Вместо Дня всех влюбленных в Белгороде празднуют День православной молодежи
"Мы долго думали, кого еще из артистов приглашать: "Тет-а-Тет" или Бичевскую, а потом зашел я как-то раз к нашему архиепископу, так он быстро все мои сомнения развеял"
Вчера Россия в очередной раз с грандиозным размахом отметила День всех влюбленных - иначе День святого Валентина, пришедший к нам с католического Запада и уже лет пятнадцать как успешно прижившийся на отечественных просторах. Единственным, пожалуй, городом в бывшей стране победившего социализма, где этот праздник был вполне официально отменен как идеологически чуждый, оказался Белгород. Впрочем, белгородским влюбленным была предложена достойная компенсация. Уже сегодня в ночных клубах, досуговых центрах и дискотеках Белгорода состоится широкомасштабное празднование Дня православной молодежи. Идея его родилась в недрах областной администрации, то есть там же, где в октябре 2004 года были сформулированы основные положения распоряжения губернатора Евгения Савченко "О проведении досугового культурно-массового мероприятия". После появления на свет этого прогрессивного документа, регламентирующего максимально допустимую громкость дискотечного звука (90-120 децибел), "плотность танцующих" на одном квадратном метре (не более двух человек) и музыкальный репертуар, который должен состоять "из высокохудожественных произведений отечественной и зарубежной классики, фольклора, современной эстрады и самодеятельных авторов" , сама мысль о таком фривольном мероприятии, как празднование Дня святого Валентина, казалась абсурдной и в некотором смысле даже кощунственной. Сотрудники белгородской индустрии развлечений встретили губернаторскую инициативу глухим ропотом.
Православный брейк
"Ветер бурь, у меня еще есть адреса... " - донесся из динамиков монументально-страдальческий рев исполнителя, судя по всему, находящегося в состоянии глубокой депрессии, а может быть, и склонного к суициду. Эта композиция, одно из произведений иркутского "Театра пилигримов" , призвана стать гвоздем программы детско-юношеского православного праздника, альтернативного "неблагонадежному" Валентину. Павел Беспаленко, начальник управления по делам молодежи администрации Белгородской области, уже договорился с религиозно настроенными музыкантами о гастрольном туре с остановками во всех крупных населенных пунктах региона. Даже репертуар утвердили - с "Мастером и Маргаритой" во первых строках. В тот момент, когда я беседовал с симпатичнейшим Павлом Николаевичем, ему оставалось решить один-единственный пустяковый вопрос: "Мастер" от "Пилигримов" - это мистерия или рок-опера? "Мы долго думали, кого еще из артистов приглашать: "Тет-а-Тет" или Бичевскую, - предавался воспоминаниям Павел Николаевич. - А потом зашел я как-то раз к нашему архиепископу, так он быстро все мои сомнения развеял. Вон, говорит, у меня в приемной молодежь сидит, давайте у нее спросим. Спросили - и выбрали как раз Бичевскую. Впрочем, в запасе у тружеников обладминистрации имеются и другие номера: брейк-данс, выступление фольклорных коллективов, - с точки зрения православия, впрочем, тоже весьма сомнительные. Однако когда я обратил на это обстоятельство внимание непосредственной подчиненной Павла Николаевича Натальи Братчиной, она лишь печально вздохнула: "Да есть там православие, есть! Надо только повнимательнее к этим исполнителям присмотреться, прислушаться". Оба ответственных работника знают, что говорят: воспитанием подрастающего поколения они занимаются уже не первый год. Со списками "запрещенных групп" сверялись еще во времена тоталитаризма и по тому знают, что, например, в песне "Moskau" западногерманской группы "Чингисхан" (ну вы помните: "Москау, Москау, закидаем бомбами, будет вам Олимпиада, о-ха-ха-ха-ха!") на самом деле нет ничего предосудительного. В то же время творческий дуэт Беспаленко - Братчина находится в курсе и последних тенденций в молодежной культуре. Что уж там говорить о православной мистерии! Их не собьешь с толку даже такими словечками, как "ди-джей" , "эм-си" , "микс". Но вот явная аморальность некоторых музыкальных произведений, отсутствие на танцполе малейших признаков нравственности чиновников беспокоит. Нет, они не собираются возвращаться к жесткому регулированию и вводить запрет на исполнение конкретных композиций. Но совсем без руля и ветрил - нет уж, увольте!
Голубые под запретом
После принятия распоряжения о досуге Наталья Васильевна лично объехала с ревизией многие подведомственные клубы и дискотеки. И что вы думаете? В одном из увеселительных заведений Старооскольского района своими глазами увидела, как вниманию отдыхающих демонстративно предлагали повсеместно запрещенный видеоклип двух исполнителей нетрадиционной в здешних краях ориентации. Имен скандальных артистов Братчина уже не припомнит, зато точно знает: глава местной администрации - факт наивозмутительнейший! - находился в абсолютном неведении по поводу того, какую противоестественную мерзость крутили у него, можно сказать, под самым носом. Пришлось поставить расслабившемуся руководителю на вид, и результат не замедлил сказаться: сейчас культурный досуг старооскольцев возвращен в цивилизованное русло. "А много вообще было претензий по репертуару?" - осведомился я. "Да при чем тут репертуар? - искренне возмутилась Наталья Васильевна. - Вот вы сейчас, наверное, и про Шнура спросите. Так вот, и у него есть приличные песни, а мат в любом случае вне закона". "Мы ведь боремся за повышение уровня обслуживания населения, - объяснил мне Павел Николаевич. - Последнее распоряжение - только часть большой программы улучшения качества жизни в области. А о каком качестве может идти речь, когда народу в зале - как селедок в бочке, туалета нет, а ведущий, извините за некрасивое выражение, дебил, который ставит такую музыку и так общается с залом, что это только отупляет аудиторию?" Впрочем, по свидетельству администратора Беспаленко, проблема вопиющего слабоумия ди-джеев для развлекательных заведений области нетипична. В основном претензии к дискотекам и ночным клубам сводятся как раз к несоблюдению ими противопожарных правил, санитарных норм, техники безопасности и участию в вечеринках до неприличия упившегося контингента из числа несовершеннолетних. Беспощадная борьба с этими социальными язвами привела к тому, что из 185 дискотек, действовавших в Белгородской области до губернаторского распоряжения, до наших дней дожили лишь 135. "Ведь наша главная беда какая? - пытал меня администратор Беспаленко. И сам же отвечал на свой вопрос: - Отсутствие информации. Интернет не развит, новостями народ не интересуется - подрастающее поколение не развивается". Тут я счел необходимым уточнить, какого рода информация в белгородских дискотеках считается дефицитной. Оказалось, что практически любая. В связи с этим наставники молодежи из обладминистрации считают целесообразным прерывать легкомысленные танцульки "информационными вставками" , знакомящими посетителей с проблемами текущей государственной политики и даже, не побоюсь этого слова, экономики. "То есть, - в крайнем изумлении уточнил я, - вы собираетесь проводить там политинформации?" "А почему бы и нет? - беспечно отозвался администратор Беспаленко. - Ведь весь вопрос в подаче. Я вот хоть и вышел из молодежного возраста, с удовольствием смотрю новостные блоки Василия Куйбара на Муз-ТВ. Молодец, увлекательно так все рассказывает". Что же касается Дня святого Валентина, то тут Беспаленко и вовсе несгибаем: не наш это праздник! Да и святой этот Валентин был какой-то странный, грешникам потворствовал.
В общем, на Белгородчине никто пропагандой Дня влюбленных заниматься не станет. После Хэллоуина - дураков нет.
Гоняем чертей
Чертовщина в Белгороде началась примерно за неделю до Дня всех святых. Группа энтузиастов, которая теперь предпочитает сохранять анонимность, решила отметить неумолимо надвигающийся Хэллоуин во всем его нездешнем великолепии: с резными тыквами, свечами, вампирами и прочей . нечистью. Все честь по чести: договорились об аренде помещения, направили письмо в администрацию, указали ответственных за пожарную безопасность, словом, соблюли все формальности. Однако ответ, пришедший из обладминистрации, поверг организаторов карнавала в состояние грогги. "Представляешь, - жаловались мне организаторы, - черным по белому написали: дескать, данной вечеринкой вы пропагандируете сатанизм. К тому же звезды, которые в ней намерены участвовать, - второсортные. Какой, к черту, сатанизм? Какие второсортные звезды? Да к нам ди-джей Viper из Москвы должен был приехать. Куда уж круче?" Впрочем, обладминистрация не сочла нужным губить инициативу снизу совсем уж на корню и предложила собственный сценарий возможного празднования. Вместо Дня всех святых - "молодежный" бал, вместо Viper - ВИА, фольклорные коллективы и юные дарования белгородчины. Правда, такая метаморфоза энтузиастов Хэллоуина как-то не воодушевила, и веселье едва не сорвалось. В последний момент выручило знание истории: кто-то припомнил, что как раз осенью Советский Союз запустил первый спутник, и в итоге на рассмотрение "худсовета" был представлен новый план. "Пришлось такую пургу гнать, - с нескрываемым отвращением поделились со мной представители свободолюбивой молодежи Белгорода, - про то, что своим танцевальным вечером мы воспитываем патриотизм, про героев - покорителей пространства, о том, что нынешние подростки совсем забыли о достижениях отцов и дедов".
В общем, Хэллоуин срочно переименовали в "Открытый космос". Дискотека состоялась, хотя легендарный Viper на нее так и не приехал - известия о белгородских нововведениях его, мягко говоря, расстроили. О том, чтобы погулять на День святого Валентина, после этого никто даже и не думал: понятно, что получить разрешение все равно не удастся, а снова подбирать какие-то сомнительные поводы и маскироваться, скажем, под Сретение, не хочется...
"Показать весь маразм"
"Как только издали это распоряжение, так сразу у нас нарушения начали выявлять, - сообщил мне администратор очень крупного белгородского клуба. - Пьяные у нас тут же нашлись, несовершеннолетние. Такое впечатление, что эти проверяющие специально малолеток перед собой в зал запускали, а потом сами входили". "Меня уже несколько раз на беседу в администрацию вызывали, - поведал другой представитель белгородского музыкального подполья. - Орали, грозили. А все потому, что я начал публично критиковать "политику партии". Не подумай, без оскорблений. Просто показал им весь ее маразм".
Вообще, как удалось выяснить, после первой волны проверок владельцев белгородских частных клубов и дискотек теперь почти не беспокоят. Перестали появляться ревизоры и в муниципальных заведениях типа домов культуры: все они "построены" и свято чтят рекомендации "худсовета". Тем же, кто хочет работать самостоятельно и время от времени проводить концерты или праздники вне специально отведенных для этого мест, деваться особенно некуда: они должны либо забыть о своих сумасбродных идеях, либо выходить в "открытый космос" , либо идти под крыло так называемого Центра молодежных инициатив (ЦМИ). Впрочем, там тоже особенно не разгуляешься: программа любого мероприятия все равно будет согласована и утверждена в рамках свежепринятой морально-нравственной доктрины.
Народ требует Бритни Спирс
Раньше в белгородском Центре молодежных инициатив базировался самый обычный Дом культуры. Однако еще года три назад его было решено переоборудовать в некое подобие питерского рок-клуба. То есть создать место, где молодые дарования могли бы резвиться под чутким руководством чиновников из обладминистрации. Именно в этом эпицентре культурной жизни, по словам Павла Беспаленко, я мог бы пообщаться с местными, так сказать, неформалами. Впрочем, в тот день деятелей андерграунда в центре собралось всего трое: ветеран-брейкер Данила Гугля, руководитель местной дискотеки Александр Смотров и ди-джей Александр Хромых. "Администрация выделила деньги, аппаратуры почти на 30 тысяч долларов закупили - звук, свет. Лучшая в городе" , - бодро доложил мне Смотров.
"Тут в клуб "Арт-Студия" ди-джей Град приезжал, я ходил слушать - никакого удовольствия. Место модное, а техника никакая, у нас на порядок лучше" , - поддержал престиж альма-матер ди-джей Хромых. Брейкер-ветеран Гугля в продолжение этого разговора не издал ни звука и вообще был явно не в духе. "Информационные вставки делаете, новости читаете?" - живо интересовался я.
"Да нет, не делаем. По-моему, по формату это дискотекам не подходит. Дико как-то будет" , - приуныл Хромых.
"Но вообще, наверное, можно что-то на эту тему придумать" , - одернул соратника политкорректный Смотров, неодобрительно покорившись на молчаливого Гуглю. "А репертуар какой?" - продолжал пытать я.
"Да попсу галимую крутить приходится, - деятели андерграунда на глазах сдавали одну позицию за другой, - Бритни Спирс, "Бэкстрит бойз" - главные хиты. Иначе просто танцевать никто не будет". - "А дискотеки вообще часто проходят?" - "Раз в месяц" , - совсем уже загробным голосом отозвался Хромых.
"Бывает, что и чаще" , - вяло поправил единомышленника Смотров. Брейкер-ветеран Гугля продолжал упорно молчать. Лишь на прощание он посоветовал мне заглянуть во Дворец пионеров, то бишь Дом детского творчества: именно сегодня там репетирует брейк-коллектив Quick Sliding - конкуренты воспитанников Гугли из команды "Облако 9" и одни из самых ярких представителей корневой белгородской хип-хоп культуры...
Помесь "Валенок" с "Сувениром"
С виду Quick Sliding - обычная шпана. Встретишь таких неформалов из Дворца пионеров ночью на улице - последнее, о чем подумаешь, так это о том, что перед тобой авангард белгородского брейка. Но в целом парни безобидные. В момент моего приезда они активно обсуждали программу своего выступления на торжественном концерте, посвященном грядущему 8 Марта. Поначалу думали выехать на старом номере - "Валенках" , совместной работе с коллективом народных танцев. Но не прокатило. На этот раз нестандартно мыслящее руководство Дома детского творчества решило скрестить брейк с эстрадными танцорами из ансамбля "Сувенир" , так что придется проводить новые репетиции. На вопрос, не оскорбительны ли подобные творческие альянсы для настоящих неформалов, предводитель Quick Sliding Джон (в миру Женя Дятлов) ответил: "Ну мы же, это, ну, типа, артисты. Просят выступить - конечно, выступим, какие вопросы?" Впрочем, потом он дал мне другое объяснение своей лояльности, суть которого сводилась к тому, что, если его парни начнут артачиться и не примут участия в каком-нибудь очередном торжестве, из Дома детского творчества их просто попрут. Найти в Белгороде новую репетиционную базу будет непросто - практически все более или менее подходящие залы подконтрольны городским или областным властям.
Сугубо частный "хаус"
Бар "Арт-Студии" , наиболее прогрессивного белгородского "ночника" , встречает посетителей оптимистичным неоном: "С возвращением!" Танцпол пустоват, норма "два тела на метр" перевыполняется с большим запасом. Репертуар здесь абсолютно заурядный, клубный. Никто не требует ни "Мурки" , ни Алены Алиной, даже о Бритни Спирс не заикаются - мнутся под стандартный "хаус". "Нас нововведения практически не затронули. Я, честно говоря, даже это пресловутое распоряжение в глаза не видел, - утверждает Андрей Лудан, он же Андрей Меломанов, он же ди-джей Мел, арт-директор клуба. Никаких сложностей Андрей не видит и в том, чтобы как следует отметить День святого Валентина. Говорит, как порешил, так и сделал: организовал тематическую вечеринку, благо статус частного предприятия позволяет не утверждать репертуар каждого ди-джейского сета. С несовершеннолетними, конечно, сложнее. Бывает, пытаются прорваться в клуб "лица, не достигшие... ". Но с этим явлением служба безопасности заведения боролась и до инициатив губернатора Савченко. Ди-джей Paulland, или просто Паша, когда-то учился у Мела. Теперь уже самостоятельно крутит винил, точнее компакт-диски, в "Арт-Студии". Параллельно учится на экономиста в Белгородском университете. Видимо, работать будет по специальности, хотя сейчас музыка - его главное увлечение и Паша крайне педантично относится к своим обязанностям, даже записывает собственные выступления, чтобы позже провести работу над ошибками. В день моего визита сет прошел без сучка и задоринки. Тем не менее Паша был меланхоличен. "Уеду я отсюда, - грустно говорит он. - Надо же прогрессировать, смотреть, как другие работают. А на кого здесь смотреть? И главное, где? "Совок" какой-то... "
***
Своими глазами увидела, как вниманию отдыхающих демонстративно предлагали повсеместно запрещенный видеоклип двух исполнителей нетрадиционной в здешних краях ориентации
***
Наставники молодежи из обладминистрации считают целесообразным прерывать легкомысленные танцульки "информационными вставками" , знакомящими посетителей с проблемами текущей государственной политики
***
Со списками "запрещенных групп" сверялись еще во времена тоталитаризма и потому знают, что, например, в песне "Moskau" западногерманской группы "Чингисхан" (ну вы помните: "Москау, Москау, закидаем бомбами, будет вам Олимпиада, о-ха-ха-ха-ха!") на самом деле нет ничего предосудительного