Главная >> 5 >> 11

ЛАНДШАФТНЫЕ ЗВУКИ

Фестиваль-пикник в Архангельском


Джаз давно стал музыкой "под крышей", музыкой в концертных залах. Хотя, если вспомнить истоки этого жанра - новоорлеанские оркестры начала прошлого века, театрализованные шествия, герлс, жонглирующие булавами, оркестранты в пестрых костюмах - джаз тогда был музыкой улицы. И вот снова джаз все чаще звучит на открытом воздухе. Фестивали в саду "Эрмитаж" или на речных теплоходах, или в музейном усадебном пространстве. Только что закончился двухдневный фестиваль в подмосковном "Архангельском". Кстати, деньги, вырученные за билеты, были переданы музею-усадьбе.


Итак, фестиваль-пикник. В конце XVIII века князь Николай Юсупов создал архитектурное чудо - "подмосковный Версаль". Здесь бывали Пушкин, Карамзин, Вяземский, Бенуа, Стравинский. Во дворце была картинная галерея, театр, в усадьбе устраивались карнавалы и фейерверки. Сегодня музыка вернула холмам "Архангельского" атмосферу изысканного праздника. Джаз приняли три площадки - "Каприз", "Аристократ" и "Партер". Музыканты играли на деревянных помостах, над которыми натянуты тенты. Звукоаппаратура работала безотказно, при этом три концертные площадки не "перебивали." друг друга.


Самая близкая площадка от входа - "Каприз", род летнего кафе-мороженого человек на 400. Здесь звучала приятная, легкая, ритмичная музыка. "Партер" расположен в центре парка. Самая большая и демократичная площадка фестиваля, раскинувшаяся между Москвой-рекой и княжеским дворцом, рассчитана на массовую публику, поэтому в программе не было ничего чересчур сложного: простые формы джаза, джаз-рок, поп, "шансон" (бытовая и уличная музыка), фанк, этно. А временами, скажем так, нечто ресторанное. Например, руководитель группы Billy's Big Band Билли Новик, поддерживаемый звуками баяна, саксофона, клавишных и ударных, спел песенку, начинающуюся фразами:


"Дело было вечером Делать было нечего.


Я пошел в бильярд! .."


Впрочем, открыл программу "Партера" знаменитый "Арсенал" Алексея Козлова в своем сегодняшнем варианте: клавишник Дмитрий Илугдин, басист Евгений Шариков, ударник Юрий Семенов и два вокалиста - Валерий Каримов и совсем юная Шура Шерлинг. Прозвучали старые и новые работы группы: композиции Козлова "Тайна", "Небесный голос", "Вальс во французском стиле", The Owner of the Lonely Heart из репертуара Yes (пел Каримов) и, наконец, композиция Sometimes в исполнении юной Шуры. Впрочем, допеть до конца ей не было дано: сначала на ее вокал "наступил" Козлов, затянувший "Чайка смело пролетела над седой волной", затем Каримов с оперной арией, а потом и остальные музыканты. Такова нынешняя философия "Арсенала" - разрушение структуры, а потом создание композиции заново: из обломков.


Музыкальная сборная Петербурга прибыла на фестиваль под вывеской The Optimystica Orchestra. Возглавил этот коллектив лидер "Teguilajazzz" Евгений Федоров. Это классический пример супергруппы: в ансамбле объединились воедино музыканты из "Маркшейдер кунста", "Спитфайра", "Сплина", "Ленинграда"; в этот ансамбль вошел и культовый исполнитель - виолончелист Всеволод Гаккель.


"Аристократ" - площадка внутри колоннады Юсуповского дворца, рассчитанная примерно на тысячу слушателей. Здесь звучала музыка изысканная, сложная по языку, временами приближавшемуся к авангардному. Здесь блестяще отыграл квартет Николая Левиновского с басистом Борисом Козловым и братьями Бутманами - саксофонистом и барабанщиком. Блеснули два биг-бэнда - оркестр Валерия Пономарева и JVL Big Band, руководимый Владимиром Андреевым. Играют в обоих "бэндах" молодые музыканты - поколение джазменов, воспитанных в Российской академии музыки и получивших первый опыт, работая в оркестрах Олега Лундстрема и Игоря Бутмана.


На фестиваль в "Архангельском" приехало немало русских музыкантов, живущих и работающих сейчас за рубежом. Из Германии - валторнист, исполнитель на пятиметровом чудище-альпенгорне Аркадий Шилклопер, из Соединенных Штатов - трубач Валерий Пономарев, пианист Николай Левиновский и контрабасист Борис Козлов - музыкант, играющий в Нью-Йорке в оркестре Mingus Dinasty. Приехала и певица Татевик Оганесян, ведущая советская джазовая вокалистка 70-80-х годов, которой тогда часто аккомпанировал Игорь Бриль. Ее не было в России 16 лет. И вот встреча со старыми друзьями. Объятия, слезы, цветы - и вновь, как в юности, выступление с Игорем Брилем. Татевик начала с гершвиновского стандарта Fascination Rhythm, потом превосходно спела блюз и So danca samba Жобима, а потом перешла на армянские мелодии - народные песни и лирические темы классика армянской музыки Комитаса. Эти хрупкие, нежные мелодии прозвучали в ее исполнении легко и свободно, сочетая джазовую экспрессию с узорчатой восточной орнаментикой. И это был, пожалуй, самый блистательный номер многослойного пикника-концерта в природном ландшафте.