В этом году исполнится две тысячи лет баварским фашингам.
В связи со знаменательным юбилеем, который нынче отмечают многочисленные шутовские объединения "бело-голубого" государства, следует непременно напомнить о том, что эта излюбленная немцами традиция родилась на баварской земле. Именно отсюда к XVII веку развеселые карнавалы (а равно и сам термин Fasching) распространились сначала по немецкому югу, а затем проникли в Австрию и на север нашей страны. Первым днем гуляний, как известно, установлен вторник, предшествующий "пепельной среде" (Aschermittwoch) и знаменующий начало большого поста (Fastenzeit).
Германисты не имеют единого мнения о происхождении слова "Fasching": большинство ученых возводят его к глаголу "fasten" (поститься), а баварская языковая школа, естественно, ссылается на старый местный глагол "vaschang" (бесноваться). Видимо, компромиссное толкование "бесноваться во время поста" устроило бы всех, но оно не имеет единого исторического корня для своего обоснования. Итак, время баварских (и немецких) карнавалов наступает 11 декабря, в 11 часов 11 минут. Такова традиция. Само празднование выражается в массе мероприятий, чаще всего - костюмированных шествиях и балах. В последнее время каждая земля устраивает грандиозное телевизионное шоу, которое транслируется общегерманским или местным телевидением. Объединяет эти представления то, что они, как правило, нагоняют большую тоску на непривычного зрителя. Одним из авторитетнейших европейских источников карнавальной истории является Немецкий карнавальный музей в баварском Китцингене. Официально он называется Fastnachtsmuseum и принадлежит Союзу немецкого карнавала. Этот Союз, в свою очередь, объединяет 4500 местных организаций, занимающихся подготовкой и проведением карнавальных шествий в своих коммунах. Внимательный осмотр обширной экспозиции китцингенского музея должен был бы помочь посетителю найти ответ на непростой вопрос: почему сорок дней поста и покаяния должны сопровождаться неуемным гуляньем и пьянством? Но рационального решения этой загадки просто не существует. Культурологи настаивают, что поначалу эти сорок дней проходили сдержанно и пристойно. Со временем, однако, люди решили скрасить двойную тоску (зимние холода плюс постная пища) веселым гуляньем. Как и всегда в таких случаях, основная масса баварских христиан давным-давно отказалась соблюдать пост, но сохранила неизменную верность карнавалам. К счастью, некоторые его правила не дожили до наших дней. В частности, гуляющие отказались от обыкновения посыпать зрителей сажей и колотить их специальными жердями. К началу XVII века в центр праздника выдвинулась фигура шута, собравшая в себе основные человеческие грехи (жадность, глупость, похоть и проч.). Осмеяние шута означало символическое преодоление указанных недостатков. Именно символическое, поскольку пороки родились задолго до баварского карнавала и, скорее всего, успешно его переживут.