В течение трех дней в карпатском селе Шешоры проходил Международный фестиваль этномузыки и лендарта
Говорят, до этого здесь устраивали какую-то экологическую конференцию — поговорив об экологии, люди шли собирать в лес бутылки из-под пива, а вечером собирались у костра и пели песни под гитару. Теперь же в такое время года сюда приезжают меломаны этнической музыки. Уже третий год подряд здесь проходит фестиваль. А статус международного требует приглашать сюда и иностранных гостей. В этом году были чехи, болгары, молдаване, россияне. Польский коллектив «Orkiestra sw Mikolaja» охотно выступал с нашими гуцулами. А французы говорили, что в восторге от всего, что здесь происходит. Украину представляли группы «Оркестр Янки Козырь», «Вий», «Гурт По Гурт», «Перкалаба», «Камышовый кот», «Гайдамаки» и другие. Последние два, как и французская группа «Red Car dell», приехали в Карпаты сразу после выступления в «Стране мечтаний», инициированной Олегом Скрипкой. Поэтому те, кто слышал их на столичном певческом поле, могли предвидеть, что будут играть любимые команды.
А вообще Шешоры как художественное событие и на уровне концепции можно было бы назвать близнецом «Страны мечтаний». Ведь своеобразная визитка обоих этих фестивалей — этническая музыка и фольк. Даже публика была одна и та же — казалось, здесь все друг друга знают. Конечно, после цивилизации киевского певческого поля Шешоры показались нетронутой и дикой территорией. Поэтому и вышитые сорочки, цимбалы и коломыйки среди этих гор, где и поныне живет традиция, казались «своими среди своих». Впрочем, говорят: будьте как дома, но не забывайте, что в гостях. В последнее время многие музыкальные группы бросилось искать себя в фольклоре. Дело, конечно, отрадное, но не простое. Поскольку поиски индивидуального в безличностном, в фольклоре, как мне кажется, это всего лишь удачный тест на оригинальность.
Коллектив «Даха-Браха» (ЦСМ «ДАХ») как всегда был оригинальным. Устроенное ими шоу, составленное из кусков народных обрядов, пьес Шекспира (что раздражает в этом коллективе апологетов выдающегося драматурга), танцев, символических масок, народных песен, исполняемых здесь каким-то сдавленным голосом, — одних заставляет уйти, а других, наоборот, завораживает. И лишь досмотрев этот карнавал до конца, понимаешь, что все это составляет целостную мозаику, и главное — яркую, как те факелы, под которые вся эта мистерия и проходила.
По-своему интересную концепцию фольклора нашли музыканты «Оркестра Янки Козырь». Кажется, Янка — наиболее гениальное воплощение ведьмы в украинской рок-музыке. И это не Солоха Гоголя, а настоящая ведьма из какого-нибудь полесского села! Некоторые команды «брали» публику драйвом. И имели основание. Ведь раскрасневшуюся от танцев и пива толпу можно «завести», дав лишь опять танцы. И уже все гарцуют в этом ритуальном аркане, и остановить этот вихрь на миг было бы невозможно. Подумалось лишь: догадывается ли кто-нибудь в такие минуты, под чей именно фольклор танцует — ирландский, шотландский, польский?..
Фестиваль напоминал массовые народные гулянья. Они, бывало, продолжались чуть ли не до первых петухов. Почему-то хотелось еще карнавальных масок. И было бы как в «Рекреациях» Андруховича.
До последнего дня думала: чего-то не понимаю. Фолька многовато и в то же время мало (это же надо, чтобы на выступление исполнителей «голой» автентики начался дождь!), традиции перемешались, вышитые сорочки вместо карнавальных костюмов, местные мужики меняют дримбу на водку, праздник продолжается... И куда исчез старый гуцул, который не продает ее ни за какие деньги, а, лишь дает поиграть? Все думала: появится какой-то гениальный режиссер Манипура и скажет: вот и все, ребята, праздник закончился. Но вместо него вышла франковская группа «Перкалаба».
Они принесли с собой огромные плакаты с изображением борцов японского сумо, а еще игрушечную ярко-розовую дудку, которая должна символизировать трембиту (на самом деле трембита — своеобразный символ фестиваля). И кому как не им, хозяевам фестиваля, петь о «празднике грибов и форели»? Наверное, настоящую истину нужно искать в горах. Чуть не забыла о лендарте, или искусстве украшать землю. Как мне кажется, она и так здесь прекрасна. Больше бы ящиков для мусора. А удивиться в карпатском селе всегда есть чему. Хотя бы тем лопухам, которые здесь величиной с зонт.
***
фото: фольклорный коллектив «Сартанские самоцветы» из Донецкой области.