Главная >> 5 >> 11

Праздник на улице Эрмитажа

Правильно ли мы празднуем? Пышные торжества к 300-летию Петербурга заставили задуматься о традициях и исторической преемственности. Впрочем, юбилеем праздники не исчерпываются. Впереди - День города, который будет отмечен очередным карнавалом (на этот раз его героиней станет Екатерина II), салютами и иными атрибутами праздника.


Вероятно, новая выставка "Праздник - любимая игрушка государей. Празднества и торжества в Западноевропейской гравюре XVI-XVIII веков", открывшаяся недавно в Эрмитаже, актуальна не только с точки зрения ее художественной ценности. Рассматривая даже черно-белые оттиски или раскрашенные гравюры, на которых изображены праздничные сооружения, фейерверки, шествия, можно многое почерпнуть для организации современных торжеств.


Экспозиция охватывает период с начала XV века до Великой французской революции и предлагает зрителю около 100 эстампов немецких, итальянских, нидерландских и французских граверов. Коронации и похороны монархов, выздоровление государя от недуга, его победы на войнах - все пышные торжества в честь и память власть предержащих были призваны создавать ореол величия монарха и державы. Как выясняется, в подготовке подобных роскошных постановок участвовали поэты и драматурги, живописцы и музыканты, инженеры и пиротехники. Руководили праздником высокопоставленные вельможи. Они составляли программу и передавали ее придворному художнику, ведавшему организацией всех мероприятий. Иногда праздник устраивали сами горожане - тогда во главе его стояли члены городского правления. Все торжества запечатлевались художниками на гравюрах, которые дошли до наших дней.


Центром экспозиции стала масштабная гравюра Николауса Хогенберга, изображающая пышное шествие в честь коронации императора Карла V. Это тщательно сохраняемое Эрмитажем пятиметровое бумажное полотно. Оттиск раскрашен тушью с добавлением золотой и серебряной красок. Рядом расположились гравюры роскошных праздников под таинственными названиями "Война любви" и " Война красоты", "Въезд инфанта Фердинанда", "Погребальное шествие", "Праздник рождения дофина" (Париж), многочисленные свадьбы...


Нужно отлично знать историю, чтобы разобраться в генеалогии главных героев, но нас на этот раз больше интересует антураж событий: все эти колесницы и сверкающие огни на площадях европейских городов, неуловимо напоминающих Дворцовую... Кстати, о Дворцовой площади и ее роли в жизни города сейчас много говорят в самом Эрмитаже и в правительстве Петербурга, куда музей обратился со своими инициативами. Возможно, лет через десять площадь перейдет под юрисдикцию музея, и тогда о судьбе Александровской колонны, на которую постоянно покушаются нынешние вандалы, можно будет не беспокоиться.


Эрмитаж всегда бережно относился к мельчайшим историческим деталям (известно, что дирекция сохраняет для будущих поколений даже билеты в музей). Поэтому здесь же на выставке представлены памятные медали в честь знаменательных событий, резные камни, кольца-печатки с отчеканенными, вырезанными или выбитыми на них миниатюрными портретами главных героев торжеств.


Выставлены и гравюры по эскизам Питера Пауля Рубенса. Это эскизы праздничных декораций, которые украсили Антверпен по случаю въезда в город принца Фердинанда в 1635 году. Участие в организации торжеств знаменитого мастера не было из ряда вон выходящим событием: художники издавна служили монархам и властителям. Так было и будет.