В томских вузах учатся более двухсот иностранных студентов: турки, киприоты, корейцы, китайцы, испанцы. Высшее образование, полученное в России, ценится во многих странах дальнего зарубежья. Хотя иностранных студентов в Томске могло быть и больше. Многие, проучившись какое-то время, уезжают - не могут привыкнуть к климату, преодолеть языковой барьер.
Однако те, кто поставил перед собой цель - получить достойное образование, добиваются ее выполнения. Более того, некоторые из них находят в Томске свою второю половинку. Такова судьба и нашего героя - Алекса Александру, приехавшего из небольшой деревни Каннавии, расположенной в горах между столицей Кипра Никозией и городом Лимасол.
ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР
Четыре года назад Алекс стал студентом экономического факультета Томского политехнического университета, выбрал специальность "Менеджмент". Как правило, студенты-киприоты уезжают учиться в Грецию, Англию или в Россию. Алекс выбрал Томск по совету близкого друга Андреаса. Диплом ТПУ на Кипре ценится, поскольку университет входит в тройку лучших политехнических вузов России.
Правда, поначалу Алекс возражал другу: в Сибири же холодно! "Ничего, потерпишь", - по-приятельски отвечал Андреас. Сначала действительно было тяжело. Однако Алекс приехал в Томск вполне осознанно, чтобы получить образование, стать независимым. По мнению Алекса, экономические знания будут всегда востребованы. К тому же он не был беспомощным юнцом, ему тогда уже исполнилось 23 года.
ДРУГОЙ СТУДЕНТ
- Учеба первые три года занимала очень много времени. Помимо экономических дисциплин (их нам читают на английском языке) изучал еще русский язык, - рассказывает Алекс, - ведь, когда я приехал, ни слова не знал по-русски! Несмотря на все трудности, преподаватели не раз отмечали, что студенты-киприоты более целеустремленные. Мы по-другому слушаем лекции и воспринимаем информацию. Некоторые экономические ситуации русским студентам приходится объяснять на пальцах, и не потому, что кто-то из нас умнее, а кто-то глупее, просто у нас чуть больше жизненного опыта и самостоятельности.
В 15 лет Алекс решил, что пришло время работать. С юного возраста он знал, что такое труд и как непросто достаются деньги. Тяжело будет сориентироваться в жизни детям, которые все привыкли получать за счет других, считает Алекс. Рассчитывать только на свои силы приучила и армия. После школы Алекс два года служил в Греции, затем на границе на Кипре. И сейчас он младший лейтенант. В армии ребят научили быть сильными, и не только физически. Научили преодолевать трудности и отстаивать свое "я". В армии же Алекс понял, что нет слова "не могу", есть слово "не хочу". Это стало принципом жизни. Все испытания, которые даются свыше, человеку по силам вынести и пережить. "Не могу" - слабость, которую нужно обязательно перебороть.
О ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЯХ
Сначала Алекс с другими ребятами жил в общежитии. Потом познакомился с Марией (это произошло почти два с половиной года назад), и через какое-то время они стали жить вместе.
- Поначалу Алекс плохо знал русский язык, а я недостаточно хорошо говорила по-английски, поэтому нередко приходилось договаривать свою мысль жестами! - вспоминает Маша. - Теперь Алекс выучил русский, а я беру уроки греческого языка. Хотя бывает, что мы друг друга не понимаем. И дело здесь совсем не в языке, причины непонимания, скорее всего, кроются в различии культур, менталитета. Алексу бывает сложно понять некоторые поступки русских людей. Помню, как-то на Пасху мы пошли в Алексеевский монастырь. Проходили мимо кинотеатра Горького, а там народ к утреннему сеансу подтягивался. Было солнечно, поэтому десяти часов дожидались на улице. Алекс тогда очень удивился, почему в Пасху все эти люди не в церкви.
Пасха - святой праздник для его семьи. Отец Алекса, Георгий Александру, - православный священник, поэтому они отмечают все православные праздники и соблюдают посты. Великий сорокадевятидневный пост уже начался, но Алекс признается, что поститься будет только в последнюю неделю перед Пасхой, как и его младшие сестры Стелла и Мария.
- Отец не против, что вы не держите пост со всей строгостью? - с изумлением спрашиваю Алекса.
- По мнению отца, дети должны душой почувствовать желание и необходимость поститься, принуждать их, дабы соблюсти традицию, нельзя. Формальность в нашей семье не приемлют.
СКАЗКИ О ЗИМНЕМ ФУТБОЛЕ
Небольшая, но уютная квартирка, где живут Маша и Алекс, расположена в самом центре города, прячется за громкими зданиями проспекта Ленина. На мансарде, так называют хозяева свое жилище, они часто собираются шумной компанией, иногда готовят фирменные шашлыки (на небольшой полянке рядом с домом).
- Мы не маринуем мясо для шашлыка, - говорит Алекс. - Свинину нужно порезать на кусочки и в процессе приготовления посыпать специями.
На летних каникулах Алекс с Машей бывают в Каннавии. Туда же Алекс поедет на преддипломную практику.
- Там, в горах, где живут родители Алекса, очень живописные места, а воздух такой чистый, что кружится голова, - говорит Маша.
Через год, когда Алекс получит диплом, они планируют обустроиться в Каннавии.
- Остаться в Томске? Нет! Во-первых, здесь нет компаний международного уровня, - улыбается Алекс. - К тому же мне хочется создать свой бизнес. Я понимаю, что для этого мне придется какое-то время работать на другого человека, скопить капитал, а потом вложить деньги в свое дело. Сразу ничего не бывает, так меня воспитали!
- Алекс, назови самое яркое событие, которым запомнится тебе Томск.
- Наверное, это ежегодный кубок ТВ-2 по зимнему футболу. Представляешь, на улице - 25 градусов мороза, а мы с ребятами играем в футбол! Дома рассказывал, а мне никто не верил, мол, сказки это все!
Ирина МОРОЗОВА
СКОЛЬКО ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ УЧИТСЯ В ТОМСКИХ ВУЗАХ
ТПУ - 196 студентов
ТГУ - 35 студентов
ТУСУР - 3 студента
ТГАСУ - 2 студента
СибГМУ - 2 студента
ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ТОМСКЕ СТАНЕТ БОЛЬШЕ
- За 80 лет российские вузы обучили более 600 тысяч иностранных студентов, и 13 из них ныне являются главами своих государств, - сказал на встрече с журналистами президент Ассоциации иностранных студентов в России г-н Кочофа Анисет Габриэль. - Россия - это мощный завод, который выпускает иностранных специалистов. И я всем с гордостью говорю, что тоже сделан в СССР! И замечу, что из меня получился качественный продукт!
Господин Габриэль Томск посетил впервые по приглашению Томского политехнического университета и Института международного образования.
- Одна из целей поездки в Томск - посмотреть, как живут мои студенты, узнать, в чем они нуждаются, - рассказывает г-н Габриэль. - И неслучайно я попросил поселить меня с ними в одном общежитии. Могу сказать, что условия там намного лучше, чем в гостинице!
Кочофа Анисет Габриэль считает, что в нашем городе есть все условия для обучения иностранных студентов (говоря о безопасности, он отметил, что Томск - город не криминальный). Поэтому в ходе работы было принято несколько важных решений. Во-первых, с уверенностью можно сказать, что в Томске будет учиться еще больше иностранных студентов из Африки, Латинской Америки, Азии, Европы, стран Ближнего Востока. Во-вторых, в следующем году, к 110-летию основания политехнического университета, ассоциация постарается превратить Томск в международный центр. В город приедут представители из разных стран и покажут настоящее шоу, карнавал культур!
Но, пожалуй, самое важное решение - открытие в Томске филиала Ассоциации иностранных студентов (ассоциация зарегистрирована в России в 1996 году, она объединяет и помогает (в том числе материально) всем иностранным студентам). Скорее всего, он появится уже в этом году. Все зависит от желания самих студентов. Г-н Габриэль убежден, что инициатива должна исходить именно от них.
На территории России существует уже 18 филиалов ассоциации: в Санкт-Петербурге, Москве, Иваново, Твери, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Самаре, Омске и т.д. Месяц назад Кочофа Анисет Габриэль побывал в Новосибирске. Там тоже заинтересовались этой идеей, однако к ее реализации новосибирцы еще не готовы.
- Сегодня у меня было время, и я прогулялся по парку. Признаться, очень удивился, когда ко мне подходили маленькие дети и протягивали руку, чтобы поздороваться. Я даже внешне другой, но они не испугались, наоборот, с интересом со мной разговаривали, - улыбается Габриэль. - Мне кажется, что томичи готовы принимать у себя иностранцев.
СТАТЬ ПЕРВЫМ УЧИТЕЛЕМ
Имя первого учителя помнит, наверное, каждый - от президента до бомжа. С кем ни заговоришь о школьных годах, обязательно назовет по имени-отчеству первую учительницу или учителя. Этот высокий статус не смогли унизить ни нищенские зарплаты, ни критика в адрес самой системы образования. Первый учитель, как первая любовь, всегда вне критики. О том, где и как учат стать таким учителем, мы попросили рассказать Светлану Михайловну Малиновскую, декана психолого-педагогического факультета Томского государственного педагогического университета.
- Сегодня общество предъявляет педагогам новые требования, и мы стараемся не отставать от времени. Среди новых направлений хочу отметить такую специальность, как социальный педагог. В домах-интернатах, в колониях, в школах для детей с замедленным психическим и физическим развитием эта специальность остро востребована. Учебный процесс организован так, что мы не только даем студентам теоретические знания, но и вывозим их в школы-интернаты, колонии, словом, туда, где они могут соприкоснуться с будущей профессией. Например, наши студентки посещали Уртамский специнтернат, и настолько их эта поездка воодушевила, что девочки решили устроить для ребятишек концерт.
Есть у нас и такое научное направление, как организация совместного педагогического действия. Руководит им Светлана Ивановна Поздеева, заведующая кафедрой русского языка и методик начального образования. Это наша выпускница, она сейчас готовится к защите докторской диссертации, тема которой касается построения совместного педагогического действия. В Сибири это пока единственный специалист, владеющий на таком уровне нетрадиционной методикой преподавания русского языка в начальной школе. Замечу, что у нашего факультета тесная связь со школами города и области. Практически 70 процентов преподавателей факультета проводят занятия в школах, ставших нашими экспериментальными площадками. Такие экспериментальные площадки есть на базе школ N 47 и 49.
Еще одно новое направление - разработка системы элитарного образования для детей со скрытой одаренностью. Его возглавляет профессор Андрей Андреевич Востриков, работающий на кафедре начального образования. Востриков придерживается концепции, что 15 процентов детей имеют явную одаренность, которая заметна окружающим. Но еще примерно 35 процентов детей имеют скрытую одаренность, которую педагог может (и обязан!) выявить. Востриков проводит специальные тренинги, чтобы выявить скрытую одаренность. Экспериментальные площадки по этому направлению созданы на базе школы N 47 (областного значения) и на базе гимназии N 1 (площадка федерального уровня). У нас тесная связь и с сельскими школами. Например, наши студенты недавно знакомились с интересным педагогическим коллективом Поросинской школы. Студенты, приехав в Поросино, воочию увидели, что можно сделать на базе обычной сельской школы, если там трудится настоящий творческий коллектив.
Из новых направлений можно отметить также этнокультурное. Как известно, Томск - город многонациональный, и воспитывать уважение к разным культурным традициям нужно с детства. Наши студенты, аспиранты, преподаватели ведут активную научно-методическую работу, сотрудничают, например, с педагогами Иванкинской школы, где обучаются дети народов Севера, с педагогами русско-германского детского сада. На основе большого практического опыта, который нарабатывают студенты, аспиранты, преподаватели, затем создаются новые методики и научные диссертации.
Кроме того, традиционно большой популярностью у абитуриентов пользуются такие специальности, как логопедия, дошкольная педагогика и психология, педагогика и методика народного образования. Учителя-экспериментаторы имеют возможность поступить в аспирантуру, проявить себя на научном поприще.
Надо сказать, что выпускники нашего факультета востребованы всегда. К нам часто звонят родители, которые ищут гувернантку для своего малыша либо репетитора для ребенка, отстающего в школе. Но дело не только в сиюминутной востребованности. Недавно мне довелось побывать в Монголии. И там, в элитарной школе, я встретила нашу бывшую выпускницу, которая считается одним из ведущих специалистов. Выпускники нашего факультета работают сегодня в Канаде, Австралии, США, европейских странах. И что интересно: уехав из страны, многие наши бывшие питомцы остались верны профессии. Значит, базовая подготовка такова, что дает возможность оставаться педагогом в самых разных условиях. Нас, преподавателей, это радует. Ежегодно на конкурсе "Учитель года" победителями становятся наши выпускники. В прошлом году лауреатом названа учительница начальных классов средней школы N 2 села Молчаново Галина Анатольевна Брагина. Ученый совет ТГПУ наградил ее бронзовой медалью "За заслуги в области образования". А наш факультет попросил Галину Анатольевну выступить перед студентами и преподавателями, чтобы узнать о ее опыте по нравственно-патриотическому воспитанию младших школьников.
Наших выпускников и аспирантов хорошо знают в Союзе детских организаций. Доцент К.С. Зыкова - бессменный председатель жюри различных конкурсов, проводимых этой федерацией.
На факультете есть лаборатория студенческих педагогических инициатив (руководит ею аспирант Роман Романов). Сотрудники лаборатории и студенты участвуют в различных конкурсах, получили грант для детского дома N 4, являются организаторами студенческой экономической инспекции "Томским рекам - чистые берега". В прошлом году они проводили летнюю гуманитарную школу для одаренных детей в Кемеровской области.
Остается добавить, что 25 марта мы ждем в гости на день открытых дверей старшеклассников области и города, где подробно расскажем об интересной жизни психолого-педагогического факультета.
Адрес приемной комиссии ТГПУ: г. Томск, пр. Комсомольский, 75, тел. 52-17-95.
Телефоны деканата психолого-педагогического факультета: 47-01-06, 47-01-05
Лиц. N 3541 от 16 апреля 2004 года.
Свидетельство о госаккредитации N 1506 от 25 мая 2004 года.
На правах рекламы.
ПРОФЕССОР ВАВИЛОВ - ЛАУРЕАТ ПРЕМИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
Постановлением Правительства РФ N 109 от 2 марта 2005 года заведующему отделом Научно-исследовательского института интроскопии при ТПУ доктору технических наук, профессору Владимиру Вавилову присвоено звание "Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники".
Владимир Вавилов - известный ученый в области неразрушающего контроля материалов и изделий, имеющий мировое признание и создавший собственную научную школу. Вся его трудовая деятельность прошла в Томском политехническом университете и НИИ интроскопии. В ТПУ Владимир Платонович читает лекции по методам неразрушающего контроля и интеллектуальным системам измерений. Он подготовил восемь кандидатов наук, опубликовал более 180 научных работ, имеет 18 изобретений, а также публикации на английском, испанском, португальском, китайском, французском и японском языках. Изобретения томича Вавилова, относящиеся к обнаружению скрытой воды в изделиях авиакосмической техники, нашли практическое применение в обследованиях самолетов и малосерийном выпуске приборов. Результаты его исследований используются в специальном машиностроении, при испытаниях космических аппаратов и корпусов самолетов, в строительстве и энергетике.
Владимир Вавилов выигрывал гранты правительств США, Канады, Японии, Китая, Финляндии, в течение двух лет выполнял грант Международного научного фонда. Уже многие годы томский ученый является членом оргкомитетов самых престижных национальных и международных конференций - европейского семинара "Евротерм", международной конференции "Термосенс", национальных конференций в Италии, Колумбии, Польше. Владимир Платонович читает лекции на английском, итальянском и польском языках, которыми свободно владеет.