 22 дня сдал экстерном 11 школьных предметов и поступил во ВГИК. Через два года обучения состоялся знаменательный разговор с мастером курса Григорием Козинцевым, вдруг осознавшим, что мальчик слишком молод для профессии режиссера. На что студент резонно возразил: мол, могли бы заметить мою молодость во время вступительных экзаменов...
Магия чисел — особенно первых — сопровождала режиссера всю жизнь. Первый самостоятельный фильм он снял в 1951 году. Документальная лента была посвящена 100-летию открытия Октябрьской (Николаевской) железной дороги. Его художественный дебют — «Карнавальная ночь» — в 1956 году неожиданно для скептиков занял первое место в прокате и стал первым фильмом, в котором сыграла Людмила Гурченко.
В 1973 году Эльдар Александрович устроил первую в мире забастовку советского кинорежиссера. Дело было в Риме. Столь экстремальным способом Рязанову удалось добиться от итальянского продюсера Дино де Лаурентиса нормальных условий для работы над «Невероятными приключениями итальянцев в России».
Цифра «два» приносит Эльдару Александровичу особую удачу. Свой дипломный фильм он снимал вместе с сокурсницей Зоей Фоминой. Документальные картины — вместе с Василием Катаняном. Долгожданный поворот судьбы — оформление на главную киностудию страны, «Мосфильм», — случился в два дня. Второй фильм Рязанова — «Девушка без адреса» — вышел в прокат в 1958 году.
Рязанов дважды приступал к съемкам картины «Берегись автомобиля», и дважды Юрий Никулин, приглашенный на роль Деточкина, уезжал на длительные гастроли. В итоге Деточкина сыграл Иннокентий Смоктуновский...
Дважды Эльдар Александрович избирался президентом Российской национальной киноакадемии «Ника». Дважды становился лауреатом Госпремии (за «Иронию судьбы...» и «Служебный роман»).
Цифра «два» состоит из двух равноправных единиц. Таким был творческий дуэт Рязанова с Эмилем Брагинским. Встреча с талантливым соавтором стала поворотной: «Если до этого я воплощал на экране чужие идеи, сюжеты, характеры, то, начиная с «Берегись автомобиля», я стал не только режиссером-интерпретатором, но и режиссером-автором...» Это был его самый продолжительный творческий тандем.
Цифра «три» символизирует для Эльдара Александровича, прежде всего, трех его великих педагогов — Григорий Козинцев, Сергей Эйзенштейн и Иван Пырьев.
Третий фильм Рязанова — «Человек ниоткуда» — в 1961 году удостоился чести попасть в доклад главного идеолога КПСС Михаила Суслова, и советский народ надолго был избавлен от кинофантасмагории с Сергеем Юрским в главной роли. Картину реабилитировали только в 1988 году.
«Четверка» в жизни Рязанова встречается многократно. Четырежды он пытался отказаться от постановки «Карнавальной ночи». Четыре месяца ушло на написание сценария к «Берегись автомобиля». Четвертый фильм — «Гусарская баллада» — стал триумфальным дебютом Ларисы Голубкиной, но власти обеспокоились по поводу Кутузова в исполнении Игоря Ильинского. От опалы фильм спас просмотр в кинозале «Известий» (фильм понравился тогдашнему главному редактору «Известий» Алексею Аджубею, зятю Никиты Хрущева)...
Только с четвертого раза осуществилась мечта Эльдара Александровича поработать с Алисой Фрейндлих — и родился их незабываемый «Служебный роман». В январе 1988 года телевидение показало рязановский документальный цикл «Четыре встречи с Владимиром Высоцким». Многие смотрели его с включенными магнитофонами, чтобы ни одно слово не пропало.
Пять лет — с 1950-го по 1955-й — Эльдар Рязанов проработал в студии документальных и хроникальных фильмов. Снимал на Сахалине, Камчатке, на Курильских и Командорских островах...
«Шесть вечеров с Юрием Никулиным» — так назывался телерассказ о замечательном артисте и друге. В 1971 году Эльдар Рязанов осуществил свою мечту и снял Юрия Владимировича в главной роли в «Стариках-разбойниках». Партнером Никулина стал Евгений Евстигнеев.
Седьмая картина режиссера — и вторая совместная с Эмилем Брагинским — «Зигзаг удачи» запомнилась отважным тезисом «Давно известно, что деньги портят человека. Но отсутствие денег портит его еще больше!»
Рязанов — трудоголик. Он снял 25 художественных картин, десятки документальных и телевизионных циклов, написал несколько книг, занимался педагогикой. Пишет стихи (которые тоже уходят в народ — «У природы нет плохой погоды»), руководит клубом «Эльдар».
«Легко ли быть рядом с Рязановым»? Отнюдь. Он слишком требователен к себе, а значит, и к другим, — считает Эмма Валерьяновна, супруга Рязанова. А внук режиссера Митя Трояновский видит его другим: «Любимое место дедушки на Земле — это Валдай, где он построил дом на берегу озера. Он ловит рыбу, у него там есть моторная лодка и скутер. Можно сказать, что давняя дедушкина мечта — стать моряком — хоть на крохотную долю осуществилась. Кроме того, он любит машины и здорово ими управляет. А еще каждое утро обливается холодной водой...» Вот вам и рецепт долголетия.
ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ