Ярославский художник Николай Мухин широко отметил в Москве 50-летие
ЯРОСЛАВСКИЙ ХУДОЖНИК НИКОЛАЙ МУХИН - один из САМЫХ МОЛОДЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕЗИДИУМА АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ, ЧЛЕН ПРЕЗИДЕНТСКОГО СОВЕТА ПО ВОПРОСАМ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА - ОТМЕЧАЛ в ГАЛЕРЕЕ ИСКУССТВ ЗУРАБА ЦЕРЕТЕЛИ НА ПРЕЧИСТЕНКЕ свой 50-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ С БОЛЬШОЙ ПОМПОЙ.
В огромной толпе гостей первый заместитель ярославского губернатора соседствовал со знаменитой балериной и композитором, советник президента страны со знаменитым джазистом и сценографом. Опытный взгляд мог оценить масштаб светского события.
Судьба Николая Мухина сложилась счастливо. Возглавляемый им коллектив выиграл шесть лет назад конкурс на восстановление росписей храма Христа Спасителя, он расписывал знаменитый Толгский монастырь в Ярославле, работал для православных церквей и часовен в Японии, США, на Мальте, восстанавливал православные храмы в Сербии, создал школу "Ярославская икона", хранящую традиции русской иконописи. Между тем он работает и во вполне светских формах станковой живописи и скульптуры, о чем свидетельствовала открывшаяся во время чествования юбиляра его персональная выставка.
Вообще же не было никакой надутости и форсированной "духовности". Под гигантской церетелевской скульптурой мятежного Высоцкого играл любимый Мухиным джаз, на больших экранах транслировался фильм о художнике "Торжественное одиночество", который этим же днем был показан на канале "Культура". Живописцы Таир Салахов и Татьяна Назаренко, скульптор Александр Рукавишников, музыканты Игорь Бутман и Алексей Рыбников, советник президента России по культуре Юрий Лаптев, сценограф Борис Мессерер поздравляли утопавшего в цветах Николая Мухина, который, впрочем, тут же убегал общаться с друзьями, спонсорами, покупателями картин, женой, детьми, родственниками, учениками, коллегами и почитательницами.
Все это было похоже на большой дружеский карнавал. Лилось рекой вино, привезенное, кажется, в неограниченных количествах из всех тех мест, где работал художник, - от Сербии и Мальты до Грузии и Азербайджана. И само место - галерея Церетели - способствовало неформальному и даже отчасти нереальному общению. Выйдя из огромного зала во двор галереи, гости наталкивались на знакомые с детства фигуры гражданина Минина и князя Пожарского. Тут же возникал спор, станет ли Зураб Константинович держать у себя копию или это все же оригинал? Зато по поводу мирно сидящей поодаль у дверей, откуда выносили вино и закуску, "ялтинской троицы" - Рузвельта, Черчилля и Сталина - сомнений не было. Конечно, оригиналы. Головастые, спокойные, погруженные в думы и разговоры о разделе мира. А внутри самой галереи гости могли спокойно расположиться в гигантском адамовом яблоке, стены которого были, кажется, созданы скульптором в виде рельефного пособия по "Камасутре".
Короче, любовь и дружество, музыка и общение, искусство и знаменитости наполняли в этот вечер дом на Пречистенке. Ну а кавалер ордена Сергия Радонежского Николай Мухин умудрялся и получать поздравления, и быть радушным хозяином праздника, и показывать выставку, дарить альбомы, общаться с гостями, угощать, выпивать, радоваться жизни, быть в рост гигантским произведениям галереи. Мастер монументального искусства - это особый человек. Шутка ли, семь тысяч квадратных метров росписей, сделанных ярославской артелью Николая Мухина. И это не считая собственного творчества и прочих излишеств, именуемых жизнью художника.