Со следующей недели начинается Широкая Масленица
Масленица для русских - это все равно, что карнавал для итальянцев. Тем более что и первоначальный смысл праздников один и тот же. Ведь в переводе с итальянского "карнавал" (carne-val) означает "говядина, прощай!". А Масленица, предшествующая Великому посту, встарь называлась Мясопустом, потому что эту неделю запрещается есть мясо. Масленица, имеющая языческие корни (христианство, нарождаясь на Руси, приспосабливало древние праздники под новые), имеет еще и название Сырной недели. Так как по Церковному уставу каждый день считается сырным (сырный понедельник, сырный вторник и т. д.), а в народе "сырный" трансформировался в "масляный".
В течение этой седьмицы (в этом году - с 7 по 13 марта), в соответствии с тем же уставом, нельзя есть мясо, но можно все остальное скоромное - яйца, молочные продукты, рыбу, икру... Поскольку все эти продукты православные христиане, соблюдающие Великий пост, в следующий раз смогут попробовать только на Пасху, то ничего удивительного, что в течение Сырной седьмицы православная кухня изобилует особыми блюдами.
Наши предки (славяне-язычники) отмечали в это время весенний праздник - встречу весны и проводы зимы. Каждый день Масленой недели носит свое особое название, отражающее развлечение, которым народ предавался в этот день: понедельник - "встреча", вторник - "заигрыши", среда - "лакомки", четверг - "широкий", пятница - "тещины вечеринки", суббота - "золовкины посиделки", воскресенье - "прощеный день".
В понедельник люди начинали печь блины. Каждая хозяйка, встав рано поутру, заботилась о том, чтобы наготовить побольше всяких угощений, а хозяин зазывал гостей в дом. Масленичный разгул продолжался всю неделю и достигал своего апогея к концу недели. Вся крещеная Русь с чистосердечной простотой предавалась всевозможным потехам, которые почти без изменений повторялись из года в год. Существовало поверье, что не потешаться в широкую Масленицу - значит "жить в горькой беде и жизнь худо кончить".
Семь дней древняя Москва звенит бубенцами, кричит гармошками, горит пестрыми красками нарядов. Народ провожает надоевшую зиму, встречает долгожданную весну.
Торговые ряды в Масленичном городке ломятся от всевозможных лакомств. Пузатые самовары с бархатным чаем, душистые связки баранок, лавки с орехами и медовыми пряниками, да не обычными, а с узорами да надписями: "Кого люблю - тому дарю", "От милого подарок - дороже золота". Соленья, рыба, икра - ешь до отвала!
Но самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, грибами, с севрюжиной или осетриной - выбирай на любой вкус.
Где вы сможете прокатиться на расписных санях так, чтоб захватило дух? Спуститься с огромных ледяных гор? Покружиться на гигантских каруселях? Закружит вас широкая Масленица в танцах и хороводах - ноги сами пойдут в пляс под задорные частушки и прибаутки. А шуты и скоморохи насмешат до слез. В балаганах и театрах - представления без конца. А тот, кто не захочет остаться просто зрителем на этом празднике, может поучаствовать в маскараде. Нарядиться до неузнаваемости или закутаться в шубу до пят, выпить с медведем по чарке водки.
Не отставала и крестьянская Россия. Вот как празднование Масленичной недели в деревне описывал русский этнограф и историк С. Максимов: "Всюду весело, оживленно, всюду жизнь бьет ключом, так что перед глазами наблюдателя промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка. Но все-таки в этой панораме крестьянской жизни преобладают светлые тона: и слезы, и брань, и драка тонут в веселом смехе, в залихватской песне, в бравурных мотивах гармоники и в несмолкающем перезвоне бубенцов. Так что общее впечатление получается веселое и жизнерадостное: вы видите, что вся эта многолюдная деревенская улица поет, смеется, шутит, катается на санях. Катается особенно охотно: то там, то здесь из ворот вылетают тройки богачей с расписными, увитыми лентами дугами, или выбегают простенькие дровни, переполненные подвыпившими мужиками и бабами, во всю мочь горланящими песни".
Ну с тройками в современной Москве, конечно, вряд ли получится, но "съездки", т. е. грандиозные катания в каком-нибудь торговом селе, вполне уместны. До какой степени бывают велики эти "съездки", можно судить по тому, например, что "в селе Куденском (Вологодской губернии и уезда) лошадей на кругу бывает от 600 до 800...". И если мы вместо шикарной тройки вообразим новенькую иномарку, а вместо крестьянской лошадки - подержанный "жигуленок", представляете, какой славный римейк мог бы получиться... Заканчивается Масленица Прощеным воскресеньем, когда все просят друг у друга прощения за все обиды и непременно кланяются в ноги, ожидая отпущения всех прегрешений. В этот день также сжигают соломенное чучело - символ зимы. И провожают зиму до следующего года. А с Чистого понедельника (в этом году - 14 марта) начинается уже Великий пост.