Старейшим британским университетам приходится вводить новые традиции
Оксфордские студенты допрыгались. А также допьянствовались, донырялись и дошвырялись яйцами. Городской совет Оксфорда потребовал у руководства старейшего университета "принять меры" против бузотеров. И университет скрепя сердце принял Кодекс поведения. Теперь на ежегодном июньском празднике, знаменующем окончание экзаменационной сессии, должна быть тишь да гладь: за все неподобающие выходки студентов будут наказывать фунтом стерлингов. Так, к примеру, поливание публики шампанским стоит 30 фунтов, а использование водяных пистолетов - целых 70. А за более серьезные проступки могут и в суд потянуть (где, видимо, студенческие шалости будут расцениваться уже как злостное хулиганство).
Июньские торжества в Оксфорде традиционно превращаются в неофициальный смотр-конкурс на самый безбашенный студенческий дебош. И поливание соседа шампанским - это, пожалуй, едва ли не наиболее невинное развлечение. Уходя на каникулы после муторных экзаменов, даже самый чинный и законопослушный "ботаник" считает своим священным долгом устроить такую пьянку, о которой не стыдно было бы вспоминать на старости лет. Например, в голом виде на глазах сокурсников и сокурсниц нырнуть в местную речку. Или закидать приятелей мукой и яйцами. Еще лучше, если удастся облить "любимого" профессора и при этом остаться неузнанным. В общем, тот, кто был студентом, легко поймет всю радость от подобного праздника непослушания.
Традиция студенческих июньских сумасбродств имеет долгую историю. И столь же долго добропорядочные жители Оксфорда (где, вопреки расхожему мнению, проживают не только студенты и профессура, но и обычные люди) вяло протестовали против этих дебошей. На этот раз то ли терпению буржуа пришел конец, то ли студенты переусердствовали: горсовет пообещал, что ежели порядка не будет, послеэкзаменационные пьянки вообще будут запрещены. Поскольку, дескать, шумно, буйно и вообще "доколе".
Справедливости ради стоит отметить, что празднование подчас сопровождалось не только "купанием в неположенных местах" и яйцеметательством, но и действительно скандальными и оскорбительными инцидентами. Например, вместо муки на голову сокурсника расшалившиеся бурши могли вывалить ведро свиной требухи. Остается надеяться, что среди жертв подобных шуточек не было последователей верований, считающих свинью нечистым животным. Иначе за такую хохму можно было попасть и под показательный процесс о нарушении политкорректности и оскорблении религиозных чувств.
Теперь кодекс, запрещающий требуху, шампанское и водяные пистолеты, будет действовать в радиусе шести миль от центра Оксфорда. Это означает, что за бузотерство будут наказывать даже тех, кто снимет для праздника непослушания помещение вдали от традиционных мест студенческих сборищ. Впрочем, в законе все-таки остались некоторые послабления: к примеру, вместо муки буршам снисходительно позволено использовать конфетти, а вместо требухи - резаную фольгу. Для шампанского тоже оставили издевательскую лазейку: бутылку на праздник принести можно, но за попытку откупорить ее заплатишь казне 30 фунтов. Дескать, любоваться на этикетку можешь, а выпить - ни-ни. Можно вспомнить и о том, что в прошлом году власти Оксфорда ради пущего спокойствия в городе запретили еще одну местную традицию - потребление спиртных напитков на свежем воздухе. После этого пабам велели убрать выносные столики с улиц, а за попытку вынести пивную кружку или бутылку из питейного заведения грозит солидный штраф - до 500 фунтов. Теперь бедному студенту, желающему покуражиться в июне, совсем некуда податься. Впрочем, мировая практика показывает, что попытки заставить студентов ходить строем рано или поздно проваливаются. В крайнем случае законопослушные бурши будут просто держать в заначке сотню фунтов на все положенные штрафы и бузить не бесплатно, а за свои кровные.