Главная >> 5 >> 11

ХМЕЛЬНАЯ, РАЗГУЛЬНАЯ...

Масленица, пришедшая к нам из язычества, как видно, прижилась и в цивилизованном обществе...


С 16 по 22 февраля у нас отмечали Масленицу - праздник, традиционно ассоциирующийся с блинным раздольем, народными гуляньями и снежными боями. Однако Масленица - это не просто шумная и хмельная встреча весны. В православном церковном календаре она носит название Седмица сырная (Масленица).


Седмица сырная, по сути своей, постный праздник, поскольку мясную пищу употреблять уже нельзя, а вот молоко и яйца еще разрешаются. Вступая в свои права с понедельника, Масленица веселится целых семь дней, до Прощеного воскресенья, после которого до самой Пасхи наступает время воздержания. Как только не величали Масленицу на Руси - и "хмельная", и "разгульная", и "обжорная"... Сегодня подлинного масленичного размаха уже и не увидать, а вот несколько столетий назад все дни праздника проходили по освященному веками сценарию. Каждый день имел название и собственное значение. Так, в понедельник надлежало Масленицу встретить - для этого наряжали соломенную куклу в женское платье и относили на самую высокую горку, чтобы увидела, откуда весна идет. В этот день раздавали блины нищим для поминовения умерших.


Второй день носил название "заигрыши": парни приглядывали себе невест и, соответственно, заигрывали всеми доступными способами, например, звали кататься с горки. А вот в среду для состоявшихся зятьев наступало самое приятное время - с раннего утра начинали их потчевать блинами непривычно мирные и щедрые тещи. А как иначе - ведь праздник!


В "широкий" четверг гуляли все, устраивались карнавалы, застолья не прекращались до утра, молодежь устраивала кулачные бои, а уж сколько съедалось в этот день блинов - не перечесть.


В пятницу наступали "тещины вечерки", когда зятья должны были привечать тещу и тестя, угощать их блинами. Накануне с вечера теща присылала в семью дочки кадушки, сковородки, а тесть - все необходимое для теста. Ставил же опару, месил тесто и выпекал пушистые блины уже сам зять (вот ведь какие были мужчины в прежние времена!). Если зять пренебрегал традициями и не звал в пятницу родителей жены, это могло привести к полному разрыву в отношениях, поскольку более явного неуважения трудно было представить. Возможности загладить свою оплошность у молодого уже не было.


В субботу на "золовкины посиделки" свои умения и таланты демонстрировали юные невестки, а новые родственники их оценивали и дегустировали "гостевые" блины. А в Прощеное воскресенье ликвидировали последствия разгульного праздника - сжигали чучело, просили друг у друга прощения, забывали былые обиды. В этот день можно было последний раз перед постом употреблять спиртное, что, конечно, сказывалось на состоянии празднующих...


Конечно, нынче не все веселились в этот праздник, как было заведено у предков, но то, что Музей архитектуры и быта в Пирогово не пустовал, - факт. Ведь именно там можно было увидеть настоящий масленичный обряд колодия и сжигание "дидуха" (а не символического чучела зимы, как это делали в других местах Киева).


Вообще-то, колодий получил свое название от колодки - деревяшки, которую привязывали к ноге или руке тем, кто не успел за зиму вступить в брак. Такая же колодка привязывалась и их родителям. А отвязывали ее только за магарыч. Кстати, в дедовские или даже прадедовские времена замужние дамы имели полное право всю масленичную неделю ходить по шинкам-кабакам и развлекаться, как говорится на все сто. Сегодня вольности такой у них уже нет, хотя в веселье, блинах, катании на лошадях никто им в этот день в Пирогово не отказывал. Даже мужья...